«Уцелевший из Варшавы»
«Уцеле́вший из Варша́вы» (англ. «A Survivor from Warsaw»), кантата А. Шёнберга для чтеца, мужского хора и оркестра ор. 46.
Создана в американский период творчества Шёнберга, когда композитор обосновался в Лос-Анджелесе. Сочинение продолжительностью около 8 минут написано в августе 1947 г. по заказу Фонда С. А. Кусевицкого. Кантата считается одним из первых сочинений, отражающих тему Холокоста в музыке. Либретто, составленное на основе свидетельств о буднях Варшавского гетто и преследованиях евреев во время Второй мировой войны, принадлежит композитору, соединившему в нём разные источники. Текст написан на английском языке с включением реплик на немецком (окрики охранника) и молитвы на древнееврейском. Произведение было записано Шёнбергом в виде дирекциона, партитуру под его руководством подготовил Р. Лейбовиц.
Впервые исполнена 4 ноября 1948 г. в Альбукерке (штат Нью-Мексико, США) Гражданским симфоническим оркестром Альбукерке (в 1976–2011 Симфонический оркестр Нью-Мексико) под управлением К. Фредерикка, чтец – Ш. Смит.
В кантате повествуется об эпизоде из жизни концлагеря. Подъём затемно, выкрики фельдфебеля, избиения, приказ пересчитаться перед казнью. И вдруг приговорённые к смерти все как один начинают петь древнюю еврейскую молитву Шма. «Shema Jisroel в конце имеет для меня особое значение, – писал композитор своему издателю Курту Листу. – Думаю, Shema Jisroel – это признание в вере, исповедь еврея. <…> Чудо состоит в том, что все эти люди, возможно, годами забывавшие, что они евреи, внезапно очутившись перед лицом смерти, вспоминают, кто они есть» (письмо от 1 ноября 1948 г., цит. по: Muxeneder. 2002. S. 149).
Рассказ ведётся от имени выжившего узника концлагеря (чтец). Его партия выдержана в манере Sprechstimme: записана на одной линейке, с фиксацией ритма и относительной высоты произнесения.
Ключевое событие – появление молитвы Шма (такт 80) в конце кантаты в унисон у мужского хора, вступающего здесь впервые. Текст, взятый из Ветхого Завета, используется у иудеев в качестве ежедневной, а также предсмертной молитвы. Шёнберг заимствует её начальный фрагмент (Второзаконие, 6: 4–7). Несмотря на трагизм ситуации, звучание Шма приобретает у Шёнберга гимнический, триумфальный характер. Это высшая точка сочинения, к которой устремлено всё предшествующее развитие. (Ранее, в качестве предвестия, начальная фраза мелодии «Schema Yisroel» звучала в тактах 19–21 у валторны на словах чтеца о «древней молитве».)
Кантата написана в серийной технике, её серия: b – h – e – c – as – g – d – f – des – fis – a – es. В начале серия дается в виде вертикально-горизонтальных комплексов по 6 звуков, будучи распределённой между разными оркестровыми голосами. Кульминационный характер завершения кантаты подчёркнут тем, что на молитву Шма приходится первое мелодическое проведение серии в её основном виде (от звука b). Дальнейшее развёртывание песнопения основано на других формах и транспозициях серии, вновь в чисто мелодическом виде. Таким образом, движение к кульминации сочинения осуществляется параллельно со звуковысотным развитием: появлению текста древней молитвы отвечает обретение в целостном, слышимом, законченном виде «основной конфигурации» – серии сочинения.
Важную роль в гармонии играет также увеличенное трезвучие, образуемое 3-м, 4-м и 5-м звуками серии. В частности, последовательность увеличенных трезвучий, повышающихся с каждым шагом на полутон, лежит в основе большого нарастания перед вступлением Шма.
Музыкальное изложение по стилю близко атональным опусам Шёнберга, и прежде всего его монодраме «Ожидание» (1909). Как и в «Ожидании», в «Уцелевшем из Варшавы» музыкальная ткань состоит главным образом из отдельных кратких фраз, импульсов и «вспышек», изолированных в плане фактурном, динамическом и инструментальном. Таково, в частности, оркестровое вступление и первые такты рассказа, где разрозненные звуковые элементы сопоставляются почти в пуантилистической манере. Здесь и далее Шёнберг широко использует преображённые почти до неузнаваемости инструментальные тембры (сol legno, сol legno battuto, pizzicato и тремоло у струнных, frullato у духовых и др.), которые порой делают почти неразличимой точную звуковысотность. Чередование контрастных, трепещущих звуковых «пятен» и «вскриков» создает атмосферу хаоса и смятения. Появление в конце еврейской молитвы знаменует перелом в музыкально-драматургическом развитии от видимой энтропии к связной, организованной музыкальной материи.
Премьера кантаты в Европе последовала вскоре после американской: в декабре 1948 г. её исполнил Р. Лейбовиц в Париже с Симфоническим оркестром радио (концерт транслировался 20 декабря). Российская премьера «Уцелевшего из Варшавы» состоялась 18 марта 1968 г. в Большом зале Московской консерватории под управлением Е. Ф. Светланова в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР при участии группы басов Государственного московского хора, чтец – Я. М. Смоленский.