Филиал Института Маркса – Энгельса – Ленина в Тбилиси
Филиа́л Институ́та Ма́ркса – Э́нгельса – Ле́нина в Тбили́си, административное здание, памятник советского неоклассицизма в Грузии. Построено в 1936–1937 гг. по проекту архитектора А. В. Щусева на проспекте Руставели.
Один из первых примеров реализации тезиса И. В. Сталина «национальное по форме, социалистическое по содержанию» применительно к сооружению (Сталин И. О национальном вопросе и национальной культуре // Культура и письменность Востока. Москва, 1931. Книга 7–8. С. 8–9), ставший эталонным и отмеченный Сталинской премией 1-й степени автору проекта (в 1941 за 1938). Здание отразило трансформационные процессы в архитектуре СССР середины 1930-х гг., переход от многообразия методов и подходов к принципу освоения классического и национального наследия. Сохранилось с утратами.
В 1933 г. был объявлен конкурс на центральное партийное научно-исследовательское учреждение Грузии – Институт Сталина в Тифлисе. В закрытом конкурсе участвовали московские архитекторы И. А. Фомин, В. Д. Кокорин, А. В. Власов, А. В. Щусев, Н. Х. Поляков и тифлисские архитекторы старшего поколения – Н. П. Северов и М. Г. Калашников (Джаши. 1956. С. 36). В соответствии с установкой на синтез искусств все проекты предполагали широкое использование согласованных с архитектурной основой рельефов и скульптурных групп.
Грузинская интеллигенция, например сотрудники Академии художеств – скульптор Я. И. Николадзе и историк архитектуры Г. Н. Чубинашвили, поддерживала вариант Н. П. Северова (ситуацию, сложившуюся вокруг конкурса, описал Е. Е. Лансере: Лансере Е. Е. Дневники. Кн. 2. Москва, 2008. С. 321), но, несмотря на это, в 1933 г. лучшим был назван проект А. В. Щусева со строго симметричным планом. Тогда началась разработка скульптурного оформления: размещённых в простенках больших горельефов по эскизам Николадзе и барельефного фриза по рисункам Лансере и И. А. Шарлеманя (Павлинов П. С. Е. Е. Лансере на Кавказе. Москва, 2018. С. 274). По первоначальному замыслу, завершать фасад должна была бронзовая статуя И. В. Сталина.
В мае 1934 г. решением Политбюро ЦК ВКП(б) Институт Сталина был реорганизован в филиал Института Маркса – Энгельса – Ленина (ИМЭЛ). Претерпевший изменения проект А. В. Щусева был окончательно утверждён в 1936 г. в результате объявленного Л. П. Берией нового закрытого архитектурного конкурса. Рабочая документация к этому проекту разрабатывалась в мастерской «Закстрой» под руководством Н. П. Северова.
Со стороны главного фасада по проспекту Руставели реализованное по проекту Щусева здание воспринимается единым объёмом. Центральный корпус и два боковых крыла образуют П-образный план; с задней стороны по центру к нему примыкает полукруглый объём конференц-зала. Центр главного фасада занимает монументальная лоджия со сдвоенными двенадцатигранными колоннами колоссального ордера. Над портиком тянется фриз – барельефы с эпизодами из истории и современной жизни Советской Грузии (скульптор Т. Г. Абакелия; сохранился частично), который прерывался над каждой парой колонн портретными медальонами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и И. В. Сталина. Сюжетами фриза стали демонстрация 1902 г. в Батуми, вооружённое восстание 1921 г., индустриализация, сельское хозяйство и быт грузинского народа. На боковых объёмах помещались большие горельефы с изображениями Сталина в окружении рабочих и крестьян (скульптор Я. И. Николадзе; не сохранились).
Главный фасад завершается карнизом, опирающимся на ряд массивных консолей: их частый ритм не совпадает с решением фриза. Боковые и задний фасады оформлены пилястрами, которые также членят боковые объемы главного фасада. Задний фасад оживлён лоджиями и террасами.
В основе декоративного языка филиала ИМЭЛ – преимущественно формы зодчества Закавказья 11–13 вв. Там Щусев заимствовал мотивы переплетающихся колец, используя их в композициях карниза и прямоугольного портала главного входа (завершение барабана собора в Никорцминде, 1010–1014). Четкий геометризм композиции портала, с одной стороны, соответствует постконструктивистской практике, с другой – имеет и национальные корни (церковь Цугругашени, 1212–1222). Капители пилястр и колонн также несут средневековые мотивы (западный фасад собора в Никорцминде).
Внутреннее пространство (интерьеры ныне не сохранились) было организовано вокруг главного вестибюля с мраморной статуей И. В. Сталина (скульптор С. Я. Какабадзе, не сохранилась): тёмно-красный мрамор пола и красный – стен создавали яркий цветовой контраст с двойным рядом беломраморных опор, оформлявших центральную часть вестибюля (внутренний ряд – из шестигранных колонн, внешний – из четырёхугольных столбов).Конференц-зал в виде амфитеатра оформляли живописные панно на темы «Сталинианы», выполненные У. М. Джапаридзе. Верхний ярус конференц-зала состоял из почти сплошной ленты тройных окон, что давало эффект проницаемости стены.
Щусев создавал национальную форму, выбирая определённые материалы: при строительстве применялись местный болнисский туф, тёмный курсебский тешенит и сандарский андезитобазальт. Архитектор разрабатывал новую трактовку современной национальной архитектуры с использованием форм и колорита древнего зодчества: «В этой работе я стараюсь выявить новые архитектурные образы для Грузии. Я стараюсь найти преемственность великой классической культуры в грузинском искусстве и на этой основе дать новые образы современной архитектуры» (Щусев. 1937. С. 23). Щусев разрабатывал национальный стиль Грузии, которому свойственны геометричность, стройность пропорций и строгость форм. Использование ряда характерных для грузинской архитектуры черт (роль лоджий и террас, значение стены, место рельефов в раскрытии архитектурного образа и т. д.) при классической основе композиции было сочтено достаточным для создания национального по форме произведения. Однако многое подчинено имевшейся схеме монументального сооружения, и ряд мотивов носят чисто формальный характер (так, лоджия главного фасада не защищает интерьер от знойного солнца в течение всего дня, зато придаёт парадность зданию). Архитектура филиала ИМЭЛ признавалась оптимальной и показательной, отмечалось лишь, что «несколько сухи боковые фасады, выходящие на узкие улицы» (Северов. 1941. С. 10). В целом он стал программным сооружением с точки зрения официальной архитектурной теории (Корнфельд. 1939. С. 30), примером «правильного» воплощения национальной формы в советской практике 1930-х гг.
Институт занимал здание до 1991 г., в 1992–1997 гг. там размещался парламент Грузии, позже – Центральная избирательная комиссия, затем – правительство Абхазской Автономной Республики и Конституционный суд. В 2007 г. здание было лишено статуса объекта культурного наследия и передано частным инвесторам с планами полного демонтажа и строительства на его месте гостиницы сети Kempinski Hotels категории «5 звёзд». Работы по сносу прекратились в 2011 г., когда была разрушена часть северо-западного крыла, уничтожены интерьеры и демонтирована кровля. В 2012 г. здание стало собственностью компании Millennium Hotels and Resorts, которая возобновила работы с сохранением фасадов. В результате оно стало частью гостиничного комплекса The Biltmore Tbilisi Hotel (открылся в 2016): их соединил между собой стеклянный мост.