#Выпускники Свободных мастерских – Вхутемаса – ВхутеинаВыпускники Свободных мастерских – Вхутемаса – ВхутеинаИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегВыпускники Свободных мастерских – Вхутемаса – ВхутеинаВыпускники Свободных мастерских – Вхутемаса – ВхутеинаНайденo 10 статейАрхитекторы, градостроителиАрхитекторы, градостроители Павлов Леонид НиколаевичПа́влов Леони́д Никола́евич (1909–1990), российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1975). В 1930-е гг. работал в русле конструктивизма, в 1940-е гг. – советского неоклассицизма (станция метро «Серпуховская» в Москве, ныне «Добрынинская»; 1950), в 1950-е гг. вернулся к принципам модернизма, со 2-й половины 1970-х гг. создавал сооружения в духе постмодернизма. Основные постройки в Москве: новый корпус здания Госплана СССР в Георгиевском переулке (1965–1969); вычислительные центры ЦСУ СССР (1968–1980), Госплана СССР (1970), Госбанка СССР (1974–1996); Музей «Траурный поезд В. И. Ленина» у Павелецкого вокзала (1977–1979), станции метро «Серпуховская» и «Нагатинская» (обе – 1983). С 1934 г. преподавал в Московском архитектурном институте (МАРХИ).Архитекторы, градостроители Поляков Леонид МихайловичПоляко́в Леони́д Миха́йлович (1906–1965), российский архитектор, действительный член Академии архитектуры СССР (1950). До конца 1930-х гг. работал в русле советского неоклассицизма (станция метро «Курская-радиальная», 1938; арка главного входа ВСХВ, 1939; обе в Москве). В 1948–1950 гг. главный архитектор г. Севастополь. В послевоенный период обратился к языку стиля ампир (гостиница «Ленинградская», 1949–1952; станция метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, 1953; все в Москве). После постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955) подвергнут резкой критике, сосредоточился на педагогической работе в Московском центральном художественно-промышленном училище (с 1948 Московское высшее художественно-промышленное училище, ныне Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова; 1947–1950 и 1958–1965; профессор с 1963). Сталинская премия 2-й степени (1948, лишён в 1955; 1949). Награждён орденом Ленина (1952).Скульпторы Зале КарлисЗа́ле Ка́рлис (1888–1942), латвийский скульптор. Участник осуществления плана монументальной пропаганды: бронзовые памятники Н. А. Добролюбову (1918) и Дж. Гарибальди в Петрограде (1919; оба не сохранились), и др. Создал символические монументальные образы (ансамбль Братского кладбища, 1924–1938, «Памятник свободы», 1931–1935, оба – в Риге). Исполнял также станковые произведения (горельеф «Рыбак», гранит, 1939, Музей г. Мальмё, Швеция).Живописцы Нисский Георгий ГригорьевичНи́сский Гео́ргий Григо́рьевич (1903–1987), российский живописец, график. Народный художник РСФСР (1965), действительный член Академии художеств СССР (1958). Создавал динамичные по ритму, декоративно-обобщённые пейзажи («Подмосковная рокада», 1957).Архитекторы, градостроители Минкус Михаил АдольфовичМи́нкус Михаи́л Адо́льфович (1905–1963), российский архитектор. Работал преимущественно в Москве. Среди работ: высотное здание МИД в Москве (1948–1952, совместно с В. Г. Гельфрейхом), комплекс посольства СССР в Дели (1956–1959, совместно с Н. С. Полюдовым), генплан московского микрорайона Давыдково (1960–1963, с соавторами; осуществлялся с 1965). Сталинская премия 1-й степени (1949 за 1948).Графики Пахомов Алексей ФёдоровичПахо́мов Алексе́й Фёдорович (1900–1973), российский график и живописец, народный художник СССР (1971), действительный член Академии художеств СССР (1964). Член Объединения новых течений в искусстве (1922–1923), общества «Круг художников» (1926–1931). Ранние произведения под влиянием сезаннизма и кубизма («Девушка в голубом», 1929, Русский музей, Санкт-Петербург). Один из основоположников советской детской книжной иллюстрации («Мастер-ломастер» С. Я. Маршака, 1930; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского, 1938, и др.). В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. создал серию «Ленинград в дни войны и блокады» (1941–1945). Преподавал в ИЖСА (ныне Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, 1948–1973; профессор с 1949). Государственная премия СССР (1946, 1973).Живописцы Лепорская Анна АлександровнаЛепо́рская А́нна Алекса́ндровна (1900–1982), российский живописец, дизайнер. Стилистически близка к супрематизму: «Жницы» (1932–1934, Московский центр искусств). В работах по декоративно-цветовому оформлению интерьеров сотрудничала с К. С. Малевичем, Н. М. Суетиным (павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 в Париже и 1939 в Нью-Йорке); работала самостоятельно (павильон «Ленинград» на ВСХВ в Москве, 1939–1940). С 1942 г. на Ленинградском фарфоровом заводе создавала скульптурные модели фарфоровых ваз, кувшинов, сервизов и др.Архитекторы, градостроители Щусев Алексей ВикторовичЩу́сев Алексе́й Ви́кторович (1873–1949), российский архитектор, реставратор, исследователь, музейный деятель; академик архитектуры Императорской Академии художеств (1910), действительный член Академии архитектуры СССР (1939) и Академии наук СССР (1943). Крупный мастер церковного зодчества неорусского стиля (храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле, 1913–1917; отреставрирован к 1980; ныне в Тульской области), также использовал как основу для стилизации нарышкинский стиль (Казанский вокзал в Москве, 1-я очередь, 1913–1926; 2-я очередь завершена в 1940) и другие источники. Среди его сооружений: деревянный (1924) и каменный (1930) Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади, здание Наркомата земледелия (1933), окончательная версия проекта гостиницы «Москва» (завершена в 1938), здания институтов АН СССР на современном Ленинском проспекте (все – в Москве). Руководил разработкой плана «Новая Москва» (1918–1925). Возглавлял Третьяковскую галерею (1926–1928), был инициатором создания Музея русской архитектуры (1945; первый директор). Единственный из архитекторов четырёхкратный лауреат Сталинской премии (за 1938, 1943–1945, 1947; 1951 – посмертно). Награждён орденом Ленина (1947).Архитекторы, градостроители Левинсон Евгений АдольфовичЛевинсо́н Евге́ний Адо́льфович (1894–1968), российский архитектор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР (с 1941). Постройки конца 1920-х – начала 1930-х гг. в русле конструктивизма (1-й жилой дом Ленсовета в Ленинграде, 1931–1935, и др.); в 1930-е гг. в стилистике ар деко с подчёркнутыми элементами неоклассики (Дом лёгкой промышленности в Ленинграде, 1932–1935, оба – совместно с Фоминым, и др.), после Великой Отечественной войны в стиле советского неоклассицизма (железнодорожный вокзал в г. Пушкин, 1948–1950, совместно с А. А. Грушке). Поворот к сдержанному, скупому архитектурному стилю с середины 1950-х гг. (ансамбль Пискарёвского мемориального кладбища в Ленинграде, 1955–1960). Проектировал также в духе модернизма (гостиница «Советская» в Ленинграде, 1963–1968). Государственная премия СССР (1951).Живописцы Ряжский Георгий ГеоргиевичРя́жский Гео́ргий Гео́ргиевич (1895–1952), российский живописец. В ранних работах заметны влияния кубизма и наивного искусства («Портрет буржуя», 1922, Третьяковская галерея, Москва); работы зрелого периода принадлежат к характерным образцам социалистического реализма («Делегатка», 1927, ГТГ). Преподавал во Вхутеине (1929–1931) и Московском художественном институте (1934–1952; профессор с 1940).