#Выпускники Свободных мастерских – Вхутемаса – Вхутеина
Выпускники Свободных мастерских – Вхутемаса – Вхутеина
Тег

Выпускники Свободных мастерских – Вхутемаса – Вхутеина

Выпускники Свободных мастерских – Вхутемаса – Вхутеина
Найденo 10 статей
Архитекторы, градостроители
Поляков Леонид Михайлович
Поляко́в Леони́д Миха́йлович (1906–1965), российский архитектор, действительный член Академии архитектуры СССР (1950). До конца 1930-х гг. работал в русле советского неоклассицизма (станция метро «Курская-радиальная», 1938; арка главного входа ВСХВ, 1939; обе в Москве). В 1948–1950 гг. главный архитектор г. Севастополь. В послевоенный период обратился к языку стиля ампир (гостиница «Ленинградская», 1949–1952; станция метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, 1953; все в Москве). После постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955) подвергнут резкой критике, сосредоточился на педагогической работе в Московском центральном художественно-промышленном училище (с 1948 Московское высшее художественно-промышленное училище, ныне Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова; 1947–1950 и 1958–1965; профессор с 1963). Сталинская премия 2-й степени (1948, лишён в 1955; 1949). Награждён орденом Ленина (1952).
Гостиница «Ленинградская», Москва. 1949–1952. Архитекторы Александр Борецкий, Леонид Поляков
Скульпторы
Зале Карлис
За́ле Ка́рлис (1888–1942), латвийский скульптор. Участник осуществления плана монументальной пропаганды: бронзовые памятники Н. А. Добролюбову (1918) и Дж. Гарибальди в Петрограде (1919; оба не сохранились), и др. Создал символические монументальные образы (ансамбль Братского кладбища, 1924–1938, «Памятник свободы», 1931–1935, оба – в Риге). Исполнял также станковые произведения (горельеф «Рыбак», гранит, 1939, Музей г. Мальмё, Швеция).
Памятник Свободы, Рига. 1931–1935. Архитектор Эрнест Шталберг. Скульптор Карлис Зале
Графики
Пахомов Алексей Фёдорович
Пахо́мов Алексе́й Фёдорович (1900–1973), российский график и живописец, народный художник СССР (1971), действительный член Академии художеств СССР (1964). Член Объединения новых течений в искусстве (1922–1923), общества «Круг художников» (1926–1931). Ранние произведения под влиянием сезаннизма и кубизма («Девушка в голубом», 1929, Русский музей, Санкт-Петербург). Один из основоположников советской детской книжной иллюстрации («Мастер-ломастер» С. Я. Маршака, 1930; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского, 1938, и др.). В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. создал серию «Ленинград в дни войны и блокады» (1941–1945). Преподавал в ИЖСА (ныне Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, 1948–1973; профессор с 1949). Государственная премия СССР (1946, 1973).
Алексей Пахомов. Салют 27 января 1944 г. 1944
Живописцы
Лепорская Анна Александровна
Лепо́рская А́нна Алекса́ндровна (1900–1982), российский живописец, дизайнер. Стилистически близка к супрематизму: «Жницы» (1932–1934, Московский центр искусств). В работах по декоративно-цветовому оформлению интерьеров сотрудничала с К. С. Малевичем, Н. М. Суетиным (павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 в Париже и 1939 в Нью-Йорке); работала самостоятельно (павильон «Ленинград» на ВСХВ в Москве, 1939–1940). С 1942 г. на Ленинградском фарфоровом заводе создавала скульптурные модели фарфоровых ваз, кувшинов, сервизов и др.
Анна Лепорская. Псковитянка. 1934
Архитекторы, градостроители
Щусев Алексей Викторович
Щу́сев Алексе́й Ви́кторович (1873–1949), российский архитектор, реставратор, исследователь, музейный деятель; академик архитектуры Императорской Академии художеств (1910), действительный член Академии архитектуры СССР (1939) и Академии наук СССР (1943). Крупный мастер церковного зодчества неорусского стиля (храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле, 1913–1917; отреставрирован к 1980; ныне в Тульской области), также использовал как основу для стилизации нарышкинский стиль (Казанский вокзал в Москве, 1-я очередь, 1913–1926; 2-я очередь завершена в 1940) и другие источники. Среди его сооружений: деревянный (1924) и каменный (1930) Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади, здание Наркомата земледелия (1933), окончательная версия проекта гостиницы «Москва» (завершена в 1938), здания институтов АН СССР на современном Ленинском проспекте (все – в Москве). Руководил разработкой плана «Новая Москва» (1918–1925). Возглавлял Третьяковскую галерею (1926–1928), был инициатором создания Музея русской архитектуры (1945; первый директор). Единственный из архитекторов четырёхкратный лауреат Сталинской премии (за 1938, 1943–1945, 1947; 1951 – посмертно). Награждён орденом Ленина (1947).
Алексей Щусев. 1946
Архитекторы, градостроители
Левинсон Евгений Адольфович
Левинсо́н Евге́ний Адо́льфович (1894–1968), российский архитектор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР (с 1941). Постройки конца 1920-х – начала 1930-х гг. в русле конструктивизма (1-й жилой дом Ленсовета в Ленинграде, 1931–1935, и др.); в 1930-е гг. в стилистике ар деко с подчёркнутыми элементами неоклассики (Дом лёгкой промышленности в Ленинграде, 1932–1935, оба – совместно с Фоминым, и др.), после Великой Отечественной войны в стиле советского неоклассицизма (железнодорожный вокзал в г. Пушкин, 1948–1950, совместно с А. А. Грушке). Поворот к сдержанному, скупому архитектурному стилю с середины 1950-х гг. (ансамбль Пискарёвского мемориального кладбища в Ленинграде, 1955–1960). Проектировал также в духе модернизма (гостиница «Советская» в Ленинграде, 1963–1968). Государственная премия СССР (1951).
Станционный зал станции метро «Автово», Санкт-Петербург. 1946-1955. Архитекторы Евгений Левинсон, Андрей Грушке