#Реставраторы 20 в.Реставраторы 20 в.Исследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегРеставраторы 20 в.Реставраторы 20 в.Найденo 8 статейИсторики искусствИсторики искусств Мнёва Надежда ЕвгеньевнаМнёва Наде́жда Евге́ньевна (1902–1968), российский историк искусства, исследователь древнерусской монументальной и станковой живописи и декоративно-прикладного искусства, музейный деятель. Работала в Третьяковской галерее в Москве. Автор многочисленных статей и очерков о древнерусском искусстве. Участвовала в создании «Истории русского искусства» (под редакцией И. Э. Грабаря и др.; том 3, 1955; том 4, 1959); соавтор издания «Каталог древнерусской живописи: опыт историко-художественной классификации» (1963).Реставраторы Поветкин Владимир Иванович (художник-реставратор)Пове́ткин Влади́мир Ива́нович (1943–2010), художник-реставратор, заслуженный работник культуры РФ (1997). С середины 1970-х гг. занимался реконструкцией гуслей, гудков и других музыкальных инструментов, найденных в Новгороде при археологических раскопках, в том числе восстановил «гусли Словиша». При его участии с 1978 г. создана методика реставрации берестяных грамот с изготовлением прорисей. В 2000–2006 гг. осуществил реставрацию Новгородского кодекса. Основал в Новгороде Центр музыкальных древностей (1990).Архитекторы, градостроители Исцеленнов Николай ИвановичИсцеле́ннов Никола́й Ива́нович (1891–1981), российский и французский архитектор, реставратор, живописец, книжный график и искусствовед. Эмигрировал в Европу в 1920 г., жил и работал в Финляндии, Германии, Чехии, Франции, Бельгии. Среди ключевых построек: звонница Сергиевского подворья в Париже, храм-памятник в честь царя-страстотерпца Николая II в Брюсселе (там же фреска «Богоматерь Оранта», 1950), храм во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского в Льеже (1953), архитектура иконостаса церкви Божией Матери «Знамение» в Париже, иконостаса Ильинского храма на русском православном кладбище в Хельсинки (1950-е гг.).Музейные деятели, кураторы Нерадовский Пётр ИвановичНерадо́вский Пётр Ива́нович (1875–1962), российский музейный деятель, историк искусства, реставратор, художник, действительный член Императорской Академии художеств (1914). Один из основоположников научной реставрации. В 1910 г. создал при Русском музее первую в стране музейную реставрационную мастерскую древнерусской иконописи. После 1917 г. занимал важные государственные посты в учреждениях по охране памятников искусства и старины. Трижды репрессирован. В 1945–1958 гг. работал в Загорске (Сергиев-Посад).Архитекторы, градостроители Щусев Алексей ВикторовичЩу́сев Алексе́й Ви́кторович (1873–1949), российский архитектор, реставратор, исследователь, музейный деятель; академик архитектуры Императорской Академии художеств (1910), действительный член Академии архитектуры СССР (1939) и Академии наук СССР (1943). Крупный мастер церковного зодчества неорусского стиля (храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле, 1913–1917; отреставрирован к 1980; ныне в Тульской области), также использовал как основу для стилизации нарышкинский стиль (Казанский вокзал в Москве, 1-я очередь, 1913–1926; 2-я очередь завершена в 1940) и другие источники. Среди его сооружений: деревянный (1924) и каменный (1930) Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади, здание Наркомата земледелия (1933), окончательная версия проекта гостиницы «Москва» (завершена в 1938), здания институтов АН СССР на современном Ленинском проспекте (все – в Москве). Руководил разработкой плана «Новая Москва» (1918–1925). Возглавлял Третьяковскую галерею (1926–1928), был инициатором создания Музея русской архитектуры (1945; первый директор). Единственный из архитекторов четырёхкратный лауреат Сталинской премии (за 1938, 1943–1945, 1947; 1951 – посмертно). Награждён орденом Ленина (1947).Реставраторы Покрышкин Пётр ПетровичПокры́шкин Пётр Петро́вич (1870–1922), российский архитектор и реставратор, член Археологической комиссии. Исследовал памятники архитектуры и монументально-декоративного искусства в Европейской части России, на Балканах и в Средней Азии. Первым в России выдвинул идею о необходимости тщательного исследования памятника, предваряющего его реставрацию и учитывающего как изначальный облик сооружения, так и последующие архитектурные «наслоения». Выступал за воссоздание облика памятника в конкретный момент его истории. Принципы его подхода к реставрации нашли отражение в главной работе – воссоздании исторического облика церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1903–1904). В 1920 г. рукоположен в священники.Археологи Хинкель ФридрихХи́нкель Фри́дрих, Фридрих Вильгельм Хинкель (Friedrich Wilhelm Hinkel) (1925–2007), немецкий архитектор, египтолог, археолог, реставратор. Участвовал во Второй мировой войне 1939–1945 гг. на советско-германском фронте, находился в советском плену. В 1950 г. окончил Магдебургское инженерное училище. Работал архитектором в Германской Демократической Республике; в 1960–1990 гг. – сотрудник Центрального института древней истории и археологии, в 1965–1973 гг. – архитектор Службы древностей Судана, сотрудничал и с другими организациями. Начал участвовать в раскопках в Судане с начала 1960-х гг. при исследованиях Берлинского университета Гумбольдта в Мусавварат-эс-Суфре и спасении археологических памятников в зоне затопления при строительстве Высотной Асуанской плотины. Осуществил перемещение храмов Семны, Куммы, Бухена и Акши. В дальнейшем руководил раскопками и реставрацией мероитских пирамид (Бегравия). Сохранился богатейший архив Хинкеля, содержащий десятки тысяч единиц фотографий, слайдов, рисунков, карт и каталожных карточек более чем за 40 лет его работы в Судане.Живописцы Яковлев Василий НиколаевичЯ́ковлев Васи́лий Никола́евич (1893–1953), российский живописец, педагог и реставратор, народный художник РСФСР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947). Потомственный почётный гражданин (с 1899). Главный художник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1938–1939, 1949–1950). Работал в неоакадемической манере, близкой новой вещественности. Создавал работы, посвящённые Рабоче-крестьянской Красной Армии, парадные портреты, пасторальные пейзажи, натюрморты, стилизованные под живопись голландских и фламандских мастеров 17 в. Орден Ленина (1939). Сталинская премия (1-я степень, 1943; 2-я степень, 1949).