Сербия. История. История Сербии в 1541–2013
Исто́рия Се́рбии в 1541–2013, история Сербии, государства в Южной Европе, в период от Османского завоевания до 2013 г.
Сербские земли в составе Османской империи (1541–1878). Сербы в империи Габсбургов
Основная часть сербских земель располагалась на территории Румелийского вилайета Османской империи, делившегося на санджаки с центрами в городах Смедерево, Вучитрн, Видин, Призрен и др. Санджаки, в свою очередь, были поделены на административные единицы более низкого уровня – нахии и судебные округа – кадилуки (кадылыки). Вся обрабатываемая земля делилась на султанский хас (хасс) и на наделы, передававшиеся сипахиям (в 15–16 вв. в их числе были и христиане) в пользование на период службы, – тимары и зиаметы. Всё податное население платило налог султану – харадж (харач), спахиям – денежный налог (испендже), натуральную десятину (ушур) и др. Христианское население было обложено дополнительными податями и повинностями, среди которых: джизья – налог со всех мужчин от 7 до 70 лет за то, что они не служили в армии; девширме («налог кровью», «живой налог») – периодический отбор наиболее здоровых детей мужского пола (от 8 лет) для янычарского корпуса (до начала 18 в.).
В ходе османского завоевания сербская знать была либо истреблена, либо эмигрировала, часть приняла ислам. Получили развитие процессы социальной гомогенизации сербского общества, состоявшего из мелких крестьян-собственников, объединённых в большие патриархальные семьи – задруги. Крестьяне, выплачивавшие налоги и нёсшие многочисленные повинности, лично оставались свободными и владели землёй на условиях субаренды. Как и всё немусульманское население Османской империи, сербы были существенно ограничены в правах: им было запрещено занимать государственные должности, заниматься торговлей и рядом ремёсел, носить оружие, ездить верхом и др. Церкви лишались колоколов и крестов, а строительство новых храмов было строго регламентировано. Вместе с тем существовавшая в Османской империи система миллетов (милетов), построенная по конфессиональному признаку (в её рамках все христиане объединялись в т. н. Рум-миллет, возглавлявшийся патриархом Константинопольским), позволяла сербам сохранять православную веру, ставшую основой этнической самоидентификации. Большое значение в сохранении сербской идентичности имело восстановление Печской патриархии (1557) при содействии Соколлу Мехмет-паши (великий визирь в 1565–1579). Печская патриархия (ликвидирована в 1766), наряду с Хиландарским монастырём на Афоне, являлась одним из главных центров духовной жизни сербов. Продолжало развиваться и народное творчество, отмеченное дальнейшим развитием сербского эпоса (т. н. послекосовский цикл: героические песни-баллады о Королевиче Марко и др.).
Стремление к восстановлению государственной независимости проявлялось в ряде антитурецких восстаний. Нередко они приходились на периоды войн Османской империи с Габсбургами: восстание сербов Баната в 1594 г., выступления в Южной Сербии в 1597–1598 гг. Особенно значительное влияние на историю сербского народа оказали события австро-турецкой войны 1683–1699 гг. Вкупе с произволом турецких властей она стала фактором возникновения масштабных миграционных потоков, направленных в сторону земель империи Габсбургов и Далмации, контролируемой Венецией. Особенно активно сербы селились на территории Военной границы, на отвоёванных у турок южных комитатах Венгрии. Стимулом к самой масштабной миграции 1690 г. из Косово и Метохии (т. н. Великое переселение сербов) стало опасение мести со стороны турецких властей за помощь, оказанную сербами австрийским войскам в ходе войны. Император Леопольд I предложил сербам поселиться на недавно отвоёванных у турок территориях Бачки, Баната, Бараньи и Срема (официально присоединены к землям Габсбургов по Карловицкому миру 1699), обещая им церковно-культурную автономию во главе с митрополитом (права сербов закреплены в «Привилегиях» от 1690, 1691, 1695). Около 70–80 тыс. человек во главе с патриархом Арсением III Черноевичем покинули свои дома и переселились на территорию империи Габсбургов. Центром нового компактного района проживания сербов стал город Сремские Карловцы (Сремски-Карловци) – место расположения резиденции главы Сербской церкви, важный культурно-просветительский центр сербского народа [место открытия первой сербской гимназии (1725, при поддержке Российской империи), центр издательского дела и др.], связанный с деятельностью З. Орфелина, Й. Раича и др.
В административном отношении вопросами сербов на территории империи Габсбургов с 1745 г. ведала Иллирийская дворцовая комиссия (с 1747 Иллирийская дворцовая депутация, подчинённая непосредственно венскому двору). Стремление императрицы Марии Терезии усилить контроль за сербским населением проявилось в указе 1752 г., запрещавшем вербовать сербов для переселения в Россию (см. Новая Сербия, Славяносербия), и в издании т. н. Регуламента (1770), отменявшего светскую власть митрополита.
В конце 18 в. центром восстановления сербской государственности стал Белградский пашалык Румелийского вилайета – окраинный, пограничный пашалык, являвшийся ареной австро-турецких войн. Согласно мирному договору от 21 июля 1718 г., он перешёл под управление австрийской администрации, однако после поражения Австрии в войне 1737–1739 гг. был возвращён в состав Османской империи. По условиям Систовского мирного договора 1791 г. пашалык остался под турецким контролем, однако ему были дарованы особые привилегии, оформленные фирманами султана Селима III в 1793–1794, 1796 гг. Сербы пашалыка могли носить оружие, создавать милиционные отряды, а главное – сами собирали фиксированную денежную дань султану и доставляли её в Белград турецким властям. Местное самоуправление в нахиях осуществлялось сербскими старейшинами – кнезами.
В 1801 г. Белградский пашалык был захвачен выступавшими против султана мятежными янычарами. Они не только лишили проживавших в нём сербов всех их привилегий, но и начали грабить население, разрушать храмы, чинить произвол. В феврале 1804 г. на собрании (скупщине) в Орашаце было принято решение о начале вооружённого сопротивления, возглавленного Карагеоргием.
В ходе Первого сербского восстания 1804–1813 гг. были заложены основы для восстановления сербской государственности: сформированы органы власти, приняты законы об изгнании турецких чиновников, изъятии земель османских феодалов и др. Сербские повстанцы участвовали в боевых действиях вместе с отрядами российской армии в ходе русско-турецкой войны 1806–1812 гг.
По завершении войны пункт об автономии Сербии и полной амнистии сербам, по настоянию российской стороны, был включён в Бухарестский мир 1812 г. Его невыполнение Портой, наряду с произволом турецких властей в Белградском пашалыке, привело ко Второму сербскому восстанию 1815 г. Российская империя оказала восставшим решающую дипломатическую поддержку в период восстания [нота российского посланника в Стамбуле А. Я. Италинского Порте от 18(30) сентября 1815], что склонило турецкое правительство к переговорам. Продолжавшиеся нарушения Портой условий Бухарестского мира 1812 г. заставили российскую сторону настоять на их повторении в Аккерманской конвенции 1826 г. Однако лишь после русско-турецкой войны 1828–1829 гг. и подписания Адрианопольского мира 1829 г. султан Махмуд II издал указы (хатты) о признании автономии Сербского княжества, во главе которого встал лидер Второго сербского восстания Милош Обренович (князь в 1830–1839, 1858–1860).
Сербское автономное княжество со столицей в Белграде (1830–1878), располагавшее собственной армией (до 1861 формировалась на милиционных началах), находилось в вассальной зависимости от Османской империи: платило султану ежегодную дань, не имело права международного представительства, 7 военных крепостей на его территории были заняты турецкими войсками. Милош Обренович пытался навязать стране авторитарное правление, что вызвало резкое сопротивление его сподвижников по 1-му и 2-му сербским восстаниям – т. н. великашей. Заговор во главе с М. Радойковичем, организованный в январе 1835 г., был раскрыт князем, решившим, однако, удовлетворить часть требований «великашей». Народная скупщина, созванная в феврале 1835 г., одобрила проект прогрессивной для своего времени конституции («Сретенски устав»). Она содержала ряд важных демократических положений (равенство граждан перед законом, свобода печати, неприкосновенность имущества и др.), ограничивала власть князя советом (делил с ним законодательную и исполнительную власть) и Скупщиной (постоянно действовавший законодательный орган, собиравшийся ежегодно). Протесты со стороны властей Османской, Австрийской и Российской империй, посчитавших её чрезмерно «республиканской», привели к замене Сретенской конституции т. н. Турецкой конституцией, более консервативной по своему характеру (утверждена султаном в декабре 1838). Среди её положений: ликвидация землевладения спахиев, отмена барщины, свобода торговли. Конституция расширяла власть князя, для контроля за которым создавался Государственный совет. По настоянию совета, в июне 1839 г. князь Милош Обренович был вынужден покинуть страну.
На престоле Сербского княжества попеременно находились 2 враждовавшие друг с другом династии: Обреновичи (правили в 1830–1842, 1858–1903) и Карагеоргиевичи (1842–1858). Князь Михаил Обренович (1839–1842), наследовавший Милошу Обреновичу, пытался продолжить политику отца. Ряд принятых им мер (увеличение подушного налога и др.) вызвал недовольство крестьянства, чем воспользовались «великаши», заручившиеся поддержкой Османской и Австрийской империй. В результате организованного ими в августе 1842 г. заговора (во главе с Т. Вучичем-Перешичем) князь Михаил бежал в Австрию, а на сербский престол взошёл сын Карагеоргия – князь Александр Карагеоргиевич (1842–1858). Период его правления известен в истории Сербии как режим «уставобранителей» (защитников конституции) – сербских крупных землевладельцев, установивших в стране олигархическое правление, при котором Скупщина практически не собиралась; в то же время активно укреплялась государственно-бюрократическая система. В 1844 г. при содействии представителей польской эмиграции «Отель Ламбер» (по названию парижской резиденции Чарторыйских) был разработан и принят секретный долгосрочный внешнеполитический план территориального расширения Сербии – программа «Начертание», официальным автором которой считается сербский министр иностранных дел И. Гарашанин. В состав будущего независимого сербского государства планировалось включить Боснию и Герцеговину, Косово и Метохию, а также Черногорию. Несмотря на проводимые в стране преобразования (введение нового законодательства, становление образовательной системы и др.), правление «уставобранителей» вызывало протесты в стране. Наиболее крупный из них – антиправительственное восстание сторонников Обреновичей в районе Шабаца и Лозницы в 1844 г. (т. н. Катанска буна) было жестоко подавлено властями под руководством Вучича и М. Ненадовича.
Основу экономики сербских земель Османской империи составляло экстенсивное сельское хозяйство, продолжительное время (до конца 1830-х гг.) сохранялась барщина (кулук), процесс социальной дифференциации на селе шёл медленно. Постепенно росла общая численность населения сербских земель (с около 679 тыс. человек в 1834 до около 1,1 млн человек в 1861), доля городских жителей в нём (с 6 до 9 %), увеличилось число ремесленных производств, сосредоточенных в городах. Важную роль в активизации развития экономики сыграли Гражданский законник 1844 г., утверждавший неприкосновенность частной собственности, и закон о цехах 1847 г., направленный на защиту местного ремесла от иностранной конкуренции.
Сербские территории в империи Габсбургов имели различный административный статус: часть входила в состав Военной границы, часть (Срем) – в Триединое королевство Хорватия, Славония и Далмация, часть – в южные комитаты Венгерского королевства (объединяются в историографии под названием Воеводина).
Венгерский двор активно пытался противопоставить борьбу сербов за автономию венгерскому национальному движению. Созванный в 1790 г. при поддержке императора Леопольда II народно-церковный сабор в Темишваре (венг. Темешвар; ныне Тимишоара, Румыния) избрал главой Сербской церкви С. Стратимировича (1790–1836), проводившего проавстрийскую политику и ограничившего роль сабора – органа местного представительства (при нём не созывался). Попытки в 1790 г. добиться территориальной автономии не принесли результата, однако способствовали тому, что в 1792 г. властями Венгерского королевства сербы, проживавшие на его территории, были объявлены равноправными подданными Венгрии. Им предоставлялись права гражданства, а православные митрополиты и епископы получили доступ в венгерский Сейм. Реализация данных условий на практике (особенно при приёме сербов на государственную службу) наталкивалась, однако, на преграды.
В условиях развития Революций 1848–1849 гг. в Австрии и Венгрии сербы Воеводины попытались добиться признания своих национальных и политических прав со стороны венгерского революционного правительства (миссия Дж. Стратимировича в Пешт, март 1848).
Неудача переговоров стимулировала созыв Скупщины в г. Сремски-Карловци (май 1848), провозгласившей политическую автономию Воеводины и её возможное объединение с Триединым королевством Хорватия, Славония и Далмация. Скупщина сформировала правительство (Главный комитет) и избрала И. Раячича патриархом. Проавстрийские настроения, усилившиеся на фоне начавшихся в июне 1848 г. столкновений с венгерской армией, нашли выражение в политическом курсе Раячича, направленном на достижение договорённости с Габсбургами. Его результатом стало создание на части территории Срема, Бачки и Баната коронной земли (провинции) Сербская Воеводина и Темешварский (Темишский) Банат (согласно указу императора Франца Иосифа I от 18 ноября 1849). В дальнейшем курс австрийского правительства на урегулирование отношений с Венгрией (Октябрьский диплом от 20 октября 1860) привёл к ликвидации провинции 27 декабря 1860 г.: Бачка и Банат вернулись под юрисдикцию Пешта, Срем отошёл к Триединому королевству.
В Сербском княжестве активизация борьбы между князем Александром Карагеоргиевичем и «великашами» привела к созыву Святоандреевской скупщины 1858 г., низложившей князя и вновь призвавшей на престол Милоша Обреновича. Курс Милоша Обреновича на установление режима жёсткой единоличной власти был скорректирован его сыном – князем Михаилом (1860–1868). Важной вехой в укреплении автономии Сербского княжества стал вывод турецких гарнизонов из 7 крепостей на его территории (1867), обеспеченный дипломатической поддержкой со стороны Российской империи. При Михаиле Обреновиче регулярно созывалась Скупщина (роль её, однако, свелась к совещательной, число депутатов уменьшено в 4 раза), при его поддержке была создана просветительская организация – Объединённая сербская молодёжь, реорганизована сербская армия (в 1861 введена всеобщая воинская повинность).
В 1866–1867 гг. Михаил Обренович начал активную подготовку к созданию Балканского союза для борьбы с Османской империей. Княжество вело активные переговоры с Грецией, Черногорией, Румынией, лидерами болгарских и боснийских повстанцев об общебалканском выступлении, однако убийство князя группой сербских заговорщиков положило конец этим планам. Бездетному князю Михаилу наследовал его малолетний родственник – Милан Обренович (1868–1889), до совершеннолетия которого (1872) Сербией управляли 3 регента. Под руководством второго из них, Й. Ристича, была отменена «Турецкая конституция» и принята первая самостоятельная конституция Сербии (1869). Она существенно расширяла права Скупщины, без одобрения которой князь не мог принимать законы. Либеральные кабинеты Р. Милойковича (1869–1872) и Ристича (1873) продолжили подготовку к организации общебалканского восстания против Османской империи. Сербия поддержала Герцеговинско-боснийское восстание 1875–1878 гг.; в июне 1876 г., заключив военный союз с Черногорией, объявила войну Османской империи. Война закончилась поражением Сербии, несмотря на участие в ней около 4 тыс. русских добровольцев во главе с генерал-майором М. Г. Черняевым. Окончательный разгром Сербии был предотвращён ультиматумом российского правительства Турции от 19(31) октября 1876 г.; мир, подписанный в Стамбуле (16)28 февраля 1877 г., восстановил положение, существовавшее до войны. События на Балканах 1876–1877 гг. послужили толчком к началу русско-турецкой войны 1877–1878 гг.
Развитие сербской культуры во 2-й половине 18 – 1-й половине 19 вв. проходило под знаком национального возрождения. Один из его ключевых элементов – реформа литературного языка, осуществлённая В. Караджичем. Важным культурным центром сербов продолжала оставаться Воеводина: в г. Нови-Сад с 1810 г. действовала гимназия (один из первых директоров – П. Й. Шафарик), с 1861 г. – первый у южных славян театр (ныне Сербский национальный театр), с 1864 г. – Матица сербская (перенесена из Пешта по инициативе С. Милетича). На протяжении 19 в. укреплялась роль Белграда: по инициативе Д. Обрадовича были открыты Великая (высшая) школа (1808; от неё ведёт свою историю Белградский университет), духовная семинария (1810), с 1831 г. действовала типография, с 1841 г. – лицей (основан в 1838 в Крагуеваце), с 1842 г. – военное училище, с 1846 г. – инженерная школа. Процессы институционализации сербской науки получили выражение в создании Народной библиотеки Сербии (1832), Общества сербской словесности (1841), Национального музея (1844). Идеи национального возрождения развивались на страницах периодических изданий, число которых увеличивалось на протяжении 18–19 вв.: от первого сербского периодического издания журнала «Славено-сербскiй магазинъ», единственный номер которого З. Орфелин издал в Венеции в 1768 г., до журнала «Даница» Караджича (1826–1829, 1834), газеты «Напредак» (1848–1849) Д. Медаковича и др. Значительную роль в популяризации сербского фольклора сыграли издания народных песен, осуществлённые Караджичем («Српске народне пjесме», 1823–1833, и др.).
Сербия в 1878–1918
По условиям Сан-Стефанского мира 1878 г., завершившего русско-турецкую войну 1877–1878 гг., была провозглашена независимость Сербского княжества. Неудовлетворённость Сербии территориальными условиями договора способствовала её сближению с Австро-Венгрией [конвенция от 26 июня (8 июля) 1878]. По условиям Берлинского трактата 1878 г. территория Сербии была расширена за счёт 4 новых округов (Нишский, Пиротский, Вранский, Топлицкий). 10(22) августа 1878 г. князь Милан Обренович торжественно провозгласил независимость Сербии.
В 1881 г. подписаны торговый договор с Австро-Венгрией и, без ведома Скупщины и правительства, политическая конвенция [отказ Сербии от претензий на Боснию и Герцеговину, Новопазарский санджак; от заключения договоров с другими государствами без согласования с Веной]. В отношениях с Российской империей наступил период охлаждения.
В 1881 г. в Сербии оформляются 3 ведущие политические партии – Радикальная (РПС) во главе с Н. Пашичем, Либеральная (лидер – Й. Ристич) и Прогрессивная (Прогрессистская) (лидер – М. Пирочанац). Наибольшую популярность в стране завоевала РПС, объявившая себя последовательницей сербских социалистов во главе со С. Марковичем и выступавшая за демократизацию политического строя и расширение прав органов местного самоуправления. В 1883 г. РПС получила большинство голосов в Скупщине. Популярность Милана Обреновича, в 1882 г. провозгласившего Сербию королевством, а себя – королём, резко упала в связи с жестоким подавлением крестьянского Тимокского восстания 1883 г. (названо по Тимокскому краю, где оно произошло) и преследованиями РПС, обвинённой в его подготовке; чуть позднее – в связи с неудачной для Сербии и крайне непопулярной среди населения войной с Болгарией (1885–1886), начатой Сербией после воссоединения Болгарии с Восточной Румелией. В 1889 г. Милан Обренович был вынужден отречься от престола в пользу своего 12-летнего сына Александра (король Сербии в 1889–1903), при котором действовал регентский совет во главе с Ристичем, и покинуть страну.
Лидеры РПС заняли ключевые места в правительстве. Совместно с либералами ими была разработана и принята новая конституция Сербии (1888), существенно расширившая права Скупщины (право законодательной инициативы, контроль за государственным бюджетом, ответственность министров перед парламентом) и органов местного самоуправления (окружные скупщины и окружные комитеты). В 1893 г. король Александр раньше срока объявил себя совершеннолетним и в следующем году вернул отца в страну, назначив его в 1897 г. главнокомандующим сербской армией. В 1894 г. отменена конституция 1888 г. и возвращена конституция 1869 г. Отъезд из страны Милана Обреновича в 1900 г. и принятие новой либеральной конституции 1901 г. не смогли укрепить престиж династии Обреновичей. В 1903 г. группой военных – членов тайной военной организации во главе с офицером генерального штаба Д. Димитриевичем (Аписом) – совершён государственный переворот, в результате которого были жестоко убиты король Александр, его жена – королева Драга и их приближённые. К власти вернулась династия Карагеоргиевичей во главе с королём Петром (правил под именем Петра I).
Определяющую роль во внутриполитической жизни Сербии в начале 20 в. играла РПС, её лидеры – Н. Пашич и генерал С. Груич – в 1903–1918 гг. неоднократно занимали пост премьер-министра. Интересы постепенно растущего рабочего класса стремилась выражать Сербская социал-демократическая партия (основана в 1903). В политической жизни Сербии укрепилась роль Скупщины, ставшей высшим законодательным органом, контролировавшим деятельность правительства. Король Пётр I Карагеоргиевич взял курс на сближение с Россией и Францией, успешно преодолев с их помощью экономическую блокаду, предпринятую Австро-Венгрией в 1906 г. Укреплению сербско-французских экономических связей способствовал заём в 495 млн франков, предоставленный Парижем в 1906–1912 гг.
Численность населения Сербии достигла к 1910 г. 2,9 млн человек. Его подавляющая часть (около 84 %) проживала в сельской местности, хотя количество городов постепенно увеличивалось (с 21 в 1890 до 24 в 1905). Ускорились развитие промышленных предприятий (с 94 в 1905 их число возросло до 428 в 1910), разработка рудников; свою роль в этих процессах сыграли протекционистские меры сербского правительства (тариф 1904, Таможенный союз с Болгарией 1905). Активизировалось железнодорожное строительство, в том числе с привлечением иностранных займов: первая железная дорога (Белград – Ниш – Вране) была построена в 1884 г., а к концу 19 в. общая протяжённость внутренних железнодорожных линий составила уже около 600 км.
Большую роль в развитии сербской культуры и науки во 2-й половине 19 – начале 20 вв. сыграли Сербская королевская академия наук (основана в 1886, ныне Сербская академия наук и искусств) и Сербское литературное общество (основано в 1892). Европейскую известность получили труды этнографа Й. Цвиича, математика М. Петровича, астронома М. Миланковича, историка С. Новаковича и др.
После Боснийского кризиса 1908–1909 гг. военно-политическая обстановка на Балканах осложнилась. В 1912–1913 гг. Сербия вместе с Черногорией, Грецией и Болгарией участвовала в 1-й Балканской войне против Османской империи. Союзники разгромили турецкую армию, но не нашли взаимопонимания при разделе освобождённых территорий (прежде всего Македонии). Сербские притязания на Македонию подогревались тем фактом, что Лондонский мирный договор от 30 мая 1913 г. не обеспечил выход Сербии к Адриатическому морю, провозгласив создание Албанского государства. В результате 2-й Балканской войны 1913 г., в которой Болгарии, выступившей против бывших союзников, было нанесено поражение, межбалканские противоречия обострились. Результаты Балканских войн для Сербии были неоднозначны: расширив свою территорию (за счёт Косово и Метохии, части Новипазарского санджака, Вардарской Македонии) и увеличив население (с 2,9 млн до 4,4 млн человек), она вместе с тем перестала быть этнически однородным государством и столкнулась с проблемой межнациональных отношений. Для политической и культурной интеграции приобретённых территорий требовались время и значительные финансовые ресурсы.
Этим планам, однако, помешала Первая мировая война 1914–1918 гг. Организация «Чёрная рука», созданная радикально настроенной частью сербских офицеров в 1911 г., вела антиавстрийскую пропаганду, поддерживала боснийскую террористическую организацию «Молодая Босния», организовавшую убийство австрийского престолонаследника эрцгерцога Франца Фердинанда (28 июня 1914). Австро-венгерские власти обвинили Сербию в подготовке убийства, предъявив ей 23 июля 1914 г. ультиматум с требованиями запрета антиавстрийской пропаганды, расследования убийства с участием австрийских представителей и др.
Сербия почти целиком приняла его (нота от 25 июля 1914), но, несмотря на это, Австро-Венгрия 28 июля 1914 г. начала войну против неё, переросшую вскоре в общеевропейский, а затем и мировой конфликт.
В годы 1-й мировой войны Сербия понесла огромные потери. Сербская армия на протяжении 1914–1915 гг. отражала атаки австро-венгерских, а затем и болгарских войск (Болгария объявила войну Сербии 14 октября 1915), одержав победы в важных сражениях на Цере (август 1914) и Колубаре (ноябрь 1914). Однако в октябре – декабре 1915 г., после массированного наступления германских, австро-венгерских и болгарских войск, Сербия была оккупирована, а сербская армия, правительство и король, отказавшись капитулировать, покинули страну вместе с сотнями тысяч мирных жителей. Беспрецедентный переход зимой 1915–1916 гг. через горы Албании получил название «Голгофа Сербии» и закончился в феврале 1916 г. на берегу Адриатики. Благодаря ультимативному вмешательству российского императора Николая II (в январе 1916 направил письма Р. Пуанкаре и Георгу V) сербская армия и гражданское население были перевезены на кораблях союзников по Антанте на о. Корфу, ставший резиденцией сербского правительства. 20 июля 1917 г. здесь была принята Корфская декларация, подписанная Н. Пашичем и председателем Югославянского комитета А. Трумбичем, в которой фиксировалась договорённость о создании после войны совместного государства во главе с династией Карагеоргиевичей. В 1916–1917 гг. вновь сформированные части сербской армии были переброшены с о. Корфу на Салоникский фронт (открыт в октябре 1915 французскими и британскими силами), где приняли участие в прорыве фронта осенью 1918 г. и сыграли решающую роль в освобождении Сербии.
Приближающееся окончание войны и всё более явная перспектива распада империи Габсбургов ускорили процессы консолидации югославских народов. 29 октября 1918 г. Народное вече в Загребе (председатель – А. Корошец) провозгласило создание Государства словенцев, хорватов и сербов, 25 ноября 1918 г. Народная скупщина Воеводины приняла решение об объединении с Сербией, 26 ноября 1918 г. аналогичное решение вынесла Народная скупщина Черногории в Подгорице. 1 декабря 1918 г. после обращения Народного веча в Загребе к принцу-регенту Александру I Карагеоргиевичу об объединении было провозглашено создание нового государства – Королевства сербов, хорватов и словенцев (КСХС) во главе с династией Карагеоргиевичей.
Сербия в составе «первой Югославии» (1918–1941) и в годы 2-й мировой войны
Ведущие политические позиции в Сербии после образования КСХС занимала РПС, а также Демократическая партия (ДП, основана в 1919). Их лидеры – Н. Пашич и Л. Давидович выступали за развитие централизованного унитарного государства. Получив на выборах в Скупщину в ноябре 1920 г. большинство мест, РПС (93 мандата) и ДП (92 мандата) обеспечили принятие 28 июня 1921 г. Видовданской конституции, вводившей централизованное устройство КСХС и наделявшей короля большими полномочиями (утверждение законов, назначение премьер-министра, командование вооружёнными силами, право введения чрезвычайного положения и др.). В политическом руководстве КСХС сербы занимали ведущее положение (единственный премьер-министром, не являвшийся сербом, – А. Корошец).
В 1918–1928 гг. представители РПС и ДП формировали все правительства КСХС. Их главным оппонентом выступала Хорватская крестьянская партия (ХКП, в 1919–1925 под названием «Хорватская республиканская крестьянская партия») во главе со С. Радичем, ратовавшая за федеративное устройство государства и требовавшая большего учёта самобытности хорватов. Пользовавшаяся популярностью Коммунистическая партия Югославии (КПЮ; на выборах в Скупщину в 1920 получила 59 мандатов) в августе 1921 г. была объявлена вне закона. Компромисс между РПС и ХКП (1925–1927; получив портфель министра просвещения, Радич вошёл в правительство Н. Пашича) оказался непродолжительным: образованная в 1927 г. Крестьянско-демократическая коалиция (ХКП и сторонники С. Прибичевича) вступила в конфликт с правительством по целому ряду вопросов (несоблюдение конституции, коррупция, кабальные иностранные займы и др.). События на заседании Скупщины 20 июня 1928 г. (убийство сербским депутатом П. Рачичем нескольких депутатов ХКП во главе с Радичем) привели к серии волнений и столкновений с полицией (особенно ожесточённых на территории Хорватии), использованных королём Александром I Карагеоргиевичем для совершения государственного переворота и установления режима личной власти. Согласно его манифесту от 6 января 1929 г. и изданному в тот же день «Закону о королевской власти и верховном государственном управлении», КСХС провозглашалось наследственной монархией, монарх получал исключительное право издания законов, ликвидировались партии и выборные органы местного самоуправления. 3 октября 1929 г. КСХС переименовано в Королевство Югославия.
В административном отношении территория Сербии в 1918–1922 гг. образовывала 33 округа, в 1922–1929 гг. – 16 областей, в 1929–1941 гг. – 5 бановин (Дунайскую, Моравскую, Дринскую, Зетскую и Вардарскую; не учитывали национально-региональную специфику территорий). Сербы составляли около 39 % от общего населения КСХС. В социально-экономическом развитии Сербия, сильно пострадавшая в годы 1-й мировой войны, отставала от ряда других территорий КСХС (Хорватия, Словения). В её экономике доминировало сельское хозяйство, остро стояла проблема малоземелья (аграрная реформа, провозглашённая законом 1920, затянулась вплоть до начала 1930-х гг.), значительная часть населения оставалась неграмотной (65,4 % в возрасте старше 21 года, перепись 1921). Вместе с тем со 2-й половины 1920-х гг. активизировалось развитие промышленности, прежде всего пищевой и табачной. Центральная политическая роль Сербии в рамках КСХС сказывалась на её привилегированном положении в получении кредитов (в 1926–1927 – 49 % кредитов Национального банка), в распределении налогового бремени (бывшие территории Австро-Венгрии вносили больший вклад в общий бюджет), преимущественном строительстве стратегических коммуникаций (железные дороги, мосты, шоссейные дороги) и др. Мировой экономический кризис нанёс удар по сербскому сельскому хозяйству, особенно по многочисленным мелким хозяйствам (в 1931 67,8 % хозяйств владели земельными участками площадью до 5 га).
Внешнеполитический курс КСХС в 1920-х гг. строился на поддержании союзных отношений с Чехословакией и Румынией в рамках Малой Антанты, тесного политического и экономического сотрудничества с Францией (договор от 11 ноября 1927). Опасения вызывало стремление Италии к расширению своего влияния на Балканах (попытки Белграда нормализовать отношения получили выражение в Римском договоре от 27 января 1924 г. по вопросу Фиуме и Неттунских торговых конвенций от 20 июля 1925), а также ревизионизм Болгарии и Венгрии. Отношения КСХС с Советским Союзом оставались напряжёнными (дипломатические отношения установлены лишь 24 июня 1940).
Попытки Александра I Карагеоргиевича стабилизировать политическую ситуацию в Югославии на базе укрепления личной власти и снизить межнациональные противоречия в рамках идеологии «интегрального югославизма» дали ограниченные результаты. Согласно Октроированной конституции от 3 сентября 1931 г., закреплялась неограниченная власть монарха, предусматривалось создание двухпалатного парламента (Народная скупщина и Сенат), не контролировавшего правительство (несло ответственность перед королём), провозглашалось существование одного народа – югославов. Большая часть бывших членов РПС и ДП отказалась поддерживать королевский режим, меньшая, объединившись в 1931 г. в рамках партии Югославянская радикально-крестьянская демократия (с 1933 Югославянская национальная партия, предатель с 1936 – П. Живкович), возглавила правительства (1932–1935). После убийства Александра I Карагеоргиевича в Марселе (1934) на престол взошёл его малолетний сын – Пётр II, при котором был создан регентский совет во главе с принцем Павлом (двоюродный брат убитого короля).
В условиях усиления Объединённой оппозиции на выборах 1935 г. (возглавлялась председателем ХКП В. Мачеком, включала ряд сербских оппозиционных деятелей) была предпринята новая попытка укрепить социально-политическую основу режима в виде создания Югославского радикального союза (ЮРС; объединил часть членов бывшей РПС, Словенской народной партии, Югославские мусульманские объединения). Его председатель – М. Стоядинович в 1935–1939 гг. занимал пост премьер-министра. Предпринятая им в 1937 г. попытка урегулировать отношения югославского государства с Римско-католической церковью (ратификация конкордата 1935; католики составляли около 37,5 % населения Югославии) была негативно воспринята Сербской православной церковью и отразилась на результатах ЮРС на выборах 1938 г. (набрал 1,6 млн голосов, оппозиция – около 1,4 млн голосов; в начале 1939 Стоядинович подал в отставку). Новый глава правительства Д. Цветкович (ЮРС) пошёл на сближение с оппозицией, подписав 26 августа 1939 г. соглашение с Мачеком о создании Хорватской бановины, исполнительная власть в которой передавалась бану, а законодательная – сабору. Вопрос окончательного раздела полномочий и определения границ бановины откладывался до планировавшегося пересмотра конституции в 1941 г. Соглашение вызвало недовольство в сербских политических и общественных кругах, озвучивалась идея создания особой Сербской административно-территориальной единицы в рамках Югославии.
Изменение международной обстановки в 1930-х гг. напрямую отразилось на внешнеполитическом курсе Югославии. Подписание Балканского пакта 9 февраля 1934 г. с Румынией, Грецией и Турцией, направленное против усиления Италии на Балканах и болгарского ревизионизма, всё ещё являлось продолжением прежней политики. Однако по мере роста агрессивной политики Германии и Италии, неготовности Франции активно противодействовать им (особенно после смерти Л. Барту) правительство М. Стоядиновича встало на путь её пересмотра. 24 января 1937 г. подписан Договор «о вечной дружбе» с Болгарией, негативно воспринятый партнёрами по Балканской Антанте, 25 марта 1937 г. – Соглашение о дружбе и нейтралитете с Италией. Активизировались контакты с нацистской Германией (визиты Г. Геринга и К. фон Нейрата в Белград в 1937, визит Стоядиновича в Берлин в 1938, где он встречался с А. Гитлером). В условиях восстановления югославской экономики после мирового экономического кризиса (к 1936) именно Германия (вместе с захваченными ею территориями) заняла место основного торгового партнёра (в 1939 на неё приходилось 45,8 % югославского экспорта и 54 % импорта).
Разворот Югославии в сторону Германии завершился в годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. В условиях капитуляции Франции (1940), присоединения к Пакту трёх держав 1940 г. Венгрии, Румынии (обе – в 1940), Болгарии (1941) Белград пошёл на аналогичный шаг (протокол от 25 марта 1941). Массовое недовольство населения подобными действиями властей было использовано военными, свергнувшими принца-регента Павла и правительство Д. Цветковича. Новый премьер-министр Д. Симович санкционировал подписание Договора о дружбе и ненападении с Советским Союзом (5 апреля 1941). Предпринятое на следующий день нападение Германии (без объявления войны) привело к капитуляции Югославии 18 апреля 1941 г. Пётр II и югославское правительство покинули страну, через Афины и Каир переехав в июне 1941 г. в Лондон.
Значительная часть бывших сербских территорий была разделена между государствами фашистского блока и их сателлитами: Бачка и Баранья переданы Венгрии, Вардарская Македония и Юго-Восточная Сербия – Болгарии, Косово и Метохия – Италии и Албании. Оставшаяся территория Сербии (включая и Банат, где была создана особая территориальная единица во главе с местными немцами) де-факто контролировалась германской военной администрацией, опиравшейся на марионеточное коллаборационистское «правительство национального спасения» М. Недича (премьер-министр в августе 1941 – октябре 1944). Значительные масштабы приобрела миграция сербов (из Хорватии, Герцеговины), спасавшихся от преследований усташей и германских властей.
Сопротивление террору усташей и оккупировавших Сербию государств началось с конца апреля – начала мая 1941 г. Оно было представлено двумя основными силами: партизанами, возглавленными КПЮ (генеральный секретарь ЦК – И. Броз Тито, среди его сподвижников – Э. Кардель, М. Джилас) и организуемыми постепенно в Народно-освободительную армию и партизанские отряды Югославии (НОА и ПОЮ), и четниками во главе с Д. Михайловичем, пользовавшимся поддержкой югославского эмигрантского правительства и ряда других югославских политических деятелей (Д. Лапчевич, Д. Васич и др.). С мая 1941 г. центром деятельности четников стал горный массив Равна-Гора в Западной Сербии. Движение было неоднородным: часть четников уже с конца лета – начала осени 1941 г. активно сотрудничала с правительством М. Недича (группа К. Печанаца), другие отряды (В. Зечевича, Р. Мартиновича и др.) активно воевали с немцами и устанавливали сотрудничество с партизанами. 4 июля 1941 г. ЦК КПЮ обратился с призывом начать вооружённую борьбу с оккупантами и их приспешниками. Летом – осенью 1941 г. установлены контакты между партизанами и четниками, однако попытки согласовать общие цели и задачи сопротивления на двух встречах Броз Тито и Михайловича (19 сентября и 26 октября) не привели к результатам. С ноября 1941 г. между партизанами и четниками начались вооружённые столкновения. В результате германского наступления на освобождённые районы Югославии (сентябрь – декабрь 1941) партизаны оказались вытесненными из Сербии. Основные центры партизанского движения переместились на территорию Боснии, в то время как в Сербии укрепились четники. Руководство НОА и ПОЮ видело в четниках коллаборационистов и пособников оккупационных властей.
На протяжении 1941–1942 гг. продолжались столкновения партизан и некоторых отрядов четников с оккупационными войсками, друг с другом, имели место операции четников против хорватского и мусульманского населения в ответ на убийства и изгнания сербов. Происходило дальнейшее организационное оформление обеих сил. Осенью 1941 г. в штаб Д. Михайловича прибыла британская миссия, с апреля 1942 г. британская авиация начала регулярное снабжение четников оружием, боеприпасами и др. Укрепились связи Михайловича с югославским эмигрантским правительством. В британских внешнеполитических оценках Сербия рассматривалась как оплот промонархических настроений, главная потенциальная опора Петра II и его правительства.
Для координации деятельности народно-освободительных комитетов, формировавшихся партизанами на освобождённых территориях с лета 1941 г., в ноябре 1942 г. на съезде в г. Бихач был сформирован общеюгославский политический орган – Антифашистское вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ). На фоне военных успехов партизан в 1943 г. (были отбиты крупные германские наступления в долинах рек Неретва и Сутьеска, захвачено оружие ряда итальянских дивизий после капитуляции Италии в сентябре 1943 г., численность НОА и ПОЮ превысила 300 тыс. человек) и коренного перелома во 2-й мировой войне в целом в г. Яйце состоялась 2-я сессия АВНОЮ (29–30 ноября 1943), сформировавшая Национальный комитет освобождения Югославии (НКОЮ; взял на себя функции правительства, председатель – И. Броз Тито) и запретившая королю Петру II возвращаться в страну до окончания войны. В 1943–1944 гг. укреплялись связи НКОЮ с СССР: в феврале 1944 г. в Верховный штаб НОА и ПОЮ отправлена советская военная миссия, в июне 1944 г. подписаны соглашения о предоставлении НКОЮ беспроцентных займов, по результатам поездки Броз Тито в Москву (21–28 сентября 1944) достигнута договорённость о временном вступлении Красной Армии на территорию Югославии для помощи в её освобождении.
Летом 1944 г., в условиях приближения НОА и ПОЮ к территории Сербии, были предприняты попытки для налаживания отношений между НКОЮ с эмигрантским правительством И. Шубашича (Висское соглашение 16 июня 1944). Призывы Петра II, обращённые к Д. Михайловичу и его приближённым, о необходимости сотрудничества с партизанами не принесли результата: в боях за освобождение Сербии летом – осенью 1944 г. НОА и ПОЮ противостояли как германские войска, так и четники. Значительный вклад в освобождение Воеводины, Восточной и Северной Сербии внесла Красная Армия. 20 октября 1944 г. советскими войсками совместно с частями НОА и ПОЮ был освобождён Белград. 1 октября 1944 г. в Белграде заключено соглашение между Броз Тито и Шубашичем о создании объединённого югославского правительства (председатель – Броз Тито), королю запрещалось возвращение в страну до решения об окончательном государственном устройстве Югославии. После рекомендации о введении соглашения в действие, принятой на Крымской (Ялтинской) конференции 1945 г., Броз Тито 7 марта 1945 г. сформировал Временное правительство Демократической Федеративной Югославии, вскоре получившее международное признание. Позиции новой Югославии были укреплены подписанием 11 апреля 1945 г. Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Советским Союзом. 15 мая 1945 г. Югославия была полностью освобождена от войск противника.
Сербия в составе «второй Югославии» (1945–1991)
Новое правительство Югославии, в котором доминировали сторонники Броз Тито, встало на путь коренных государственных преобразований. 3-я сессия АВНОЮ (август 1945) приняла ряд ключевых законов (об аграрной реформе, о реформе органов правосудия, наделении избирательным правом женщин и снижении возрастной планки до 18 лет и др.), а также решение об избрании Учредительной скупщины. Результаты выборов, прошедших в ноябре 1945 г., были поставлены под сомнение рядом оппозиционных партий; они принесли абсолютную победу (90 % голосов) Народному фронту Югославии (общественно-политическая организация во главе с КПЮ, основанная в 1945). В Югославии сформировалась однопартийная система во главе с КПЮ (с 1952 Союз коммунистов Югославии, СКЮ).
По решению Учредительной скупщины 29 ноября 1945 г. была ликвидирована монархия и провозглашена республика. Унитарное централизованное устройство «первой Югославии» и сербское доминирование в ней рассматривались новыми властями негативно – новая Югославия строилась на федеративных началах при де-факто существовавшем централизме власти во главе с Броз Тито [глава правительства с 1945, генеральный секретарь (затем председатель) СКЮ с 1952]. Конституция, принятая 31 января 1946 г., создала Федеративную Народную Республику Югославия (ФНРЮ) в составе 6 народных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория, Македония), имевших каждая своё правительство, орган народного представительства и конституцию (Конституция Народной Республики Сербия принята в январе 1947). В составе Сербии, единственной среди народных республик, были выделены автономные образования: автономный край Воеводина и автономная область (с 1963 автономный край) Косово и Метохия. Во властных структурах доля сербов, составлявших основу партизанской армии в годы войны, была высокой.
Быстрое восстановление югославской промышленности (к 1947 достигнут довоенный уровень производства), значительно пострадавшей в годы войны, сопровождалось кардинальными изменениями социально-экономической структуры государства и общества. В рамках аграрной реформы 1945–1948 гг. произошло перераспределение земель, конфискованных у немцев, крупных земельных собственников, у Церкви, в пользу безземельных и малоземельных крестьян, государства, трудовых задруг (строились по образцу советских колхозов). Создание государственного сектора экономики обеспечивалось законами о конфискации имущества коллаборационистов и аресте иностранных капиталов (1945), национализации крупных (1946), а затем средних и мелких предприятий (1948). Происходили масштабные миграционные процессы, связанные с возвращением лиц, насильственно перемещённых в годы 2-й мировой войны (около 450 тыс. человек), заселением территорий, с которых были выселены немцы (прежде всего Воеводины). Дистанцируясь от политики королевских властей по стимулированию сербской колонизации Косово и Метохии, югославское правительство запретило сербским поселенцам возвращаться в них (а также в Македонию). В целом, по переписи 1961 г., в Сербию переселилось около 38,4 % её жителей на тот момент.
Первый план 5-летнего развития народного хозяйства, утверждённый Народной скупщиной в апреле 1947 г., предполагал ликвидацию экономической отсталости страны, расширение государственного сектора экономики; он исходил из представления о продолжающемся сотрудничестве с Советским Союзом (экономический договор от 8 июня 1946 и др.). Советско-югославский конфликт 1948 г. заставил внести коррективы как во внешнюю, так и во внутреннюю политику. Наряду с нормализацией политических и торгово-экономических отношений с Западом (один из важных шагов – урегулирование вопроса о Триесте с Италией по Лондонскому договору 5 октября 1954), усилением репрессий против югославских коммунистов – сторонников точки зрения Москвы, были предприняты шаги по созданию новой модели социализма с акцентом на принципы самоуправления и децентрализации (курс закреплён на 6-м съезде КПЮ в 1952). Среди основных принятых мер: закон 1950 г. о передаче государственных предприятий в управление трудовым коллективам; реорганизация и ликвидация с 1953 г. трудовых задруг, принудительно формировавшихся ранее; закон 1955 г. об устройстве общин и районов, увеличивавший роль и значение местных скупщин; переход от 5-летнего к одногодичному экономическому планированию; передача полномочий от федеральных к республиканским и местным органам власти. Крупной политической реформой стало принятие конституционного закона в январе 1953 г., провозгласившего главой государства президента (в 1953–1980 пост занимал Броз Тито), реформировавшего Союзную народную скупщину (СНС), переименовавшего федеральное правительство в Союзное исполнительное вече (в 1953–1963 возглавлялось Броз Тито). Попытка председателя СНС М. Джиласа в конце 1953 – начале 1954 гг. выдвинуть ещё более радикальную программу демократических преобразований (отказ от однопартийной системы, введение независимого правосудия и др.) была встречена жёсткими мерами: он был снят с партийных и правительственных постов, позднее – арестован и подвергнут тюремному заключению.
Закрепить изменения, произошедшие в ФНРЮ, была призвана новая конституция, принятая 7 апреля 1963 г. Государство получало новое название – Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ), входящие в неё народные республики переименовывались в социалистические. Реформировалась СНС, вводился принцип ротации депутатов каждые 2 года. Расширялись права республик и автономных краёв, экономические возможности отдельных предприятий и трудовых коллективов. Серия законодательных актов, принятых СНС в июле 1965 г., была нацелена на продолжение развития новой социально-экономической модели СФРЮ: переход к интенсивному хозяйствованию, повышение производительности труда с внедрением элементов рыночной экономики (отмена монополии на внешнюю торговлю, отмена государственных дотаций нерентабельным предприятиям, свободный выезд за рубеж), расширение самостоятельности республик и краёв.
Период активного экономического роста во 2-й половине 1940-х – 1970-х гг. был ознаменован в Сербии реализацией крупных инфраструктурных проектов (строительство железной дороги Белград – Бар, автострады Белград – Загреб, гидроэлектростанции Джердап на Дунае, канала Дунай – Тиса – Дунай и др.), созданием масштабных промышленных комплексов (один из знаковых – машиностроительное предприятие «Иво Лола Рибар» под Белградом, 1948). Шли процессы модернизации сербского общества: сокращалась доля сельского населения (72,3 % в 1948, 56,1 % в 1961), росла средняя продолжительность жизни (с 45 лет во 2-й половине 1940-х гг. до 73 в 1981), увеличилась доля грамотного населения. Доля сербского населения в общем населении Югославии, достигнув пика в 1961 (42,8 %), в последующем имела тенденцию к снижению (39,7 % в 1971, 36,3 % в 1981).
В условиях восстановления отношений с Советским Союзом (1955) значительная помощь югославской экономике оказывалась Москвой (строительство металлургического завода в Смедерево и др.). В 1964 г. СФРЮ стала членом-наблюдателем Совета экономической взаимопомощи, СССР в 1970–1980-х гг. принадлежало 1-е место в экспорте СФРЮ и 2-е место в её внешнеторговом обороте. Вместе с тем Белград продолжал занимать самостоятельную позицию по ключевым внешнеполитическим вопросам: югославское руководство осудило действия Советского Союза в Венгрии в 1956 г., в Чехословакии в 1968 г., позднее – в Афганистане в 1979 г. Политика дистанцирования от двух военно-политических блоков (Белград активно осуждал действия США во Вьетнаме, в отношении Кубы, позицию Израиля) сделала из СФРЮ, наряду с Индией, Египтом, одного из лидеров Движения неприсоединения.
В условиях замедления экономического роста в конце 1960-х – начале 1970-х гг., роста количества безработных (свыше 300 тыс. сербов выезжали на заработки за рубеж) и внешней задолженности государства усиливались диспропорции в уровне экономического и культурного развития республик и краёв СФРЮ, уровне жизни отдельных граждан. Происходивший на этом фоне рост межнациональных и социальных противоречий заметно проявился в Сербии (студенческие демонстрации в Белграде в июне 1968 под лозунгом «Долой красную буржуазию!» и др.). Особенно напряжённой ситуация была в Косово (с 1969 Социалистический автономный край Косово) – медленно развивавшемся регионе, большинство в котором составляли албанцы. Прошедшие в Косово в ноябре 1968 г. демонстрации были разогнаны милицией, ряд участников – арестованы.
Выход из наметившегося кризиса межнациональных противоречий (волнения в Хорватии осенью 1971 и др.) Броз Тито пытался искать в сочетании репрессивной политики и реформ.
Новая конституция СФРЮ, вступившая в силу 21 февраля 1974 г., была призвана укрепить принципы самоуправления как в производственных отношениях, так и во взаимодействии субъектов Федерации: расширены полномочия союзных республик, их права были распространены на автономные края Сербии – Воеводину и Косово. Согласно конституции, Скупщина СФРЮ избрала Президиум СФРЮ в составе 8 человек (по одному представителю от 6 республик и 2 автономных краёв), пожизненным председателем которого был назначен Броз Тито.
После его смерти, в 1980 г., накопившиеся проблемы, усугублённые дефектами конституции 1974 г., дали о себе знать. Расширение экономических полномочий республик привело к сокращению товарооборота между ними, породило тенденции к экономической автаркии. Усилились выступления косовских албанцев, требовавших предоставления краю статуса союзной республики. Для их подавления в апреле 1981 г. Президиум СФРЮ ввёл чрезвычайное положение.
В 1980-х гг. в сербских общественных и политических кругах всё активнее выражалась тревога по поводу «выдавливания» сербов из Косово. С приходом С. Милошевича на пост председателя Президиума ЦК Союза коммунистов Сербии (1986–1989) национальная (сербская) составляющая политики усилилась. В 1988–1989 гг. существенно ограничены полномочия краевых органов власти в Сербии, руководство Косово во главе с А. Власи было смещено со своих постов. Демонстрации протеста косовских албанцев в 1988–1990 гг. вызывали ответные акции сербского населения (массовый митинг в Белграде в 1988, демонстрация студентов Белградского университета под лозунгом «Не отдадим Косово!» в 1990).
Косовский вопрос всё больше приобретал общеюгославское значение. Руководство Словении и Хорватии, вставшее на путь сближения со странами ЕЭС, выступало против финансирования операций по поддержанию общественного порядка в Косово, выведя свои контингенты из состава объединённого отряда милиции (Словения в феврале 1990, Хорватия в апреле 1990). В отношениях Сербии со Словенией и Хорватией нарастала напряжённость: в ответ на запрет митинга сербов и черногорцев в Любляне в ноябре 1989 г. правительство Сербии ввело экономический бойкот словенских товаров (в феврале 1990 правительство Словении ответило аналогичным шагом); лишение Хорватским сабором в августе 1989 г. сербской кириллицы официального статуса в сербских районах Хорватии спровоцировало собрание сербов в г. Войнич (Хорватия), объявивших о возможности создания Сербского автономного края. Проведение парламентских и президентских выборов в Словении и Хорватии в апреле 1990 г. (главами государств были избраны М. Кучан и Ф. Туджман соответственно) ускорило процесс распада СФРЮ: 2 июля 1990 г. декларацию о полном суверенитете приняла Скупщина Словении, 25 января 1991 г. – Скупщина Македонии, 25 июня 1991 г. – Скупщина Хорватии, 14 октября 1991 г. – Скупщина Боснии и Герцеговины. На территории Хорватии и Боснии и Герцеговины начались вооружённые столкновения.
Сербия с 1992
27 апреля 1992 г. существовавшие ранее в составе СФРЮ республики Сербия и Черногория образовали новое государство под названием Союзная Республика Югославия (СРЮ). В тот же день принята конституция СРЮ. Во главе СРЮ стоял президент, избираемый союзным законодательным органом – Союзной скупщиной (состояла из Веча граждан и Веча республик) – сроком на 4 года. Первым президентом СРЮ стал писатель Д. Чосич (1992–1993), которого сменил председатель Народной скупщины Республики Сербия З. Лилич (1993–97). Законодательными органами республик Сербия и Черногория являлись народные скупщины (избирались сроком на 4 года), главой каждой из республик – президент (избирался всеобщим голосованием сроком на 5 лет), исполнительным органом – правительство. Доминирующая политическая сила в Сербии – Социалистическая партия Сербии (СПС; основана в 1990) – формировала правительства в 1991–2001 гг.
Продолжавшийся вооружённый конфликт в Хорватии, Боснии и Герцеговине, на территории которых существовали самопровозглашённые государства сербов (Республика Сербская Крайна и Республика Сербская), осложнял международное положение СРЮ.
Резолюцией Совета Безопасности ООН № 757 от 30 мая 1992 г. в отношении СРЮ, чьё руководство обвиняли в поддержке самопровозглашённых республик, вводилось полное торговое эмбарго, останавливалось проведение всех финансовых операций. В 1994 г. санкции были ослаблены, а после военных операций хорватской армии в августе 1995 г. и подписания Дейтонских соглашений (декабрь 1995) санкции с СРЮ были сняты. Последствиями санкций явилась не только политическая изоляция СРЮ, но и резкое падение экономического производства, рост безработицы (760 тыс. человек в январе 1994), гиперинфляция (1 млн % в 1992–1993). Тяжёлое положение страны усугублялось притоком беженцев из Хорватии, Боснии и Герцеговины (в апреле 1993 – 673 тыс. человек).
Рост оппозиционных настроений в отношении курса правившей СПС проявился на местных выборах 1996 г. Коалиция партий «Единство» [ДП (воссоздана в 1990), Сербское движение обновления (основано в 1990), Гражданский союз Сербии (основан в 1992) и др.], противостоявшая СПС, одержала победу в нескольких десятках городов СРЮ. Отказ правительства от признания результатов выборов повлёк за собой массовые демонстрации в Белграде и других городах против режима С. Милошевича. Ряд оппозиционных партий бойкотировал парламентские выборы 1997 г., победу на которых одержала коалиция во главе с СПС (34 % голосов). Значительного результата (28 %) добилась и националистическая Сербская радикальная партия (СРС; основана в 1991, председатель – В. Шешель). В 1997 г. Милошевич избран президентом Югославии, а президентом Сербии стал его соратник М. Милутинович.
Ситуация в СРЮ осложнялась сепаратистскими националистическими движениями в Косово. В феврале 1998 г. С. Милошевич начал военную кампанию против «Освободительной армии Косово», стремившейся к отделению края от Сербии. Заключение перемирия 15 октября 1998 г. не повлекло за собой достижения политического урегулирования проблемы. Переговоры по стабилизации положения в Косово, проходившие в феврале – марте 1999 г. в замке Рамбуйе близ Парижа под эгидой Контактной группы (Россия, США, Великобритания, Германия, Италия, Франция), не привели к согласованному решению. Отказ югославской и российской делегаций от проекта соглашения (предусматривал ввод контингента войск НАТО в Косово и Метохию и их контроль над территорией) был использован как повод для начала 24 марта 1999 г. массированных воздушных бомбардировок СРЮ силами НАТО (продолжались до 10 июня 1999).
Бомбардировки повлекли за собой значительные жертвы (точное число не установлено, по различным данным, от 500 человек до 2,5 тыс. человек), нанесли значительный ущерб промышленным, транспортным, гражданским объектам СРЮ (разрушено около 200 промышленных предприятий, 82 железнодорожных и автомобильных моста), культурным объектам. После принятия резолюции Совета Безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 г. военные, полицейские и военизированные силы СРЮ выведены из Косово и Метохии, на их территории были размещены международные силы под руководством НАТО (КФОР). В Сербию направился значительный поток беженцев.
В условиях обострения «косовского вопроса» поддержка С. Милошевича со стороны населения СРЮ стала слабеть. Активизация оппозиции, наблюдавшаяся с июня 1999 г., привела в январе 2000 г. к складыванию по инициативе З. Джинджича коалиции «Демократическая оппозиция Сербии» (ДОС) из 18 партий во главе с ДП и Демократической партией Сербии (основана в 1992 в результате раскола ДП). Поправки к конституции СРЮ, инициированные Милошевичем в июле 2000 г., были призваны реформировать СРЮ на принципах централизованного государства и укрепить позиции президента (стал избираться прямым голосованием, ограничение на количество сроков президентства отсутствовало). Однако на президентских выборах в сентябре 2000 г. Милошевич уступил лидеру ДОС В. Коштунице (президент в 2000–2003). 1 апреля 2001 г. в Белграде Милошевич был арестован, а затем выдан Международному трибуналу по бывшей Югославии в Гааге.
СРЮ была преобразована 4 февраля 2003 г. в Государственный Союз Сербии и Черногории (ГССиЧ), существовавший до 2006 г. По результатам референдума (21 мая 2006) парламент Республики Черногория 3 июня 2006 г. провозгласил независимость и выход из состава ГССиЧ. 5 июня 2006 г. парламент Республики Сербия заявил о независимости Сербии, ставшей правопреемницей ГССиЧ. 8 ноября 2006 г. вступила в действие Конституция Сербии.
Наметившаяся в начале 2000-х гг. активизация роста экономики к концу десятилетия сошла на нет (рост ВВП 1,5 % в 2010). Основа структуры ВВП – сфера торговли и услуг. Значительной проблемой остаётся высокий уровень безработицы и бедности. Дополнительным бременем на экономику Сербии ложится значительный внешний долг (около 31 млрд долл. США на 2019).
Во внешнеполитическом курсе Сербии в начале 21 в. нарастают проевропейские тенденции, отразившиеся в деятельности лидера ДП Б. Тадича (президент Сербии в 2004–2012), поставившего целью скорейшую интеграцию Сербии в ЕС и добившегося приобретения Сербией официального статуса кандидата на вступление в ЕС (1 марта 2012). Одна из существенных преград – вопрос о статусе Косово, обострившийся после одностороннего провозглашения независимости парламентом Косово (17 февраля 2008). Согласно Конституции Сербии, Косово продолжает входить в состав Республики Сербия в качестве автономного края Косово и Метохия. 4 апреля 2012 г. Тадич досрочно объявил о своей отставке, объясняя её необходимостью заручиться поддержкой населения перед принятием нового пакета экономических реформ. Однако на президентских выборах в мае 2012 г. он уступил Т. Николичу, главе Сербской прогрессивной партии (основана в 2008 в результате раскола СРС). Новый президент, апеллируя к консервативным и национальным ценностям, продолжил вместе с тем курс на интеграцию Сербии в ЕС.