Международный трибунал по бывшей Югославии
Междунаро́дный трибуна́л по бы́вшей Югосла́вии (МТБЮ; англ. International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia, ICTY), международное учреждение, созданное Советом Безопасности ООН (СБ ООН) 25 мая 1993 г. для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённые на территории бывшей Югославии с 1991 г.
6 октября 1992 г. СБ ООН обратился к Генеральному секретарю ООН с просьбой создать «беспристрастную комиссию экспертов» для рассмотрения и изучения информации с целью предоставления выводов относительно фактов серьёзных нарушений международного гуманитарного права, совершаемых на территории бывшей Югославии (резолюция СБ ООН № 780). Уже в первом докладе данной комиссии от 26 января 1993 г. было предложено создание международного трибунала или «другого компетентного органа». Генеральный секретарь ООН предложил создать международный трибунал посредством принятия на основании главы VII Устава ООН резолюции СБ ООН (резолюция № 808). Международный трибунал был учреждён 25 мая 1993 г. (резолюция № 827).
В компетенцию МТБЮ входили осуществление юрисдикции в отношении лиц, совершивших серьёзные нарушения международного гуманитарного права, ряд полномочий, связанных с проведением расследований и судебного преследования указанных лиц (в частности, запросы об оказании правовой помощи от государств), передача дел в национальные суды.
Материальная юрисдикция [синоним устоявшегося в международном праве понятия «предметная юрисдикция» (ratione materiae)] МТБЮ распространялась на основные группы преступлений: серьёзные нарушения международного гуманитарного права, нарушение законов или обычаев войны, геноцид и преступления против человечности.
Временна́я юрисдикция Международного трибунала распространялась на период с 1 января 1991 г. (ст. 8 Устава МТБЮ).
Территориальная юрисдикция МТБЮ распространялась на территорию государств, входивших в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия (ст. 8 Устава МТБЮ).
Персональная юрисдикция МТБЮ распространялась на физических лиц (ст. 6, 7 Устава МТБЮ).
МТБЮ и национальные суды имели параллельную юрисдикцию в отношении судебного преследования лиц за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, но при этом юрисдикция МТБЮ имела приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов (МТБЮ имел право на любом этапе судебного разбирательства официально просить национальный суд передать под свою юрисдикцию производство по делу) (ст. 9 Устава МТБЮ).
МТБЮ состоял из трёх основных органов: палат (3 судебных и 1 апелляционной); обвинителя (прокурора) и секретариата.
В состав трибунала входило 16 постоянных независимых судей (среди которых не должно было быть двух граждан одного и того же государства) и 9 (допустимый максимум) назначенных дополнительно непостоянных судей ad litem.
Первый состав судей МТБЮ избирался Генеральной Ассамблеей ООН (ГА ООН) из списка, представляемого СБ ООН. Список кандидатов должен был принимать во внимание надлежащее представительство основных правовых систем мира, учитывать важность справедливого географического распределения и включать не менее 54 кандидатов.
Председатель МТБЮ избирался постоянными судьями из числа своих членов и являлся членом апелляционной палаты. Апелляционная палата МТБЮ выполняла также обязанности апелляционной палаты Международного трибунала по Руанде. Обвинитель (прокурор) МТБЮ назначался СБ ООН по рекомендации Генерального секретаря ООН на 4 года (с возможностью повторного назначения). Секретариат назначался Генеральным секретарём ООН и отвечал за выполнение административных функций и обслуживание международного трибунала.
За 24 года своего существования трибунал выдвинул обвинения в отношении 161 человека. Впоследствии были прекращены дела в отношении 37 обвиняемых. Дела 13 обвиняемых были переданы в суды государств бывшей Югославии: 10 дел – в Боснию и Герцеговину, 2 – в Хорватию и 1 – в Сербию. 91 обвиняемый был приговорён к различным срокам заключения (в том числе к пожизненному заключению). 18 подсудимых были оправданы.
Наиболее значимые судебные процессы в МТБЮ: процесс против бывшего президента Союзной Республики Югославия С. Милошевича; процесс против бывшего заместителя премьер-министра Сербии В. Шешеля; процесс против высшего военного и политического руководства Союзной Республики Югославия (известный как дело «Прокурор против Милутиновича и других», а после оправдания М. Милутиновича – «Прокурор против Н. Шаиновича и других»); процесс против президентов сербских государств на территории стран бывшей Югославии [трёх президентов Республики Сербская Краина: М. Мартича, Г. Хаджича и М. Бабича; двух президентов Республики Сербской (в Боснии и Герцеговине): Б. Плавшич и Р. Караджича]; лидера армии боснийских сербов генерала Р. Младича; председателя парламента боснийских сербов М. Краишника.
Первым судебным процессом в МТБЮ стал процесс в отношении руководителя Сербской демократической партии в Козараце (Босния и Герцеговина) Д. Тадича.
На июль 2023 г. осуждённые МТБЮ лица отбывают наказания в 11 государствах, заключивших соглашения об отбывании наказания: в Норвегии (1 осуждённый), Швеции (1), Финляндии (2), Эстонии (3), Польше (3), Германии (4), Австрии (1), Франции (1), Италии (1), Великобритании (2), Бельгии (1).
Основными проблемами при создании (деятельности) МТБЮ были:
проблемы легитимности создания МТБЮ. Как российские, так и зарубежные учёные обращают внимание на то, что создание уголовного трибунала СБ ООН представляет собой действия ultra virus (вне полномочий), т. е. выходящие за пределы компетенции Совета Безопасности ООН;
проблемы юрисдикции МТБЮ, куда не были включены преступления против мира, что привело к парадоксальной ситуации – рассмотрению вопроса о виновных в совершении военных преступлений, но исключению вопроса о виновниках развязывания войны;
проблемы структуры уголовного трибунала. Явным нарушением принципа независимости суда является объединение в рамках одного и того же учреждения институтов обвинителя и судей. Также не отвечает принципам, заложенным в международном праве в области прав человека, вхождение апелляционной палаты в состав трибунала;
проблемы доказательств, использованных трибуналом. Весьма спорным является активное использование института «сделки с правосудием» (англ. – plea bargaining), когда с обвиняемых, согласившихся давать показания против других лиц, снимались наиболее тяжёлые пункты обвинения и им назначались небольшие сроки наказания. Так, например, за дачу показаний против Р. Караджича с Д. Эрдемовича, лично убившего более 100 человек, было снято обвинение в геноциде и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет. Аналогичные проблемы связаны с применением доктрины совместных преступных действий (англ. – joint criminal enterprise), особенно её 3-й категории, признающей виновными лиц, которые не только не совершали преступления лично, но даже не знали об их совершении;
проблемы обеспечения прав человека, прежде всего – права обвиняемых на справедливое судебное разбирательство. В деятельности МТБЮ наблюдалось нарушение минимальных прав обвиняемого, закреплённых современным международным правом в области прав человека;
антисербский характер деятельности МТБЮ. Деятельность обвинителя характеризовалась «антисербским уклоном» (выражение официального представителя России в СБ ООН). В отличие от сербов, власти Хорватии и Боснии и Герцеговины (в первую очередь президенты этих республик Ф. Туджман и А. Изетбегович) не подверглись судебному преследованию МТБЮ. Обвинитель МТБЮ также отказался начать расследование в отношении высшего руководства НАТО и стран – членов блока, участвовавших в агрессии, прежде всего в отношении Генерального секретаря НАТО Х. Соланы и высшего политического и военного руководства стран – членов НАТО за преступления против гражданского населения, совершённые во время агрессии НАТО против Союзной Республики Югославия в 1999 г. Тем не менее в самый разгар агрессии НАТО трибунал издал обвинительный акт против главы государства, подвергшегося агрессии, – С. Милошевича, более того – именно за те преступления, которые были совершены НАТО.
Официально МТБЮ завершил свою деятельность и прекратил существование 21 декабря 2017 г., однако с момента прекращения его функции стал выполнять Международный остаточный механизм по уголовным трибуналам (МОМУТ), созданный резолюцией Совета Безопасности ООН № 1966 (2010). Кроме официально заявленной цели выполнять «остаточные функции» (хранение архивов, осуществление контроля за исполнением приговоров в отношении лиц, отбывающих наказание в государствах, и т. д.), Гаагское отделение МОМУТ выполняет также функции, которые выполнял МТБЮ, включая проведение судебных процессов и рассмотрение апелляций. Так, МОМУТ рассматривал апелляцию по делу бывшего заместителя премьер-министра Сербии В. Шешеля и апелляцию по делу бывшего президента Республики Сербской Р. Караджича.
В июне 2021 г. судебная палата Гаагского отделения МОМУТ вынесла обвинительный приговор в повторном процессе в отношении бывших руководителей службы безопасности Сербии Й. Станишича и Ф. Симатовича, оправданных МТБЮ ещё в 2013 г.
Во время обсуждения доклада о деятельности МОМУТ в СБ ООН в декабре 2018 г. представитель России заявил, что работа механизма «всё больше напоминает Международный трибунал по бывшей Югославии... в худшие периоды его деятельности».