Les Temps Modernes
Les Temps Modernes («Новые времена»), французский ежемесячный толстый журнал литературной, политической и философской направленности; выходил в Париже с 1945 по 2018 г.
История издания
Журнал был основан в октябре 1945 г. Ж.-П. Сартром. Помимо него, в редакционный комитет также входили С. де Бовуар, Р. Арон, М. Лерис, М. Мерло-Понти, А. Олливье и Ж. Полан. Название журнала отсылает к одноимённой трагикомедии Ч. Чаплина, вышедшей на экраны в 1936 г.
С октября 1945 г. по декабрь 1948 г. журнал выходил в издательстве Gallimard; с января 1949 г. по сентябрь 1965 г. – в издательстве Julliard; с октября 1965 по март 1985 г. – в издательстве Presses d’aujourd’hui; с апреля 1985 г. журнал вновь перешёл к издательству Gallimard. Всего было выпущено 700 номеров, в т. ч. ряд специальных выпусков, посвящённых определённой теме – проблеме, событию, стране или персоналии. Вплоть до 1993 г. журнал печатался раз в месяц. Начиная с 1994 г. номера стали выходить раз в два-три месяца.
Ж.-П. Сартр руководил журналом совместно с С. де Бовуар вплоть до своей кончины в 1980 г. После смерти де Бовуар в 1986 г. редакцию возглавлял журналист и кинодокументалист К. Ланцман, скончавшийся в июле 2018 г. В конце 2018 г. руководитель издательства А. Галлимар принял решение закрыть издание, хотя редакционный комитет, избравший в качестве новых руководителей Ж. Симон и П. Манилье, предлагал продолжить выпуск журнала в обновлённом формате, наряду с созданием его цифровой версии и проведением цикла публичных мероприятий под его эгидой. Однако проект редакционного комитета не убедил издателя, и выпуск журнала был прекращён (2018).
Редакционная политика журнала
Во вступительной статье, опубликованной в первом номере журнала, Сартр осуждал присущую интеллектуалам прошлых поколений позицию незаинтересованности и настаивал на ответственности писателя перед историей, его долге быть вовлечённым в события своего времени, т. к. писательство представляет собой высшую форму действия. На смену «искусству ради искусства», по утверждению Сартра, должна была прийти «ангажированная литература». Журнал Les Temps Modernes стал воплощением «ангажированного» и разностороннего по своей тематике журнала, в котором помимо литературы значительное место отводилось освещению текущих событий, обретавшим философский уровень осмысления.
В журнале печатались произведения как признанных («Второй пол» С. де Бовуар; «Портрет неизвестного» Н. Саррот), так и начинающих авторов (отрывок из романа «Мэлон умирает» С. Беккета), стихотворения Ф. Понжа, Р. Кено, М. Лериса, литературоведческие статьи (Ж. Полан, С. де Бовуар, Н. Саррот), философско-социологические тексты (П. Бурдье, К. Леви-Строс) и даже предоставлялось слово представителям психоанализа (Ж. Пуйон, Ж.-Б. Понталис). В первое послевоенное десятилетие журнал как главный орган левой интеллигенции занимал ведущее место среди аналогичных изданий того времени, что объяснялось огромным интеллектуальным авторитетом Сартра и его соратников, писавших для журнала.
Ключевой для интеллектуальной элиты вопрос об отношении к марксизму заставлял создателя и авторов журнала постоянно балансировать между осторожной критикой действий коммунистов и их открытой поддержкой. Некоторые из сторонников Сартра в итоге отмежевались от него. Уже в 1947 г. (по другим данным – в 1946) из журнала ушли философ Р. Арон, эссеист Ж. Полан и журналист А. Олливье. В 1953 г. на почве политических разногласий его покинул философ М. Мерло-Понти.
В 1950-е гг. журнал активно поддерживал освободительные движения во французских колониях. В частности, в 1955 г. его создатели выступили против войны в Алжире и осудили использование пыток, в связи с чем власти в дальнейшем не раз пытались закрыть издание. В 1956 г. Сартр и Бовуар подписали петицию против ввода советских войск в Венгрию. В 1960 г. Сартр, Ланцман и ряд авторов журнала подписали «Манифест 121» против войны в Алжире. На рубеже 1960–1970-х гг. популярность журнала снизилась в связи с уходом экзистенциализма на второй план на фоне роста влияния структурализма.