Ревекка
Реве́кка (евр. רִבְקָה, riḇqāh; греч. Ρεβέκκα), в Ветхом Завете одна из праматерей иудейского народа, жена Исаака, мать Иакова и Исава. Этимология имени традиционно связывается с еврейским корнем *rbq – связывать, соединять. История Ревекки излагается в главах 22–27 книги Бытия.
Вскоре после смерти Сарры Авраам решил женить своего сына Исаака. Не желая, чтобы женой его сына стала местная ханаанеянка, Авраам отправил раба [которого некоторые комментаторы идентифицируют как Елиезера (Елеазара) из Дамаска, упомянутого в 15-й главе] на свою родину в Месопотамию, чтобы тот выбрал Исааку невесту.
Слуга с десятью верблюдами, навьюченными различными дарами для будущей невесты и её семьи, прибыл в «город Нахора» (Харран) и остановился у колодца. Он обратился к Богу с просьбой указать ему жену для Исаака: «…девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить, [пока не напьются,] – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку» (Быт 24:14).
Этой девушкой оказалась Ревекка: она напоила слугу и его верблюдов, чем продемонстрировала свою доброту и гостеприимство. Слуга убедился в правильности своего выбора, когда узнал, что Ревекка – дочь Вафуила, племянника Авраама.
Слугу приняли в доме Вафуила, где он незамедлительно рассказал о своей миссии. Отец и брат Ревекки согласились отпустить её со слугой Авраама в Ханаан, но попытались уговорить их подольше задержаться в Харране. Слуга настоял на том, что отправляться в путь нужно немедленно, и Ревекка согласилась с ним; на следующий день они уехали. Семья благословила Ревекку: «…да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твоё жилищами врагов твоих!» (Быт 24:60).
Приближаясь к дому Авраама, Ревекка издалека заметила Исаака, который вышел поразмышлять в поле. Она сошла с верблюда и спрятала лицо под покрывалом. Исаак ввёл Ревекку в шатёр своей матери Сарры, и она стала ему женой. На момент заключения брака Исааку было 40 лет (Быт 25:20); о возрасте Ревекки же ничего не говорится.
Некоторые мотивы, связанные с браком Исаака и Ревекки, были закреплены в традиционной свадебной церемонии в иудаизме. Во время церемонии, называемой «бадекен», невеста закрывает лицо вуалью перед женихом. Также над невестой произносится благословение из книги Бытия (Быт 24:60).
Ревекка оставалась бесплодной в течение 20 лет (частый мотив в повествовании о праотцах: бесплодными долгое время оставались также Сарра и Рахиль). Наконец Бог услышал молитвы Исаака, и Ревекка родила 2 сыновей – Исава и Иакова. Ещё во время беременности Ревекки Бог открыл ей особое предназначение её детей: «…два племени во чреве твоём, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт 25:23). В этом откровении раскрываются отношения и самих братьев, и их будущих потомков: Исав считается прародителем эдомитов, а Иаков становится одним из праотцев израильтян.
Мотив борьбы 2 братьев за первенство и, как результат, победа младшего из них характерен для библейского повествования о патриархах; таковы истории Исаака и Исмаила, Ефрема и Манассии, а также сыновей Ревекки – Иакова и Исава. Иаков хитростью получил от своего старшего брата его право первородства.
Про Ревекку говорится, что она была прекрасна видом (Быт 24:16). Когда Исаак со всем семейством переселился в Филистию, он представил Ревекку как свою сестру, чтобы местные жители не убили его ради его красивой жены (так же поступает Авраам, когда переселяется с Саррой в Египет). Позже царь Филистии Авимелех узнал, что Ревекка и Исаак супруги, и обещал им свою защиту.
Когда Исаак уже в преклонном возрасте пожелал дать своё благословение первенцу Исаву, Ревекка научила Иакова, своего любимого сына, перехитрить отца и получить благословение вместо старшего брата. Вероятно, она сделала это не только из любви к Иакову, но и помня об откровении, предрекавшем первенство младшему из её сыновей. Сначала Иаков отказывался от плана матери, боясь навлечь на себя проклятие Исаака, но Ревекка убедила его, сказав: «…на мне пусть будет проклятие твоё, сын мой, только послушайся слов моих» (Быт 27:13). Иаков притворился Исавом и получил благословение отца: ослепший Исаак не заметил обмана.
Когда разгневанный Исав пообещал убить брата, Ревекка, желая уберечь младшего сына, убедила мужа отправить Иакова в Харран, чтобы тот нашёл себе жену из дочерей брата Ревекки Лавана.
О смерти Ревекки в Библии не упоминается. Названо лишь место её захоронения – пещера Махпела, где были также похоронены все праотцы и их жёны, кроме Рахили.
Ревекка почитается как одна из 4 праматерей еврейского народа. Филон Александрийский интерпретирует образы упомянутых в Пятикнижии женщин-матерей, в том числе и Ревекку, как олицетворение добродетелей (Филон Александрийский. О соитии ради предварительного обучения. 37). В Новом Завете апостол Павел упоминает Ревекку и откровение Бога о её сыновьях в своём послании к Римлянам (Рим 9:10–12). Повествования о Ревекке и Сарре используются им для обоснования аргумента важности истории народа Израиля для спасения в Иисусе Христе. История Ревекки свидетельствует о предустановленности разделения отвергнувшего Христа народа, которое происходит во времена апостола. Ревекка родила от праотца евреев Исаака (Рим 9:10) 2 близнецов, но только один из них был избран Богом. Слова пророка Малахии (Мал 1:2–3), по убеждению апостола Павла, подчёркивают этот выбор: Бог возлюбил Иакова, а Исава возненавидел (Рим 9:13), и старший будет служить младшему (Рим 9:12, ср.: Быт 25:23). Старший здесь – это иудаизм, младший – христианство.