Колено Иудино
Коле́но Иу́дино, одно из 12 племён (колен) израильского народа, потомки Иуды, сына Иакова от Лии.
Согласно книге Бытия, у Иуды было 3 сына – Ир, Онан и Шела (Быт 38:2–5). Но первые два умерли, поскольку были неугодны Господу. Жена 1-го сына, Фамарь, по обычаю левиратного брака должна была стать женой сначала второго, а после его смерти 3-го сына. Но Иуда испугался, что смерть первых 2 сыновей связана с нею, и не спешил отдавать её в жёны Шеле. В итоге Фамарь хитростью вступила в связь с самим Иудой и родила ему двух сыновей – близнецов Фареса и Зару. Во время родов близнецы в утробе словно боролись за первородство: сперва появилась рука Зары, и повивальная бабка повязала на неё красную нить, но первым из утробы вышел Фарес (Быт 38:27–30). В итоге генеалогия потомков Иуды восходит к 3 его сыновьям: Шеле и близнецам Фаресу и Заре. Из троих Фарес считался, по-видимому, главным, потому как именно к нему возводит своё происхождение Наасон, сын Аминадава, названный в книге Чисел начальником колена Иудина (Числ 2:3).
В переписях народа израильского, содержащихся в книге Чисел, колено Иудино представлено наиболее сильным и многочисленным: при 1-й переписи оно насчитывало 74 600 (Числ 1:27; 2:4), при 2-й – 76 500 взрослых мужчин (Числ 26:19–22). Колено располагалось в лагере израильских войск, к востоку от скинии, а в походе шло во главе войска (Числ 2:1-9; 10:14-16).
В книге Иисуса Навина рассказ о разделе Палестины к западу от Иордана между коленами Израилевыми начинается с колена Иудина (Нав 14–15). Здесь обозначены границы колена (Нав 15), а также приводится подробный рассказ о передаче Хеврона (Кириаф-Арба) завоевавшему его кенезею Халеву, сыну Иефоннии (Нав 14:6–15; 15:13–14), а Давира (Кириаф-Сефер) – кенезею Гофониилу, сыну Кеназа, брата Халевова (Нав 15:15–17). В книге Судей Израилевых рассказ о завоевании Ханаана израильскими племенами начинается с утверждения верховенства Иуды в союзе израильских племен: «По смерти Иисуса [Навина] вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на Хананеев воевать с ними? И сказал Господь: Иуда пойдет; вот, Я предаю землю в руки его» (Суд 1:1–2).
Колено Иуды в эпоху железного века проживало на территории Южной Палестины. На северной границе находился Иерусалим; южной границей была пустыня Негев, восточной – Мёртвое море. Также земли колена Иудина граничили с филистимскими городами-государствами, среди которых важнейшим до завоевания царём Давидом Иерусалима был, видимо, Хеврон (1-я столица Давида – 2 Цар 2:11).
В библейских книгах даются противоречивые сведения о принадлежности Иерусалима колену Иудину. Согласно книге Иисуса Навина (Нав 15:8; 18:28), Иерусалим входил в удел племени Иуды: «Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня» (Нав 15:63). В книге Судей колено Вениаминово захватило Иерусалим: «Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня» (Суд 1:21). Исторические книги Ветхого Завета сообщают, что вплоть до времён царя Давида Иерусалим принадлежал нееврейскому племени иевусеев.
Колена Иудина (как и двух других южных колен Израиля – Симеонова и Левиина) нет среди колен Израиля, перечисленных в древнейшем памятнике древнееврейской поэзии – «Песни Деворы» (Суд 5). Никто из судей Израильских, по книге Судей, не принадлежал к этому колену. Редкое упоминание Иуды в книге Судей позволило ряду историков предположить, что первоначально союз племён, носивший имя Израиль, не включал племена Иуды, Симеона и Левия (Noth. 1954), а значит политическое противостояние севера («Израиля») и юга («Иудеи») намного древнее, чем соперничество Израильского и Иудейского царств в 9–8 вв. до н. э. Возможно, что это противостояние Иуды и Израиля нашло отражение в благословении Моисея, где подчёркивается наличие у племени Иуды сильных врагов (Втор 33).
Как самое могущественное из колен Южной Палестины железного века, колено Иудино вобрало в себя ряд племён и родов, первоначально не относившихся к нему. Это видно из сравнения приведённых в Библии и частично противоречащих друг другу генеалогических и географических списков. Так, в книге Иисуса Навина, где описываются границы территорий израильских племён, ничего не говорится о границах владений племени Симеона, а почти все «города» (селения), упомянутые в списке городов Симеона (Нав 19:1–8), в другом месте упоминаются как «города Иуды» (Нав 15:20–63). По всей вероятности, географические разделы книги Иисуса Навина отражают ситуацию, когда колено Симеона вошло в состав Иуды и граница между их территориями стёрлась.
Хеврон, один из важнейших городов Иудеи, был передан Халеву, сыну Иефонниину (Нав 14–15; Суд 1:20). В книгах Чисел и Иисуса Навина он выступает как представитель и герой племени Иуды (см., например: Числ 13:7). При этом Халев принадлежал к кенезеям (Числ 32:12; Нав 14:6, 14), которые в книге Бытия (15:19) упоминаются среди доизраильских жителей Ханаана, и их предок-эпоним Кеназ был потомком Исава, брата Иакова (Быт 36:10–11). Слова: «...Халеву, сыну Иефонниину, [Иисус] дал часть среди сынов Иудиных...» (Нав 15:13) – также подразумевают, что Халев не относился к «сынам Иудиным». К кенезеям (сынам Кеназа) и родным Халева библейские генеалогии также причисляют Гофониила, потомкам которого принадлежит другой важный город Иудеи – Кириаф-Сефер (Нав 15:15–17; Суд 1:11–13), однако в книге Судей Гофониил упоминается как один из судей Израилевых (Суд 3). Очевидно, эти предания отражают процесс слияния кенезейских родов с племенем Иуды. К племени Иуды присоединились также кенеи – «сыны [Иофора] Кенеянина, тестя Моисеева» (Суд 1:16). Этот союз племён и родов во главе с Иудой в исторической литературе иногда принято называть Большим Иудой (Greater Judah: см. Geus. 1976; 1992).