Колено Даново
Коле́но Да́ново (ивр. שבט דן), одно из 12 племён (колен) израильского народа, потомки Дана – сына Иакова и Ваалы, служанки Рахили.
Колено Дана играло значительную роль при исходе израильского народа из Египта и вхождении в Землю обетованную. Один из потомков Дана – Аголиав, сын Ахисамахов, – упоминается как участник постройки скинии, «мудрый сердцем» (Исх 31:6; 35:34; 36:1–2). После постройки скинии другой потомок Дана – Ахиезер, сын Аммишаддая, – сделал богатое приношение, ставшее образцом для других колен (Числ 7:66–71).
Колено Дана последним из всех станов подняло знамя вместе с коленами Ассировым и Неффалимовым (Числ 10:25). Для раздела Земли обетованной от колена Данова был назначен «князь Буккий» (Числ 34:22). Потомки Дана упоминаются среди тех, кто по велению Моисея должен был произносить проклятия идолопоклонникам (Втор 27:13–26).
В последнем благословении Моисея колено Дана сравнивается с молодым львом, выбегающим из Васана (Втор 33:22). По мнению некоторых специалистов, «bāšān» здесь нужно понимать не как имя собственное, а переводить как «ехидна» (мифологическое существо). Соответственно, весь текст обретает иной смысл: «который отпрыгнет от (или перепрыгнет) ехидну» (Ф. М. Кросс и Д. Н. Фридман), что позволяет проводить аналогии с пророчеством в книге Бытия (Быт 49:17). Удел Дана граничил на севере с уделом Ефрема, на востоке – с уделом Вениамина, на юге – с уделом Иуды. На его территории было несколько левитских городов (Нав 19:40–46; 21:5, 23 и др.). За эти земли колену Дана пришлось бороться с филистимлянами. Один из наиболее значимых моментов этой истории связан с именем Самсона, принадлежавшего к колену Дана (Суд 13:2, 24).
В книге Судей Израилевых говорится, что колено Дана смогло выставить всего 600 воинов (Суд 18:11), что указывает на его небольшой размер. Однако в книге Чисел (Числ 1:39 и 26:43) называются цифры иного порядка – 62 700 и 64 400 соответственно (более многочисленным в этом случае было лишь колено Иуды). Те учёные, которые не принимают эти цифры как достоверные, объясняют появление столь значительных расхождений либо стремлением библейских авторов символически показать исполнение обетования патриархам о бесчисленности их потомков, либо тем, что слово «элеф» следует переводить не как «тысяча», а как «воинский отряд».
Колено Дана – единственное, по имени которого в Ветхом Завете был назван город. Согласно книге Судей (Суд 18:7–29), потомки Дана захватили и переименовали г. Лаис (в Нав 19:47 – Ласем; современный Тель-Дан, ранее Тель-эль-Кади) в Верхней Галилее, у подножья горы Хермон. Дан стал самым северным городом на территории, принадлежавшей древнему Израилю (на его месте найдена надпись 9 в. до н. э. на арамейском языке, в которой фигурируют «царь Израиля» и «дом Давидов»), и в допленную эпоху часто упоминается в качестве пограничного («от Дана до Вирсавии» – Суд 20:1; 2 Цар 3:10; 17:11; 24:2, 15; 3 Цар 4:25; «от Вирсавии до Дана» – 1 Пар 21:2; 2 Пар 30:5; ср.: Быт 14:14; Втор 34:1), в первую очередь подвергавшегося нападениям врагов (Иер 4:15–16; 8:16). Например, сообщается, что Дан был захвачен сирийцами (3 Цар 15:20; ср.: 2 Пар 16:4).
В 10 в. до н. э. Иеровоам I поставил в Дан одного из двух золотых тельцов (3 Цар 12:30; 4 Цар 10:29; ср.: Ам 8:14). В 1966 г. при раскопках под руководством А. Бирана на месте Дана были обнаружены святилище и «высота» (ср.: 3 Цар 12:31), а в 1976 г. – двуязычная греко-арамейская надпись, где упоминается «бог, который в Дане» или «бог Дана», что напоминает инвективы в книге пророка Амоса (Ам 8:14) и может свидетельствовать о склонности жителей этих мест к религиозному синкретизму.
Упоминание наличия кораблей у Дана (Суд 5:17), а также обилие прямых и косвенных свидетельств о распространённости на этой территории языческих культов заставило некоторых специалистов поставить вопрос о характере отношений Дана с «народами моря» и филистимлянами. Загадочным остаётся происхождение священства в колене Дана: в некоторых рукописях книги Судей (Суд 18:30) Ионафан называется потомком Моисея, в других – Манассии. Это не единственный случай разночтения, связанного с именем Дана [ср.: происхождение сына израильтянки в книге Левит (Лев 24:11); во 2-й книге Паралипоменон (2 Пар 2:14) упоминается искусный ремесленник Хирам, сын тирянина и данитянки, но в 3-й книге Царств (3 Цар 7:13–14) его матерью называется вдова из колена Неффалимова], что, возможно, говорит о том, что в какой-то момент имело место систематическое исправление, вызванное негативным отношением к имени или потомкам Дана, которые могли ассоциироваться с уклонением в язычество. Во всяком случае, уже у Деметрия Хронографа наблюдаются пропуск имени Дана при перечислении сыновей Иакова и замена его дочерью Диной, а в единственном месте, где Деметрий всё же упоминает Дана, тот называется сыном Лии.