Киевская духовная академия
Ки́евская духо́вная акаде́мия (КДА; укр. Київська духовна академія), одно из высших богословских учебных заведений Русской православной церкви. Образована 28 сентября (10 октября) 1819 г. в связи с реорганизацией духовного образования в Российской империи на базе Киевской духовной семинарии (до 1817 Киево-Могилянская академия). В 1819–1869 гг. – центр Киевского духовно-учебного округа, в который входило 17 епархий. Первоначально штат состоял из ректора (в сане архимандрита), шести профессоров и других преподавателей. В 1917 г. в Киевской духовной академии преподавали 20 профессоров, 16 доцентов, два лектора.
Курс обучения длился четыре года. В течение всего времени изучалось Священное Писание, а также классические (латынь, греческий и древнееврейский) и современные (немецкий или французский) языки. Среди предметов, изучаемых в первые два года, были философия, словесность, всеобщая и российская история. На старших курсах читались богословие, церковная история, церковная словесность, география и другие предметы. Ежегодно академию оканчивали от 30 до 75 человек (в 1823 – 39 человек, в 1867 – 53, в 1884 – 74, в 1889 – 40, в 1905 – 48 человек). Академия готовила в первую очередь преподавателей для духовных семинарий.
В 1830-х гг. богословие и философию в академии стали преподавать не на латыни, а на русском языке. Высоким был уровень преподавания догматического богословия [архимандрит (с 1885 епископ) Сильвестр (Малеванский) ввёл исторический подход в его изложении], словесности и гомилетики (Я. К. Амфитеатров, священник Н. С. Гроссу), а также предметов, непосредственно связанных с пастырской деятельностью [архимандрит (с 1858 епископ, с 1867 архиепископ) Антоний (Амфитеатров), В. Ф. Певницкий и др.]. В области литургического богословия трудились М. Н. Скабалланович и А. А. Дмитриевский.
Особая роль принадлежала философской школе академии. Её основателем считается профессор И. М. Скворцов (1795–1863), который преподавал историю философии, логику, психологию, метафизику и нравственную философию. Его преемником был архимандрит Феофан (Авсенев) – приверженец классического немецкого идеализма, уже в профессорском звании принявший монашеский постриг. Их лучшим учеником считается П. Д. Юркевич. Воспитанниками философской школы Киевской духовной академии были также профессор Санкт-Петербургской духовной академии В. Н. Карпов, известный своими переводами Платона, О. М. Новицкий, который первым начал преподавать историю античной философии на русском языке, С. С. Гогоцкий, М. М. Троицкий.
Основа для развития исторической науки в Киевской духовной академии была заложена митрополитом Евгением (Болховитиновым), поощрявшим среди студентов изучение древностей и учредившим в 1827 г. премию за лучшее историческое сочинение. Первым руководителем кафедры церковной истории в 1841–1842 гг. был Макарий (Булгаков); в дальнейшем её занимали: И. И. Малышевский, Ф. Г. Лебединцев, Ф. А. Терновский, Н. И. Петров, С. Т. Голубев, Ф. И. Титов. Представители исторической науки академии особое внимание уделяли изучению истории Киевской митрополии конца 16 – 18 вв., издав корпус документов по этой теме. Патрологией занимались К. И. Скворцов, К. Д. Попов, С. Л. Епифанович, М. Ф. Оксиюк. В 1872 г. при академии было основано Церковно-историческое и археологическое общество, члены которого принимали участие в изучении и охране христианских памятников в юго-западных губерниях Российской империи. При обществе действовал Церковно-археологический музей – первый публичный музей Киева (с 1880), насчитывавший около 33 тыс. экспонатов, в том числе одну из крупнейших в то время коллекций христианских древностей. Академия уделяла большое внимание церковному пению.
Киевская духовная академия издавала журналы «Воскресное чтение» (1837–1912), «Труды Киевской духовной академии» (1860–1917, возобновлён в 1997). В последнем публиковались богословские, церковно-исторические и канонические исследования, а также выполненные преподавателями академии переводы творений отцов западной Церкви: Иринея Лионского, Тертуллиана, Ипполита Римского, Киприана Карфагенского, блаженного Августина, блаженного Иеронима. С 1907 г. при академии действовало Религиозно-философское общество (с 1914 Научно-философское общество), которое с 1916 г. издавало альманах «Христианская мысль».
В 1920 г., после окончательного утверждения в Киеве советской власти, Киевская духовная академия была упразднена, однако до конца 1920-х гг. на частных квартирах продолжались занятия и даже проводились защиты диссертаций. В 1992 г. Украинской православной церковью Московского патриархата и т. н. Украинской православной церковью Киевского патриархата независимо друг от друга были образованы учебные заведения под названием Киевская духовная академия. Однако впоследствии это название сохранилось за академией, принадлежащей Украинской православной церкви Московского патриархата, действующей на территории Киево-Печерской лавры.
Ректор академии одновременно являлся настоятелем Братского Богоявленского монастыря, в котором располагалась академия. Поэтому ректоры всегда были монашествующими (архимандриты или епископы). Среди них: Иннокентий (Борисов) (1830–1839), архимандрит Димитрий (Муретов) (1841–1850), епископ Антоний (Амфитеатров) (1851–1858), архимандрит (с 1874 епископ) Филарет (Филаретов) (1860–1877), епископ Михаил (Лузин) (1878–1883), архимандрит (c 1885 епископ) Сильвестр (Малеванский) (1883–1898), епископ Платон (Рождественский) (1902–1907), епископ Василий (Богдашевский) (с 1914 до окончательного упразднения Академии).