Иконография (направление в искусствознании)
Иконогра́фия (от греч. εἰκών – изображение, образ и …графия), направление в искусствознании и один из методов смыслового анализа изобразительного искусства, где предметом исследования является описание, изучение и интерпретация устойчивых тем, сюжетов и мотивов в искусстве (их иконографии как системы изображения).
Эти направление и метод сосредоточены преимущественно на прямом смысле изображения, которое для них прежде всего – визуальная репрезентация некоторого предмета, явления, лица, события, идеи, темы, концепции, литературного образа, письменного текста. Любое произведение изобразительного искусства трактуется как вариант представления некоего объекта, который необходимо идентифицировать, а затем поставить в один ряд с прочими вариантами изображения того же объекта, явления. Потому иконографии присущ описательный характер. Её главные задачи – классификация, систематизация и типологизация изобразительного репертуара, а также создание индексов, словарей, указателей. Основное понятие иконографического анализа – изобразительный мотив, производными от которого являются сюжет, тема, повествование. Иконографический анализ произведения должен выявить конкретный источник его содержания; этим источником может быть и письменный текст, и другое изображение. Таким образом, иконографии присуща источниковедческая направленность, что отразилось на истории формирования историографии как научного метода.
Истоки иконографического подхода можно видеть в античном жанре экфрасиса – литературного описания произведений искусства (Плиний Старший, Филострат Старший, Павсаний), традиция которого переходит и в Средние века (Евсевий Кесарийский, святой Иоанн Златоуст, Михаил Пселл, патриарх Фотий). Иконографические описания даются Дж. Вазари в «Жизнеописаниях…» (1550); впервые по-настоящему иконографический метод используется Дж. П. Беллори в его «Жизнеописаниях современных живописцев...» (1672), где идентификация мотива прямо связывается с обнаружением источников – как христианских, так и классических. Последовательное развитие иконографического подхода совершается в рамках церковной археологии, начало которой положил трактат «Об изображении и воплощении святых» И. Молануса (1570). Классическое направление в иконографической археологии представлено трудом Б. Монфокона «Истолкованная и запечатленная в картинах античность» (т. 1–15, 1719–1724).
Немецкий романтизм ознаменовался появлением сочинения Ф. Крейцера «Символика и мифология древних народов, в особенности греков» (т. 1–4, 1810–1812). Как самостоятельная источниковедческая дисциплина иконография была обоснована Ф. Пипером («Введение в монументальную теологию», 1867) и особенно А. Шпрингером («Иконографические исследования», 1860). В Великобритании начало иконографии как самостоятельной науки было положено сочинением «История Господа нашего, представленная в памятниках искусства» А. Джеймсон и Э. Истлейк (т. 1–2, 1864). Труд «Гений христианства» Ф.-Р. де Шатобриана (1802) предвосхищает всю французскую иконографическую традицию 19 в., начало которой – «Христианская иконография: история Бога» А. Н. Дидрона (1843), а завершение – монументальный труд Р. де Флери «Христианская археология: святые согласно мессе и прочим памятникам» (т. 1–10, 1893–1900). Иконографические труды Э. Маля («Религиозное искусство Франции XIII века…», 1898, и др.) помещают иконографию в культурно-историческую традицию науки об искусстве, в то время как иконографическая концепция А. Грабара совмещает традиционную иконографию в рамках церковной археологии («Император», 1936) с элементами лингвистической теории и истории идей («Византийское иконоборчество», 1957; «Христианская иконография: исследования её истоков», 1968, – издание публичных лекций, прочитанных в 1961 в Национальной галерее искусств, Вашингтон).
Труды представителей венского искусствознания начала 20 в. («Позднеримская художественная индустрия…» А. Ригля, 1901; «Происхождение христианского искусства» Й. Стшиговского, 1920; «История искусства как история духа» М. Дворжака, 1924; «Литература об искусстве» Ю. фон Шлоссера, 1924) подготовили появление иконологии (А. Варбург, Э. Панофский и др.).
В целом лексикографически-классификационная тенденция доминирует в иконографических исследованиях, что выражается в появлении многочисленных компендиумов, словарей, справочников и индексов. В 20 в. французская церковно-археологическая традиция нашла выражение в грандиозном «Словаре христианской археологии и литургии» Ф. Каброля и А. Леклерка (т. 1–30, 1913–1953). Сугубо искусствоведческий подход демонстрирует словарь Л. Рео (1955–1959). Из немецких изданий первому направлению соответствует словарь учёного-иезуита Э. Киршбаума (1994), а второму – труд по христианской иконографии Г. Шиллер (1995). В 1917 г. Ч. Р. Мори положил начало Индексу христианского искусства в Принстонском университете, учитывающему ныне более 2 тыс. произведений [копии индекса хранятся в библиотеке центра византинистики Дамбартон-Окс (г. Вашингтон); Ватиканской апостольской библиотеке и др.]. Аналогичные индексы существуют в Лейденском и Утрехтском университетах, в Институтах Варбурга и Курто в Лондоне и др.
Становление отечественной иконографической школы связано с началом изучения древнерусской живописи [«Исторические рассуждения» митрополита Евгения (Болховитинова), 1817; «О значении отечественной иконописи» И. М. Снегирёва, 1848]. Для Ф. И. Буслаева («Общие понятия о русской иконописи», 1866) иконопись как «символическое толкование Писания» состоит из двух элементов: художественного (античное наследие) и религиозного (новое богословие), дополняемых «верующим воображением художника». Значительным вкладом как в отечественную, так и в мировую иконографическую методологию явились труды Н. П. Кондакова; ключевое понятие его концепции – «иконографический процесс» как альтернатива формально-стилистической истории искусства. В рамках церковной археологии иконографию обогатила научная деятельность Н. В. Покровского и А. П. Голубцова, для которых характерно привлечение богословия и литургики как средств расширения иконографического подхода. Христианской иконографии посвящены также труды Е. К. Редина («Заметки по христианской иконографии», 1894) и Д. В. Айналова («Эллинистические основы византийского искусства», 1900).
Современные иконографические исследования – преимущественно междисциплинарные изыскания, учитывающие подходы религиозной истории, литературоведения, психологии, антропологии, а также социологии, семиологии и других гуманитарных дисциплин (Х. Бельтинг, С. Синдинг-Ларсен; в отечественной науке – В. Н. Лазарев, О. С. Попова, Э. С. Смирнова, И. Л. Бусева-Давыдова, Н. В. Квливидзе, О. Е. Этингоф, Е. И. Ротенберг, М. Н. Соколов, А. Л. Баталов и др.).