Пленцдорф Ульрих
Пле́нцдорф У́льрих (Ulrich Plenzdorf) (26.10.1934, Берлин – 9.8.2007, там же), немецкий писатель, драматург, сценарист.
Родился в семье рабочих-коммунистов, подвергавшихся преследованиям в годы нацизма. В 1950 г. переехал с семьёй из Западного Берлина в Восточный. В 1954 г. окончил школу, изучал марксизм-ленинизм и философию в Лейпцигском университете (обучение не завершил). В 1955–1958 гг. рабочий сцены на киностудии DEFA. С 1958 г. член Социалистической единой партии Германии. В 1959–1963 гг. учился в Немецкой высшей школе киноискусства в Бабельсберге; с 1963 г. драматург и сценарист на киностудии DEFA.
Литературный дебют – повесть «Новые страдания юного В.» («Die neuen Leiden des jungen W.», 1972; премия Генриха Манна, 1973; экранизирована Э. Итценплицем в 1976; русский перевод 1973) о жизни подростка. В произведении, изначально написанном как сценарий, виртуозно сочетаются несколько дискурсов: ретроспективный рассказ главного героя, который он ведёт после своей смерти от несчастного случая; диалоги его родителей между собой, с его возлюбленной и знакомыми, которые комментирует рассказчик; псевдодокументальные вставки. Прямые отсылки к «Страданиям юного Вертера» («Die Leiden des jungen Werthers», 1774) И. В. Гёте и цитаты из них соединяют коллизии классического романа с историей юноши, тихого бунтаря конца 1960-х гг. В 1970-е гг. в Германской Демократической Республике (ГДР) повесть вызвала оживлённые дискуссии о современном герое, о литературе и её задачах.
Впоследствии героями произведений Пленцдорфа нередко становились молодые люди, подростки, дети. Рассказ «Сиди дома» («Kein runter kein fern», 1978, опубликован в 1984; премия Ингеборг Бахман, 1978), переработанный в 1987 г. в радиопьесу, написан в форме внутреннего монолога мальчика.
Карьера Пленцдорфа как киносценариста началась с приключенческого фильма о Германии 17 в. «За мной, канальи!» («Mir nach, Canaillen!», 1964, режиссёр Р. Кирстен). В 1965 г. по его сценарию снят фильм «Карла» («Karla», режиссёр Г. Чохе) о школьной преподавательнице, которая учит детей свободомыслию; однако по идеологическим причинам фильм вышел на экраны только в 1990 г. (сценарий появился в печати в 1978).
Сценарий фильма «Легенда о Па́уле и Пау́ле» («Die Legende von Paul und Paula», 1972, режиссёр Х. Каров), в котором показаны страстные отношения между успешным чиновником-семьянином и приёмщицей стеклотары, матерью-одиночкой, строится на двоемирии: эпизоды обыденной жизни чередуются со сверхреальными эскапистскими картинами возвышенной любви и красоты; история заканчивается смертью героини, но при этом утверждает идею поиска счастья. Лодка-ложе, плывущая по реке, белые одежды и гирлянды жёлтых цветов влюблённых, музыка немецкой рок-группы Puhdys, звучащая в фильме, выступили символами свободы 1970-х гг. Картина стала наиболее востребованной за всю историю студии DEFA, однако написанный по мотивам сценария роман «Легенда о счастье без конца» («Legende von Glück ohne Ende», 1979) успеха не имел.
Среди других произведений Пленцдорфа: сценарии фильмов «Счастье на задворках» («Glück im Hinterhaus», 1979, режиссёр Г. Чохе) по роману «Буриданов осёл» («Buridans Esel», 1968) Г. де Бройна, «Остров лебедей» («Insel der Schwäne», 1982, режиссёр Г. Чохе) по одноимённому роману (1980) Б. Плудры, «Пьяница» («Der Trinker», 1995, режиссёр Т. Тёлле) по одноимённому роману (1950) Х. Фаллады.
Судьбе актёра М. Круга, вынужденного покинуть ГДР по политическим причинам, посвящён фильм «Выдворенный» («Abgehauen», 1998, режиссёр Ф. Байер); за основу сценария Пленцдорф взял его личные дневники.
Автор драм по мотивам романов Ч. Т. Айтматова «И дольше века длится день», «Плаха»: «День длиннее жизни» («Ein Tag länger als ein Leben», 1986), «Время волков» («Zeit der Wölfe», 1989).
Творчество Пленцдорфа в 1970-е гг. стало знаковым для культуры и общественных настроений ГДР. Стремление к личностной свободе, отказ от социально-политических стереотипов, романтика уединения и тоска по взаимопониманию между людьми – центральные темы его произведений, отличающихся мастерским построением диалогов и монологов.
Член Берлинской академии искусств (1992).