Печников Геннадий Михайлович
Пе́чников Генна́дий Миха́йлович (8.9.1926, Москва – 27.4.2018, там же), российский актёр, режиссёр, педагог, народный артист РСФСР (1977).
В школьные годы посещал студию художественного слова при Московском городском доме пионеров. В 1947 г. окончил Школу-студию МХАТ (первый выпуск) и был принят в труппу Московского художественного академического театра (МХАТ). Поняв уже в первый сезон, что серьёзных ролей молодому актёру во МХАТе не получить, в 1948 г. перешёл в Центральный детский театр (ЦДТ, с 1992 Российский государственный академический молодёжный театр, РАМТ). Исполнял разнохарактерные роли в классическом и современном репертуаре.
Среди ролей: в пьесах А. Н. Островского – Баклушин («Не было ни гроша, да вдруг алтын», 1948), Жадов («Доходное место», 1953), Павел Прохорович Оброшенов («Шутники», 1973; режиссёр Г. М. Печников), Любим Торцов («Бедность не порок», 1983; режиссёр Печников), Досужев («Тяжёлые дни», 1986; режиссёр Печников), Всеволод Вячеславич Гневышов («Богатые невесты», 1993; режиссёр Печников; этим спектаклем открывалась Малая сцена РАМТ); в произведениях Д. И. Фонвизина – Милон («Недоросль», 1950); А. С. Пушкина – Владимир Дубровский («Дубровский», 1951), Князь Курбский («Борис Годунов», 1957), Генерал в суде («Капитанская дочка», 1994); А. С. Грибоедова – Молчалин (1951), Чацкий (1957) («Горе от ума»); Н. В. Гоголя – Ведущий, от автора («Мёртвые души», 1952, 1963); Мольера – Клеонт («Мещанин во дворянстве», 1954); Ч. Диккенса – Сайкс («Оливер Твист», 1956); У. Шекспира – Мальволио («Двенадцатая ночь, или Что угодно», 1973); М. Горького – Яков Бардин («Враги», 1975).
Вся творческая жизнь Г. М. Печникова была связана с драматургией В. С. Розова: Петя Яковлев («Её друзья», 1949), Анатолий Сергеевич («Страница жизни», 1953), Аркадий («В добрый час», 1954), Марк («Вечно живые», 1956, Студия молодых актёров), Фёдор («В поисках радости», ЦДТ и театр «Современник», 1957), Валериан («Перед ужином», 1962), Алексей Алексеевич Каменев («Традиционный сбор», 1967), Василий Прокофьевич («Кабанчик», 1987).
В 1960 г. выступил как ассистент режиссёра В. С. Колесаева и исполнил роль Рамы в единственной на советской сцене постановке древнеиндийского эпоса «Рамаяна». В 1976 г. поставил фильм-спектакль «Рамаяна».
Среди других ролей: Валя Жуков («Два капитана» по В. А. Каверину), Шванда («Волынщик из Стракониц» Й. К. Тыла), Полковник Малинин («Любовь Яровая» К. А. Тренёва), Лука («Двадцать лет спустя» М. А. Светлова, режиссёр Г. М. Печников), Гаспар («Три толстяка» по Ю. К. Олеше), Поэт («Долгое-долгое детство» Мустая Карима), Епископ Бенвеню («Отверженные» по В. Гюго), Ручеллаи («Лоренцаччо» А. де Мюссе), Духовник («Красное и чёрное» по Стендалю).
Режиссёр спектаклей «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому (1967; автор инсценировки, исполнил роль от автора), «Димка-невидимка» В. Н. Коростылёва и М. Г. Львовского (1970, совместно с О. Н. Ефремовым; 1988, собственная версия) и др.
Актёрскую и режиссёрскую манеру Г. М. Печникова отличали психологизм, искренность, лирическая тональность, точность и строгость в раскрытии внутреннего мира персонажа, иногда острая, резкая характерность.
В 1958–1976 гг. преподавал в Драматической студии ЦДТ, в 1970–1974 гг. – в ГИТИСе.
Снялся в фильмах «Мичурин» (1948), «Шумный день» (1960), «Пятьдесят на пятьдесят» (1972), «До последней капли крови…» (1978), «Несут меня кони» (1996), «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» (2003–2008) и др.
Президент Международного центра Рерихов (1991–2000).
С 2001 г. художественный руководитель Института театрального искусства имени П. М. Ершова (Москва).
Награждён орденами «Знак Почёта» (1987), Дружбы (2002), Почёта (2007), «Падма Шри» (Индия, 2008).
Благодарность Президента Российской Федерации (2011).
С 2017 г. работает Долгопрудненский детский театр имени Г. М. Печникова (Московская область).