Николев Николай Петрович
Ни́колев Никола́й Петро́вич [10(21).11.1758, место рождения неизвестно – 24.1(5.2).1815, Москва], русский поэт, драматург, член Российской академии (1792).
Дворянин, сын генерал-майора Преображенского полка. Получил домашнее образование под руководством княгини Е. Р. Дашковой, дальней родственницы по отцовской линии. В возрасте 15 лет зачислен в гвардию, в 1778 г. из-за ухудшения зрения вышел в отставку в чине майора, вскоре ослеп. Жил в Москве и в подмосковном имении в Звенигородском уезде, где содержал свой театр.
Дебютировал в печати в 1774 г. («Ода Екатерине Алексеевне на заключение славою увенчанного мира»). В том же году опубликовал первую комедию «Попытка не шутка, или Удачный опыт». Первое крупное произведение Николева – стихотворная комедия «Самолюбивый стихотворец» (1775, поставлена в 1781, опубликована в 1787); в её главном герое Надмене современники узнавали А. П. Сумарокова, что едва ли соответствовало замыслу Николева, который претендовал на роль его преемника в качестве ведущего русского драматурга и соперничал на этом поприще с Я. Б. Княжниным. Автор текстов нескольких комических опер: «Приказчик» (поставлена в 1778, опубликована в 1781), «Финикс» (поставлена в 1779), «Точильщик» (поставлена в 1783), «Опекун-профессор, или Любовь хитрее красноречия» (поставлена в 1784; все три опубликованы в 1788). Наибольшим успехом пользовалась комическая опера «Розана и Любим» (поставлена в 1778, опубликована в 1781), осуждавшая произвол и пороки помещиков. Трагедии Николева в целом продолжают сумароковскую традицию: «Пальмира» (поставлена в 1783), а также «Сорена и Замир» (поставлена в 1785; обе опубликованы в 1787; на сюжет, восходящий к трагедии «Альзира, или Американцы» Вольтера), которая пользовалась особой известностью благодаря своему тираноборческому пафосу, не ставившему, однако, под сомнение принцип самодержавия.
Творения Николая Петровича Николева. Часть 2. Москва, 1795. Титульный лист.
Теоретические взгляды на искусство Николев изложил в стихотворном «Лиродидактическом послании княгине Е. Р. Дашковой» (1791) и прозаическом «Рассуждении о стихотворстве российском» (1787), продемонстрировав приверженность классицизму, хотя в поэтической практике не был чужд новых веяний.
Среди стихотворений Николева, кроме сатир, басен, торжественных и духовных од, есть оды философские («Совесть», «Лесть», обе – 1796), пародийные («Ода к премудрой Фелице от старого русского пииты из царства мёртвых», между 1783 и 1787) и оды, стилизованные под солдатский фольклор («Русские солдаты, гудошная песнь на случай взятия Очакова», 1789), дружеские послания (к Д. П. Горчакову, Н. М. Голицыну, Н. М. Козловскому и др.), рисующие частную жизнь и быт автора, а также сентиментальные песни, пользовавшиеся большой популярностью у современников («Вечерком румяну зорю…», 1792; «Полно, сизенький, кружиться…», 1793; «Душеньки часок не видя…», «Смолкни, пеночка любезна…», обе – 1798).