Николев Николай Петрович
Ни́колев Никола́й Петро́вич [10(21).11.1758, место рождения неизвестно – 24.1(5.2).1815, Москва], русский поэт, драматург, член Российской академии (1792).
Дворянин, сын генерал-майора Преображенского полка. Получил домашнее образование под руководством княгини Е. Р. Дашковой, дальней родственницы по отцовской линии. В возрасте 15 лет зачислен в гвардию, в 1778 г. из-за ухудшения зрения вышел в отставку в чине майора, вскоре ослеп. Жил в Москве и в подмосковном имении в Звенигородском уезде, где содержал свой театр.
Дебютировал в печати в 1774 г. («Ода Екатерине Алексеевне на заключение славою увенчанного мира»). В том же году опубликовал первую комедию «Попытка не шутка, или Удачный опыт». Первое крупное произведение Николева – стихотворная комедия «Самолюбивый стихотворец» (1775, поставлена в 1781, опубликована в 1787); в её главном герое Надмене современники узнавали А. П. Сумарокова, что едва ли соответствовало замыслу Николева, который претендовал на роль его преемника в качестве ведущего русского драматурга и соперничал на этом поприще с Я. Б. Княжниным. Автор текстов нескольких комических опер: «Приказчик» (поставлена в 1778, опубликована в 1781), «Финикс» (поставлена в 1779), «Точильщик» (поставлена в 1783), «Опекун-профессор, или Любовь хитрее красноречия» (поставлена в 1784; все три опубликованы в 1788). Наибольшим успехом пользовалась комическая опера «Розана и Любим» (поставлена в 1778, опубликована в 1781), осуждавшая произвол и пороки помещиков. Трагедии Николева в целом продолжают сумароковскую традицию: «Пальмира» (поставлена в 1783), а также «Сорена и Замир» (поставлена в 1785; обе опубликованы в 1787; на сюжет, восходящий к трагедии «Альзира, или Американцы» Вольтера), которая пользовалась особой известностью благодаря своему тираноборческому пафосу, не ставившему, однако, под сомнение принцип самодержавия.
Теоретические взгляды на искусство Николев изложил в стихотворном «Лиродидактическом послании княгине Е. Р. Дашковой» (1791) и прозаическом «Рассуждении о стихотворстве российском» (1787), продемонстрировав приверженность классицизму, хотя в поэтической практике не был чужд новых веяний.
Среди стихотворений Николева, кроме сатир, басен, торжественных и духовных од, есть оды философские («Совесть», «Лесть», обе – 1796), пародийные («Ода к премудрой Фелице от старого русского пииты из царства мёртвых», между 1783 и 1787) и оды, стилизованные под солдатский фольклор («Русские солдаты, гудошная песнь на случай взятия Очакова», 1789), дружеские послания (к Д. П. Горчакову, Н. М. Голицыну, Н. М. Козловскому и др.), рисующие частную жизнь и быт автора, а также сентиментальные песни, пользовавшиеся большой популярностью у современников («Вечерком румяну зорю…», 1792; «Полно, сизенький, кружиться…», 1793; «Душеньки часок не видя…», «Смолкни, пеночка любезна…», обе – 1798).