Ромфант
Ромфа́нт, жанр русскоязычной литературы, основанный на фантастическом допущении возможности романтических и любовных отношений в вымышленных мирах между людьми и носителями магии, антропоморфными фантастическими существами, сказочными персонажами, инопланетянами и т. д. В литературе такого рода именно романтическая линия выполняет роль сюжетообразующей, независимо от степени фантастичности сеттинга, и вызывает яркий эмоциональный отклик аудитории. Произведения жанра подразделяются на романтическую фантастику, где речь идёт о приключениях в космосе, и романтическое фэнтези, где история происходит в вымышленном мире. Для обозначений серий любовно-фантастических романов у издателей также используется определение «ромэнтези».
Канон жанра начал складываться на рубеже 20 и 21 вв. преимущественно в фан-сообществах, участники которых создавали любительские истории, развивавшие романтические и любовные линии популярных персонажей – например, цикла произведений Дж. Роулинг о Гарри Поттере или магического мира франшизы «Сумерки» С. Майер, мира саг о Средиземье Дж. Р. Р. Толкина, популярных серий манги, видеоигр и т. д. В таких историях использовались преимущественно художественные приёмы современного зарубежного любовного романа (romance), обогащённые влиянием других актуальных форматов – янг-эдалта и манги сёдзё (япон. 少女漫画). Сложившиеся в фан-сообществах жанровые конвенции в дальнейшем стали основой оригинальных произведений и целого самостоятельного жанра, быстро завоевавшего широкую популярность как у авторов, так и у читателей. Ограничения авторского права потребовали от фан-писателей создать условные миры, лишь отчасти напоминающие книги излюбленных авторов, но с узнаваемыми правилами, клише, архетипами. Так, в романах Я. Лазаревой можно обнаружить многочисленные отсылки к миру саги «Сумерки» С. Майер: её серия «Пленники сумерек» повествует о любви девушки Лады и вампира Грега, а «Гость полнолуния» (2010) – о любви девушки Лили и оборотня Влада. Роман Н. В. Мазуркевич «Эльфийский для профессионалов» (2017) использует реалии мира Средиземья и т. д.
Растущая популярность ромфанта объясняется обращением к потребностям, которые были унаследованы им от одного из старейших литературных жанров – любовного романа – вместе с мелодраматической модальностью (гипертрофированной эмоциональной связью героев, стремлением автора вызвать максимальный отклик аудитории).
Массовая культура трансформировала романтические рассказы о перипетиях любви в популярный жанр любовного романа (love story, romance), описывающий многочисленные препятствия, которые мешают влюблённым соединиться, разлучают их на время либо навсегда. Однако препятствия между влюблёнными изменились: разница в социальном, имущественном, национальном, образовательном статусе персонажей стала преодолимой. Чтобы сохранить эмоциональное воздействие желанной награды (воссоединения героев в акте любви или браке), авторы ромфанта вносят в канон любовного романа фантастическое допущение. Писатели создают фантастические миры с особыми правилами, предполагающими возникновение новых преград (например, запрет магии, запрет отношений между вампирами и людьми, принуждение обладателей магической силы к браку с власть имущими, необходимость получить магическое образование для вступления в брак, необходимость в артефактах и т. д.), что позволяет создавать новые сюжетные коллизии с преодолением препятствий, делать ярче спектр переживаний влюблённой пары. Например, в романе О. Ярошинской «Злая зима» (2021), чтобы соединиться, медведю-оборотню и девушке, укушенной вампиром, придётся преодолеть свою природу.
Другое отличие ромфанта от любовного романа – пересмотр традиционного для любовной лирики отношения к женщине как объекту желания. Героиня ромфанта превращается в деятельного участника, порой главного инициатора событий. Так сказывается влияние на ромфант классического европейского романа воспитания, популярных жанров манги и аниме. Но в решающей степени на канон ромфанта повлиял актуальный формат янг-эдалт, жанровый канон которого, аналогично любовному роману, основан на преодолении подростками, юными героями препятствий, прохождении ряда испытаний. Если герои любовного романа стремятся к изменениям в личной жизни, в янг-эдалт испытания выполняют функции, близкие к традиционной инициации, успешно пройденные испытания ведут к изменению личности и социального статуса героя.
Герои ромфанта тоже проходят этапы персональной трансформации: например, в момент осознания своих магических сил, путешествия между мирами, первого контакта с магическим существом, первого поцелуя, во время обучения в магических учебных заведениях, участия в битвах и странствиях. Так, героине романа И. Эльбы и Т. Осинской «Ловушка на демона» (2020) приходится отправиться в опасное путешествие и пройти ряд испытаний, участвовать в битвах – боевых и эротических; К. Измайлова в романе «Старое платье королевы» (2020) воспроизводит традиционный сюжет романа воспитания с обучением девушки в закрытом пансионе, возращением во вновь обретённую семью, первой влюблённостью, но дополняет его моментом осознания магической силы.
На формирование русскоязычного ромфанта могли повлиять популярные отечественные детективные субжанры с главными героями женского пола – иронического детектива (Дарья Донцова, Д. А. Калинина, Мария Брикер и др.) и криминальной мелодрамы (Ю. Шилова, М. Крамер, О. Володарская), традиционно делящие с переводными и псевдозарубежными любовными романами (т. е. написанными русскими писателями под иностранным псевдонимом и выдаваемыми за «перевод») нишу читательского спроса преимущественно у женской аудитории. Авторы ромфанта периодически используют в произведениях элементы детективной интриги, например включают в сюжет детективные агентства, как К. Стрельникова в книге «Агентство "Oстрый нюх". По следам преступлений» (2016), или выбирают ироничный стиль изложения, однако оба эти компонента не являются базовыми или обязательными для жанрового канона ромфанта.
Ромфант концентрируется на описании изменений эмоционального вектора в отношениях героев: переход от избегания друг друга, порой насилия, взаимного неприятия, страха, осуждения до влюблённости и глубоких чувств. Поэтому описание вымышленного мира здесь максимально обобщено, сведено к узнаваемым клише. Наиболее популярны магические миры, современные реалистические сеттинги, в которых фрагментарно сохранилась и практикуется магия, различные академии магических или волшебных наук, миры условного Средневековья и т. д. Русскоязычные авторы тяготеют к использованию европейских бытовых реалий, титулов, магической и алхимической терминологии, географических и собственных имён. Например, А. Гор выносит в название романа английское слово coven – сообщество ведьм – «Ковен заблудших ведьм» (2021). Космооперы либо оригинальные авторские концепции встречаются значительно реже: например, магические создания гарпии в романе М. Блиновой «Гарпия в академии» (2019).
Типизированы и главные герои ромфанта: влюблённая пара представлена хрупкой, женственной юной красавицей (иногда наделённой внутренней силой и особыми способностями) и взрослым харизматичным героем. Герой может вести себя неоднозначно, но его грубость, цинизм, жёсткость по отношению к героине, с точки зрения авторов, рассматриваются не как негативные качества, а как продолжение его решительности, смелости, способности совершать сложный выбор, властвовать. Таковы, в частности, герои романа Елены Звёздной «Герцогиня оттон Грэйд» (2016) из серии «Тайна проклятого Герцога». Разрешение любовной интриги в ромфанте, как правило, позитивное: счастливая любовная связь, совместное достижение магических целей либо создание семьи предпочтительнее драматической коллизии с расставанием или смертью героев.
Обращение к эротике в рамках жанра ромфанта возможно, однако не является обязательным. Русскоязычные авторы крайне редко эксплуатируют физиологические особенности фантастических существ в эротическом контексте. Обычно они наделяют некими магическими качествами людей: ведьмы, маги, колдуны, чародеи обоего пола – наиболее популярные персонажи отечественного ромфанта. Обращаются также к антропоморфным фантастическим персонажам: вампирам, демонам, эльфам, феям, оборотням, призракам, реже – к космическим пришельцам, отличающимся от людей не столько внешним видом, как в ромфант-космоопере О. Куно «Безумный рейс» (2019), сколько своими фантастическими способностями, как в книге О. Ярошинской «Жена для звёздного варвара» (2021). Антропоморфные существа в паре могут обозначаться как принадлежащие к разным видам, например вампир и ведьма, но при этом они остаются разнополыми. Русскоязычные авторы, как правило, избегают описаний однополых связей, а полиамория встречается скорее за пределами ромфанта в субжанре боевого магического фэнтези «бояр-аниме», где герои зачастую владеют гаремами, примером такого бояр-аниме служит серия А. Демченко «Воздушный стрелок» (2015–2021).
Эскапизм, гротеск, унификация художественных приёмов и стилистики – постоянный источник критики, которой подвергается ромфант. Однако он относится к таким жанрам, принцип существования которых – соблюдение конвенции, условного договора между авторами и читателями. Основа такого договора – соответствие ожиданиям аудитории, радость и удовлетворение читателя от возможности идентифицировать себя с главными героями, предугадывать развитие сюжета и узнавать знакомые клише на различных уровнях.
Некоторые критики ромфанта склонны объяснять его недостатки гендерной принадлежностью авторов, большинство из которых женщины, а не их писательской неопытностью, обусловленной принадлежностью к фандому и «сетературе» – сервисам и платформам, предоставляющим возможность самостоятельно обнародовать собственные произведения, («Литнет», Author.Today, Ridero и др.). Подобная неопытность может быть преодолимой, поскольку речь идёт о молодом жанре, всё ещё находящемся в стадии становления. Принадлежность к «сетературе» даёт авторам определённое преимущество – развиваться в постоянном диалоге с читателями, как фанатами, так и настроенными критически, участвовать в обучающих мероприятиях, которые организуют интернет-платформы, что способствует дальнейшей эволюции и совершенствованию ромфанта.