Реалистическая феноменология
Реалисти́ческая феноменоло́гия (Realistische Phänomenologie, Realphänomenologie), направление в немецкой философии, получившее распространение преимущественно в первой трети 20 в. в среде учеников и последователей Э. Гуссерля. Термин обозначает совокупность теоретических установок одного из направлений, выделившихся в феноменологии в ходе полемики о её основных принципах как особого философского подхода. Сторонники реалистической феноменологии, в противоположность трансцендентальной философии Э. Гуссерля, отстаивали возможность познания предметов внешнего опыта как «реальных вещей».
История движения
Началом реалистической феноменологии можно считать первые дискуссии, последовавшие за публикацией «Логических исследований» Гуссерля в 1900–1901 гг. Работа содержала наряду с острой критикой неокантианства и психологизма, главенствовавших в немецкой философии к концу 19 в., альтернативную философскую программу, притязавшую на пересмотр исходных положений всякого знания, в том числе всех отдельных наук. Призыв вернуться «назад к самим вещам» встретил живой отклик в кругу учеников мюнхенского психолога Т. Липпса (в числе которых были И. Дауберт, А. Пфендер, М. Гайгер, Т. Конрад, А. Райнах); на еженедельных встречах Академического общества психологии (Akademisch-Psychologischer Verein) обсуждалось преимущественно именно новое философское направление.
Начиная с 1905 г. мюнхенские приверженцы феноменологии начинают всё чаще посещать Гёттинген, где с 1901 г. Гуссерль занимал профессорскую должность. К 1907 г. здесь создается Философское общество (Göttinger Philosophische Gesellschaft), к которому присоединяются студенты Гуссерля Х. Конрад-Мартиус, Э. Штайн, Д. фон Гильдебранд, Р. Ингарден, А. Койре, Ж. Геринг и др. Негласным лидером этого общества стал Райнах, с 1909 г. по приглашению Гуссерля преподававший в Гёттингене вводный курс философии. В те же годы активное участие в деятельности мюнхенского и гёттингенского кружков принимает М. Шелер – самобытный мыслитель, на данном этапе своего творчества проявлявший большой интерес к феноменологии.
По мере того как Гуссерль в своих курсах уделял всё большее внимание обсуждению базовых структур сознания – как общей предпосылки всякого феноменологического исследования – обозначалось несогласие с ним его последователей в понимании круга задач и теоретических принципов феноменологической философии. Если Гуссерлю она всё более представлялась наукой о способах данности предмета познающему субъекту, то «реалисты» продолжали ценить в ней прежде всего дескриптивный потенциал, понимая дескрипцию как инструмент адекватного изучения объективной реальности. Публикация в 1913 г. первого тома «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» была воспринята ими как принятие позиции крайнего идеализма и свидетельство «трансцендентального поворота» в творчестве учителя. В ходе продолжавшейся полемики была окончательно сформулирована оппозиция «субъективный идеализм – объективный реализм». Критика со стороны реалистической феноменологии была воспринята Гуссерлем (изначально весьма сдержанно относившимся к инициативам гёттингенских последователей) крайне негативно; в предсмертном сочинении «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» он выскажется об этой дискуссии следующим образом: «Современная философия прежних десятилетий – даже философия так называемых феноменологических школ – предпочла остаться на позиции прежней философской наивности» (Цит. по Саличе. 2010. С. 277).
Следует отметить, что идейное расхождение не повлекло за собой одновременного институционального раскола раннего феноменологического движения. Так, в учрежденном Гуссерлем при участии Райнаха, Шелера, Пфендера и др. «Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung» («Ежегоднике по философии и феноменологическим исследованиям») продолжали публиковаться исследования обоих направлений. Институциональный распад этого движения в большей степени связан с отъездом Гуссерля во Фрайбург в 1916 г., гибелью Райнаха в 1917 г. и прекращением деятельности мюнхенского и гёттингенского кружков после Первой мировой войны. В идейном плане принципы реалистической феноменологии были вскоре оттеснены более радикальными переосмыслениями феноменологии в работах М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и М. Мерло-Понти.
Основные положения
Определяющей чертой реалистической феноменологии является отказ от процедуры эпохе, т. е. вынесения за скобки всех суждений о реальном существовании обсуждаемых предметов. В учении Гуссерля эпохе – необходимый элемент особой философской установки, позволяющей перейти от обыденного взгляда на вещи к анализу их сущностных аспектов. С точки зрения сторонников реалистического направления, онтологический тезис не является препятствием для сущностного анализа, в то время как отказ от него закрывает доступ к «самим вещам» и с необходимостью влечёт за собой принятие солипсистского субъективизма.
Основной теоретический принцип реалистической феноменологии восходит к «Логическим исследованиям» Гуссерля и заключается в постулировании интенциональности (т. е. неизменной направленности на объект) сознания. В соответствии с этой теорией нет смысла говорить о «чистом», беспредметном сознании, а всё многообразие познавательной и практической деятельности человека, в свою очередь, можно представить как совокупность различных интенциональных актов сознания. Из этого выводится постулат о том, что существует необходимая корреляция между самим предметом (в реалистическом толковании, «вещью») и способом его данности сознанию. Соответственно, главная задача феноменолога – выявление специфики тех или иных интенций, что и приводит к распознаванию сущностного своеобразия разных родов объектов.
В методическом плане такой анализ представляет собой набор мыслительных экспериментов, в ходе которых либо один и тот же предмет пытаются помыслить в различных модусах данности (например, как ощущаемый или воображаемый), либо определенное переживание сопоставляется с иными для выявления его характерных особенностей (к примеру, предчувствие в отличие от знания или расчета). В результате таких размышлений устанавливаются аспекты, с необходимостью присущие анализируемому явлению и составляющие его сущностный признак. При этом феноменологи-реалисты, с одной стороны, согласны с Гуссерлем в том, что сущностные категории обнаруживаются не в области бытия (Dasein), а в модусе явленности (Sosein) вещей (что выражается и в постулате о том, что феноменология имеет дело с эссенциальными, а не экзистенциальными вопросами). С другой стороны, в противоположность трансцендентальному подходу, они считают, что в ходе анализа раскрывается объективная «необходимость бытия», а не лишь субъективная «необходимость мышления». Важно отметить, что описанные реалистические установки являются набором критически отрефлексированных философских утверждений и в этом смысле не тождественны наивному «реализму» обыденного здравого смысла.
Значимая черта реалистической феноменологии – её «цеховой» характер. Отдельные исследования мыслились её представителями как вклад в общее дело прояснения сущностных оснований всех многообразных регионов реальности. Проекты феноменологической этики, эстетики, психологии и т. п. мыслились как «региональные онтологии», которые должны были быть положены в дальнейшем в основу соответствующих научных дисциплин. Отказ от феноменологической эпохе в этом смысле был призван подтвердить намерение философов работать с теми областями сущего, которые образуют предмет тех или иных позитивных наук.
Отдельные примеры
В теории познания реалистическая феноменология предоставила возможность пересмотра классического тезиса трансцендентальной философии об активно-синтезирующей роли сознания. Вместо этого была создана модель, описывающая сознание как пассивно аффицированное своим предметом. Рационализм был истолкован как познавательный принцип, не столько обязывающий к критическому переспрашиванию о действительности, сколько уповающий на возможность адекватного отображения реальности в ходе интеллектуальной работы (А. Райнах, М. Шелер, Э. Штайн, А. Мецгер).
В области этики следует выделить ряд исследований по теории ценностей (М. Шелер, Д. фон Гильдебранд). В работе Шелера «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1913 г.) на место инициированной И. Кантом «формальной» этики, подчиняющей всё многообразие этических суждений абстрактному и доопытному категорическому императиву, предлагается теория, провозглашающая ценности объективными сущностями, которые постигаются человеком по мере осуществления разнонаправленных актов любви в их иерархической соотнесенности (ordo amoris).
Другой областью, где проявился потенциал реалистической феноменологии, является персонализм (Э. Штайн, М. Шелер, Д. фон Гильдебранд). В работах Гуссерля речь шла исключительно о «чистом Я», которое сводилось к потоку актов сознания и не могло быть отождествлено с личностью. В свою очередь реалистические исследования психических, социальных или этических феноменов допускали признание личности как объективного условия осуществления любых интенциональных актов.
Религиозная настроенность многих участников феноменологического движения (М. Шелер, А. Райнах, Э. Штайн, А. Койре, Д. фон Гильдебранд, Х. Конрад-Мартиус) была дополнительной подоплекой их сочувствия реалистическим позициям. Ими неоднократно отмечалось, что любое религиозное переживание с необходимостью предполагает личную убежденность в действительности божественного, и поэтому при анализе религиозного опыта невозможно осуществить феноменологическую процедуру эпохе. Указания на божественное, или священное, как предмет религиозного опыта стали важным вкладом в философскую теологию, реабилитировав запрещенный Кантом переход от идеи Бога к соответствующему ей сущему.