Райнах Адольф
Ра́йнах А́дольф, Адольф Бернхард Филипп Райнах (Adolf Bernhard Philipp Reinach) (23.12.1883, Майнц – 16.11.1917, Диксмёйде, Бельгия), немецкий философ, представитель реалистической феноменологии, один из ближайших сотрудников Э. Гуссерля в 1909–1914 гг.
Происходил из еврейского рода, среди представителей которого были значимые коммерсанты, политики и учёные. Отец Райнаха, Вильгельм Маркус, был фабрикантом; младший брат Генрих – специалистом в области права, сестра Паулина в 1924 г. стала монахиней-бенедиктинкой с именем Августина.
Получив классическое гимназическое образование, Райнах в 1901 г. поступил в Университет Мюнхена, где изучал политическую экономию, историю и право. Проявляя еще со времени обучения в гимназии интерес к философии, в Мюнхене сблизился с Т. Липпсом и кругом его учеников, учредивших Академическое общество психологии, которое сыграло важную роль в распространении идей Гуссерля и становлении феноменологического движения. В декабре 1904 г. Райнах защитил под руководством Липпса докторскую работу «О понятии причины в действующем уголовном праве», после чего продолжал философское и юридическое обучение в Мюнхене, Гёттингене (где слушал лекции Гуссерля) и Тюбингене. В 1908 г. написал конкурсное исследование «Сущность и систематика суждений», которое предложил в качестве хабилитационной диссертации. В 1912 г. Райнах вступил в брак с Анной Штеттенхаймер (познакомившись с ней шестью годами ранее в Тюбингенском университете, где Анна защитила диссертацию по теории магнитных полей).
Трудно определить, когда именно Райнах принял решение профессионально сосредоточиться на занятиях философией. Уже с первых лет студенчества он проявлял особый интерес к трудам Э. Гуссерля, высказывая вместе с тем недовольство юриспруденцией, которая замыкается на поспешном решении частных вопросов в ущерб глубокому продумыванию сути предмета. Примечательно его высказывание из дружеской переписки: «На свете нет ничего более жалкого, чем юрист, который остается чистым юристом» (Schuhmann K. 1987, p. 9), которое созвучно сквозной теме в творчестве Райнаха-философа – критике узкоспециальной недальновидности науки. Однако даже начало сотрудничества с Гуссерлем и другими значительными философами того времени далеко не сразу отвлекло Райнаха от стремления связать свою жизнь с преподаванием права. Возможно, одним из решающих обстоятельств стало то, что именно Гёттингенский университет (благодаря личному влиянию Гуссерля) согласился принять к защите хабилитационную работу Райнаха о суждении после того, как она была отклонена в Тюбингене. В любом случае, даже на философском поприще Райнах сохранял особое внимание к проблемам практического разума, а его педагогические стремления в полной мере воплотились в Гёттингене, где Райнаху было суждено стать подлинным воспитателем когорты последователей Гуссерля (среди его учеников – Д. фон Гильдебранд, Э. Штайн, А. Койре, Р. Ингарден, Х. Конрад-Мартиус).
В 1909 г. Райнах был принят на должность приват-доцента философского факультета в Гёттингене. Благодаря своим личным качествам – замечательной работоспособности, общительности и организаторскому таланту – Райнах сыграл ключевую роль в становлении всего феноменологического движения как такового (вероятно, что и само это название философской школы было введено в оборот именно Райнахом). Помимо преподавания, он активно участвовал в деятельности Гёттингенского философского общества, образованного по образцу кружка мюнхенских феноменологов (Й. Дауберт, Т. Конрад, М. Гайгер и др.), и в издательских проектах Гуссерля (подготовка второго издания «Логических исследований», учреждение «Ежегодника по философии и феноменологическим исследованиям»). Широкие академические связи Райнаха способствовали популяризации феноменологии как среди молодого поколения исследователей в разных научных областях, так и на университетских кафедрах. Заметным событием стала его лекция «О феноменологии», прочитанная в январе 1914 г. в Марбурге в присутствии крупнейшего представителя неокантианства П. Наторпа.
В 1914 г., подобно многим интеллектуалам Германии, Райнах поступил добровольцем на фронт. Сражался во Франции и Бельгии; за участие в боевых операциях был награжден Железным крестом. Ранее проявлявший в вопросах веры «благосклонный нейтралитет», на военной службе Райнах пережил религиозное обращение. 9 апреля 1916 г., во время отпуска, супруги Райнах приняли в Гёттингене крещение в лютеранской церкви. На протяжении 1916–1917 гг. Райнах готовил лекционный курс по философии религии, о чем свидетельствуют сохранившиеся черновые записи, представляющие большой интерес для историков религиозной философии. Погиб 16 ноября 1917 г. в Бельгии, близ Диксмёйде.
Хотя Райнах сыграл значительную роль в становлении феноменологического движения (Шпигельберг. 2002, Beckman. 2003 и др.), его собственные философские идеи остаются удивительно мало изученными. Не в последнюю очередь это связано с ранней гибелью Райнаха. Помимо работы «Априорные основания гражданского права» (опубликованной в первом выпуске феноменологического «Ежегодника» в 1913) при жизни философа были опубликованы лишь небольшие статьи, большей частью отражающие материалы лекционных курсов («Высшие правила умозаключений у Канта», «Кантово понимание проблемы Юма», «Теория негативного суждения»). Тем не менее Райнах внес оригинальный вклад в феноменологическую философию по меньшей мере в трех аспектах.
Прежде всего это проблематика социальных актов, получившая развитие в «Априорных основаниях гражданского права» в связи с анализом таких явлений, как просьба или обещание. По Райнаху, суть этих актов не может быть сведена к внутренней деятельности мыслящего субъекта, поскольку с необходимостью предполагается их межличностное осуществление: таким образом возникает выход из опасностей крайнего субъективизма, к которому склонна любая идеалистическая философия сознания. Интерес к этой теме в творчестве Райнаха проявляют в основном англоязычные исследователи, усматривая в них созвучие популярной в англо-американской среде аналитической философии языка (ср. Speech act and Sachverhalt. 1987, DuBois. 1995). Они отмечают близость исследований Райнаха традиции британского эмпиризма, что закономерно противопоставляется идеализму немецкой классической философии и неокантианства.
С критикой крайнего идеализма связан другой аспект мысли Райнаха, в большей степени привлекающий внимание европейско-континентальных исследователей реалистической феноменологии. Речь идет о понятии «положение дел» (нем. Sachverhalt), которое встречается практически во всех его текстах. Это понятие призвано подчеркнуть, что вместо интеллектуального конструирования феноменология притязает на обнаружение объективно предшествующих познанию закономерностей, заключенных в природе вещей. Осознавая уязвимость этого устремления со стороны более проработанной теории познания Гуссерля, Райнах старался найти пути рационального подкрепления своих идей, по всей видимости, усматривая их важность для усвоения философией функций прояснения исходных принципов отдельных областей как знания, так и практической деятельности.
В области религиозной мысли значимым представляется, во-первых, перенос акцента на смысловой аспект доктринальных положений (к примеру, что может значить утверждение о поврежденности природы человека грехом) – ход, созвучный сформулированным позже проектам П. Тиллиха и Р. Бультмана, во-вторых, описание существенного своеобразия религиозного опыта. Указывая на то, что любые положения веры обретают правомерность только в личном переживании (например, вера в промысел возможна лишь как следствие опыта безграничного доверия Богу в отдельно взятой ситуации), Райнах продумывает вместе с этим пути интеллектуального оформления и обоснования опыта веры.
Разработки Райнаха оказали определяющее влияние на творчество таких представителей немецкой феноменологии, как Э. Штайн, Д. фон Гильдебранд, Х. Конрад-Мартиус. До сих пор остается не изученным в должной мере вопрос о роли наследия Райнаха в становлении мысли М. Хайдеггера. Установлено влияние фронтовых черновиков Райнаха на ранние работы Хайдеггера в области философии религии (см. Beckman. 2003, 136ff.), в частности, именно из них было заимствовано наблюдение о трансформации традиционной субъект-объектной модели опыта в религиозном переживании. При этом имеются основания предполагать, что реалистические интуиции Райнаха оказали более широкое влияние на разработку авторской концепции Хайдеггера.