Нино Пизано
Ни́но Пиза́но (Nino Pisano) (около 1315, Пиза – до 8.12.1368, там же), итальянский скульптор, ювелир и архитектор Проторенессанса.
Представитель разветвлённой династии ведущих тосканских скульпторов 14 в., сын и ученик Андреа Пизано, брат Томмазо Пизано, отец Андреа ди Нино. Работы Нино Пизано часто трудно отделить от произведений его родственников, представителей отцовской и его собственной мастерских, многочисленных последователей. В исследовательской литературе корпус произведений скульптора то расширяется за счёт стилистически близких работ (Г. Крейтенберг), то ограничивается ядром из подписанных и документированных произведений (А. Московитц). Кроме того, из-за отсутствия документации бо́льшая часть работ Нино не имеет точных датировок, и отдельные произведения с равной степенью вероятности относятся исследователями то к раннему, то к позднему периоду его творчества.
В жизнеописании Андреа Пизано Дж. Вазари сообщает, что Нино помогал отцу в создании южных (первоначально восточных) дверей флорентийского баптистерия (1330–1336) и «впоследствии стал мастером гораздо лучшим, чем был его отец» (Вазари. 1956. С. 296). Вместе с отцом Нино входил в строительную комиссию флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре и начиная с 1334 г. работал над рельефами кампанилы (Крейтенберг приписал ему восемь клейм двух нижних ярусов). По мнению Крейтенберга, Нино выполнил также статуи царя Давида, Эритрейской и Тибуртинской сивилл и пророка для фасада собора (все – Музей собора, Флоренция) (Kreytenberg. 1984).
С 1343 г. имя Нино связано с Пизой, где он работал в мастерской отца. Дж. Вазари приписывал Нино ряд работ в пизанской церкви Санта-Мария-делла-Спина (все – между 1345 и 1348): полуфигурную «Мадонну дель Латте» («Мадонна Млекопитательница», перенесена в Национальный музей Сан-Маттео, Пиза), «Мадонну с розой», статуи святых Иоанна и Петра, а также более позднюю мраморную группу «Благовещение», предназначенную для алтаря церкви Санта-Катерина-д’Алессандрия в Пизе (1360-е гг.). За исключением «Благовещения», эти скульптуры считаются произведениями Андреа, созданными при участии сына, т. к. они значительно более монументальны по сравнению с подписными произведениями Нино: со статуями Мадонны с Младенцем из флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (вероятно, относится к этому же периоду) и из надгробия дожа Марко Корнаро в церкви Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции (1360-е гг.), статуей неизвестного святого епископа из церкви Сан-Франческо в Ористано на о. Сардиния (несмотря на подпись, считается произведением мастерской Нино).
Наряду со статуарной пластикой, Нино вместе с отцом работал над монументальным надгробием архиепископа Пизы Симоне Сальтарелли (ум. 1342) в церкви Санта-Катерина-д’Алессандрия в Пизе (около 1342/1345; заказано Андреа Пизано). Оно принадлежит к типу пристенного многоярусного надгробия, распространившемуся в Италии с конца 13 в. В его основании – массивный постамент, на рельефах передней стенки которого представлены ключевые эпизоды пастырской деятельности архиепископа. Ангелы, приоткрывающие завесы, являют саркофаг с фигурой усопшего за рядом витых колонн. На самой вершине надгробия в резном готическом табернакле представлена Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, уровнем ниже – святые-доминиканцы; на цоколе табернакля изображена сцена вознесения души покойного. Надгробие Симоне Сальтарелли послужило образцом для более поздних самостоятельных работ Нино в этом жанре.
В 1349–1351 гг. Нино возглавлял строительные работы в соборе Орвието после смерти отца – прежнего капомастро. Из скульптур, созданных для собора, ему приписывается статуя сидящего Христа для врат Святого Корпорала и некоторые другие статуи (Музей собора, Орвието).
Документирован и датирован 1358 г. заказ Нино и двум другим скульпторам от строительной комиссии пизанского собора на создание алтарного образа из серебра, украшенного скульптурой и эмалевыми гербами (не сохранился), что свидетельствует об участии Нино в создании крупномасштабных произведений из металла.
В марте 1362 г. Нино было заказано надгробие архиепископа Пизы Джованни Скарлатти (Скерлатти; ум. в феврале 1362) для пизанского собора (сохранились саркофаг с фигурой покойного, статуи святых Петра и Павла, все – Музей собора, Пиза). В контракте были оговорены сроки исполнения (15 месяцев), составные части и общая композиция произведения. Трёхчастный рельеф «Оплакивание Христа» на передней стенке саркофага отличается убедительной эмоциональной характеристикой персонажей, иллюзионистически трактованным пространством с элементами перспективы, разнообразием фактур и тщательной проработкой поверхностей, по большей части утративших оригинальную позолоту и полихромию.
Несомненным стилистическим сходством с надгробием Скарлатти обладает надгробный памятник его преемника Франческо Морикотти (архиепископ Пизы в 1362–1379), который, как считается, начат Нино в 1350-х – 1360-х гг. и завершён его мастерской. Сохранились саркофаг с лежащей фигурой архиепископа, статуи святого Франциска Ассизского и неизвестного святого епископа (все – Музей собора, Пиза). Также в 1360-х гг. Нино работал над утраченным ныне надгробием банкира Джованни дель'Аньелло (т. н. пизанский дож в 1364–1368) для церкви Сан-Франческо в Пизе. Вероятно, именно для него была создана статуя «Мадонна с Младенцем», впоследствии вошедшая в состав надгробия дожа Марко Корнаро (оформлялось после смерти Нино).
Как и его отец, Нино был подвержен влияниям сиенской и французской готической пластики, однако он отошёл от несколько схематизированной трактовки ликов по образцам живописи Джотто и его последователей, различимой у Андреа Пизано, и выработал собственный тип удлинённых и утончённых фигур, вытянутых овоидных голов и лиц. Богородичные статуи, созданные Нино или при его участии, относятся к лучшим образцам «готического натурализма» в Италии благодаря почти лишённым условности ликам, едва намеченным естественным улыбкам, живому и непосредственному диалогу взглядов и жестов персонажей, который обусловлен их сюжетным взаимодействием: Младенец тянется к цветку в руках Богоматери («Мадонна с розой»), удивляется зажатой в её руке птице («Мадонна с Младенцем» из церкви Санта-Мария-Новелла) и т. д. Целостность скульптурного объёма статуй и статуарных групп, характерная для мастеров рубежа 13–14 вв., у Нино нарушена за счёт выраженного S-образного изгиба и отклонения фигур от центральной оси. Статуарные группы приобретают внутреннее пространство и динамику, по-разному воспринимаются при смене ракурса. В то же время некоторая уплощённость объёмов первого плана придаёт этим работам сходство с рельефом.
Позолоченные орнаменты по краю драпировок, корона и волосы служат своего рода рамой скульптурному объёму, придавая образу торжественность и уподобляя его драгоценности. Последний эффект усиливается за счёт особого отношения Нино к поверхностям: тщательная полировка, дополняемая позолотой, создаёт подвижную игру светотени на поверхностях, которая дематериализует объём и придаёт ему нерукотворный характер. Эти качества, доведённые до совершенства, отличают статуи Мадонны с Младенцем, созданные Нино в поздний период (в Институте искусств, Детройт, между 1350 и 1360; из церкви Сантиссима-Аннунциата в Трапани, 1360-е гг., и др.), и скульптурную группу «Благовещение» в пизанской церкви Санта-Катерина-д’Алессандрия. Последней стилистически близки два деревянных «Благовещения» 14 в., которые также часто приписываются Нино или считаются копиями его работ: первое разделено между Лувром (Мадонна) и Музеем Клюни (архангел Гавриил) в Париже, второе хранится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.
За каждой работой, которую с большей или меньшей уверенностью можно считать принадлежащей Нино, тянется длинный шлейф стилистически близких произведений, явно выполненных с оглядкой на его манеру. Это говорит о его ведущей роли в пизанской пластике середины 14 в. и популярности его образной концепции и художественного языка среди современников.
Творчество Нино Пизано завершило вековой расцвет тосканской пластики Проторенессанса, начало которому было положено произведениями Никколо Пизано в 1260-х гг., и послужило провозвестником интернациональной готики конца 14 – начала 15 вв.