Правовое регулирование транспортной безопасности
Правово́е регули́рование тра́нспортной безопа́сности, воздействие на общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, направленное на их упорядочивание при помощи правовых средств.
Предметом правового регулирования транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса. В данный предмет входит не только деятельность по защите транспорта от различных неправомерных посягательств, но и соблюдение правил безопасности движения, обеспечение сохранности имущества, эпидемиологического благополучия при перевозках и др. (Борисов. 2020. С. 42).
В юридической литературе обращается внимание на несовершенство понятийного аппарата, используемого в области транспортной безопасности. Отмечаются сложности в содержательном соотношении понятий «безопасность на транспорте», «транспортная безопасность», «безопасность транспортного средства» (Бажина. 2023. С. 7). В качестве навигатора по данной терминологии может использоваться уникальное издание Н. Н. Белокобыльского «Транспортная безопасность. Термины. Понятия. Определения: словарь» (2017). Оно содержит более 4 тыс. терминов, понятий и определений, которыми в социально-экономической, специальной технической, юридической и соответствующей зарубежной литературе определяются понятие и система транспорта, его разновидность, инфраструктура, а также требования и условия транспортной безопасности.
Механизм правового регулирования транспортной безопасности имеет две стороны: статическую и динамическую. Первую составляют нормы права, регулирующие обеспечение транспортной безопасности и содержащиеся в источниках права. Ко второй относятся все остальные части механизма правового регулирования, обеспечивающие реализацию права в области транспортной безопасности, и его функционирование (юридические факты, акты реализации прав и обязанностей, правоприменительные акты и т. д.).
Основными источниками права, регулирующими транспортную безопасность, являются нормативные правовые акты и международные договоры, которые представляют собой сформировавшуюся комплексную систему.
В Российской Федерации базовым законодательным актом считается Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», определяющий основные понятия в области транспортной безопасности, цели, задачи и принципы регулирования, требования и ограничения, права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности, а также особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
К специальным законодательным актам в данной области следует также отнести Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Отдельные нормы о транспортной безопасности содержатся в транспортных уставах и кодексах, а также иных законах, регулирующих отношения в сфере транспорта. Ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности предусмотрена в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 11.15.1 «Нарушение требований в области транспортной безопасности», ст. 19.7.5 «Непредставление информации об актах незаконного вмешательства») и Уголовном кодексе РФ (ст. 263.1 «Нарушение требований в области транспортной безопасности», а также несколько других составов в гл. 27, связанных с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта). При этом в юридической литературе обращается внимание на значительное количество спорных вопросов в части ответственности за деяния, нарушающие транспортную безопасность, которые требуют кардинальных решений (Медведев. 2018. С. 7).
Значительный массив актов в области транспортной безопасности составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых выделяются постановления Правительства РФ [например, от 31 декабря 2020 № 2418 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства», от 29 декабря 2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)», от 26 сентября 2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности», от 23 октября 1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», и др.].
Отдельными постановлениями Правительства РФ утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств: железнодорожного транспорта (от 10 октября 2020 № 1653); морского и внутреннего водного транспорта (от 8 октября 2020 № 1637); автомобильного и городского наземного электрического транспорта (от 8 октября 2020 № 1640); различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (от 21 декабря 2020 № 2201); железнодорожного транспорта (от 8 октября 2020 № 1633); автомобильного транспорта (от 8 октября 2020 № 1642); внеуличного транспорта (в части метрополитенов) (от 8 октября 2020 № 1641); морского и речного транспорта (от 8 октября 2020 № 1638).
Требования по обеспечению безопасности использования воздушного пространства установлены Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 № 138).
Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности регулируется специальным одноимённым положением, утверждённым постановлением Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1051.
Большой массив источников права в области транспортной безопасности составляют приказы и иные акты федеральных органов исполнительной власти, прежде всего Минтранса России [например, приказы Минтранса России от 20 апреля 2023 № 142 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности», от 31 июля 2009 № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», и др.].
Важную роль в правовом регулировании транспортной безопасности играют принципы и нормы международного права, а также наднациональное законодательство. Большое количество террористических атак и актов незаконного вмешательства в деятельность различных видов транспорта привело к формированию развитого международного правового регулирования транспортной безопасности.
Требования к обеспечению авиационной безопасности устанавливает ряд международных конвенций:
Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в Чикаго 7 декабря 1944);
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (заключена в Токио 14 сентября 1963);
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (заключена в Гааге 16 декабря 1970);
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (заключена в Монреале 23 сентября 1971).
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе проводится скоординированная (согласованная) транспортная политика, направленная на создание единого транспортного пространства с общими принципами транспортной безопасности. На основе этих принципов для обеспечения безопасности железнодорожного транспорта приняты координирующие документы: рекомендация от 29 марта 2016 г. № 4 «Об Общих подходах к требованиям по сертификату безопасности на железнодорожном транспорте и порядку его выдачи» и решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710 «О принятии технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта"». В отношении железнодорожного транспорта в Европейском экономическом пространстве действует директива № 2016/798 Европейского парламента и Совета Европейского союза «О безопасности на железнодорожном транспорте».
Международное регулирование безопасности на автомобильном транспорте осуществляется Конвенцией о дорожном движении и Конвенцией о дорожных знаках и сигналах (заключены в Вене 8 ноября 1968). В них содержатся единообразные правила международного дорожного движения. В Таможенном союзе действует решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колёсных транспортных средств"».
Для международного регулирования вопросов безопасности в области морского судоходства в Риме 10 марта 1988 г. была заключена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Координирующую роль в сфере безопасности морских перевозок играет Международная морская организация. Резолюцией этой организации № A.741(18) от 4 ноября 1993 г. принят Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, который нацелен на обеспечение международного стандарта по управлению безопасной эксплуатацией судов и регламентирует систему управления безопасностью транспортной компании.
В юридической литературе отмечается отсутствие единообразного толкования на международном уровне понятий «акт незаконного вмешательства» и «террористический акт», что отражается на различиях в формировании национального законодательства в области транспортной безопасности (Зайкова. 2021. С. 5).