Городской транспорт
Городско́й тра́нспорт, комплекс различных видов транспорта, осуществляющий перевозку населения и грузов на территории города и в ближайшей пригородной зоне, а также выполняющий работы по благоустройству города. При наличии в системе города городов-спутников и удалённых зон массового отдыха городской транспорт обслуживает всю агломерацию. Городской транспорт включает транспортные средства, предприятия по обслуживанию и ремонту, а также инженерные сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, тоннели, рельсовые пути и др.). Городской транспорт объединяет: автомобили личного (или корпоративного) пользования; транспорт для грузовых перевозок; общественный транспорт (в том числе такси); специальный транспорт – транспорт неотложных служб (пожарный, скорой помощи и др.), автомобили для ВИП-перевозок, ремонтную и уборочную технику; водный транспорт (речные трамваи, моторные и гребные лодки и др.); воздушный транспорт.
Грузовые перевозки в городе осуществляются грузовыми автомобилями общего и специального назначения, железнодорожным промышленным транспортом, а также водным транспортом в городах, расположенных на берегах судоходных рек и морском побережье. Индивидуальные грузовые перевозки населения обслуживает грузовой таксомоторный транспорт.
Основанными видами городского общественного транспорта являются автомобильный, наземный транспорт на электрической тяге (трамвай и троллейбус) и внеуличный скоростной (метрополитен, монорельсовый транспорт, скоростной трамвай). Распределение объёма перевозок пассажиров по видам транспорта зависит от уровня автомобилизации и степени развития улично-дорожной сети. В малых и средних городах Европы при уровне автомобилизации более 500 автомобилей на 1000 жителей легковым транспортом обеспечивается 60–80 % перевозок пассажиров, а в мегаполисах с развитой улично-дорожной сетью, метрополитеном и системой парковок – не более 40 %. В Москве в 2005 г. легковыми автомобилями перевезено менее 20 % от общего объёма перевозок пассажиров.
История общественного транспорта насчитывает более 350 лет. Первый городской маршрут конного омнибуса организован во Франции в 1662 г. До середины 19 в. городской сухопутный транспорт был конным. Появление железных дорог обусловило попытку решения городских транспортных проблем на их основе – был создан метрополитен, соединявший жилые районы с коммерческими и деловыми центрами. Первая линия метрополитена открыта в Лондоне в 1863 г. С 1880-х гг. в качестве общественного транспорта появились трамвай и троллейбус. В начале 20 в. для пассажирских перевозок начали применять автобусы. Быстрый рост автомобилестроения привёл к насыщению городов личными автомобилями (до 500–700 автомобилей на 1000 жителей в 2004) и переключению на них бо́льшей части пассажирских перевозок. Тем не менее во многих странах общественный транспорт сохраняет доминирующую роль. Это обусловлено тем, что при уровне автомобилизации до 300 автомобилей на 1000 жителей большая часть перевозок осуществляется легковыми автомобилями, а доля пассажироперевозок средствами общественного транспорта сокращается; дальнейшее увеличение численности личных автомобилей делает общественный транспорт более предпочтительным для трудовых поездок.
Интенсивный рост количества автомобилей на улицах городов требует от муниципалитетов проведения специальных мероприятий по упорядочению движения: введения приоритетного проезда для средств общественного транспорта (выделение специальных полос движения, строительство отдельных трасс и др.) и ограничения въезда индивидуальных легковых автомобилей в центр города. Для осуществления этого ограничения вводится плата за въезд в центральную часть города в рабочие дни; сооружаются перехватывающие парковки в местах, удобных для пересадки на общественный транспорт; применяются специальные меры по ограничению въезда, основанные на каком-либо отличительном признаке автомобиля (например, по государственному номерному знаку: чередуется по дням недели разрешение для въезда автомобилей с чётными и нечётными номерами), и др.
Перспективные направления в развитии общественного транспорта предполагают применение моделей подвижного состава (автобусов, трамваев, троллейбусов) с низким уровнем пола для более комфортных условий входа-выхода пассажиров; использование альтернативных, более экологичных, источников энергии; внедрение автоматизированных систем управления движением транспорта с использованием радиосвязи и средств спутниковой навигации, а также систем информирования пассажиров в режиме реального времени как на подвижном составе, так и на маршрутной сети.