Ботик Петра I «Святой Николай»
Бо́тик Петра́ I «Свято́й Никола́й» (от нидерл. boot – лодка), небольшое дубовое беспалубное, одномачтовое парусно-гребное судно. Точная дата постройки неизвестна; приблизительно, это 1640 г. По одной из версий, привезён в Россию из Англии в 1640-х гг. в подарок царю Алексею Михайловичу (Ботик Петра I – «дедушка русского флота»), по другой версии, был куплен двоюродным братом деда Петра I, боярином Н. И. Романовым, для речных прогулок (Русские древности: ботик «Фортуна»). Водоизмещение около 1,3 т, длина 6 м, ширина 1,97 м. Найден Петром I в 1688 г. в царском селе Измайловское под Москвой. В том же году ботик отремонтирован, и после спуска на воду юный царь ходил на нём по Яузе, а затем на Просянском пруду в Измайлове, где использовал ботик для водных прогулок под парусом и получения первых навыков во «флотских науках».
По указанию Петра I и при его непосредственном участии, на Плещеевом озере для Потешной флотилии была построена копия ботика – парусно-вёсельный ботик «Фортуна» – в качестве прогулочного и учебного судна для внутренних водоёмов и прибрежной зоны морей (Русские древности: ботик «Фортуна»). «Фортуна» стала единственным судном, избежавшим печальной участи Потешной флотилии, в 1783 г. полностью сгоревшей при пожаре. В 1802 г. по инициативе владимирского гражданского губернатора князя И. М. Долгорукова собраны средства на постройку каменной палатки для хранения ботика «Фортуна» и «остатков дома Петрова». 1 августа (13 августа) 1803 г. ботик торжественно перенесли в новое здание, где открыли один из первых провинциальных музеев России – Ботный дом (История Потешной флотилии).
До 1722 г. ботик Петра I «Святой Николай» хранился в Москве. Зимой 1723 г. ботик сухим путём доставили в Шлиссельбург, оттуда 30 мая по Неве он пришёл в Санкт-Петербург, а летом 1723 г. его перевезли в Кронштадт, спустили на воду и в честь побед Балтийского флота в Северной войне 1700–1721 гг. под императорским штандартом он прошёл вдоль строя боевых кораблей, стоящих на якорях на рейде. Командовал ботиком первый генерал-адмирал Российского флота Ф. М. Апраксин, на руле стоял сам император, а на вёслах сидели его ближайшие сподвижники. На торжественном обеде в честь победы над шведами Пётр I назвал ботик «дедушкой русского флота» (Ботик Петра I – «дедушка русского флота»). В том же году ботик поставили «для вечного хранения» в Петропавловскую крепость. Однако он не стал «недвижной» реликвией: несколько раз его всенародно демонстрировали на торжествах в честь знаменательных событий. С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. ботик и другие ценные экспонаты были перевезены в Ульяновск, где находились до 1946 г. Ныне подлинный ботик Петра I «Святой Николай» хранится в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге. Ежегодно, в День Военно-Морского Флота РФ, ботик принимает участие в Главном военно-морском параде на Неве.
С 9 января по 10 марта 1997 г. ботик был представлен в экспозиции выставки в галерее «Либерти стрит» Международного финансового центра в США (Нью-Йорк) – во время фестиваля «Салют, Санкт-Петербург» (Ботик Петра I – «дедушка русского флота»).
В 1996 г. к 300-летию российского флота в Петрозаводске была построена четырёхвёсельная копия ботика с четырьмя пушками (каждая весом ⅓ фунта), ставшая непременным участником всех городских праздников на воде. В том же году команда строителей ботика приняла участие в параде кораблей Северного флота в Североморске и Мурманске.
В декабре 2017 г. на верфи деревянного судостроения «Варяг» – уникальном предприятии по проектированию и строительству деревянных судов – для театрализованных представлений, культурных мероприятий, а также катания туристов построена реплика ботика, с корабельными пушками образца 18 в. Помимо вёсел и парусов, на судне установлен подвесной мотор мощностью 5 л. с. В целях сохранения исторического вида мотор закрыт сверху деревянным кожухом, имитирующим морской сундук начала 18 в.
Ещё одна копия ботика Петра I (построенная в Петрозаводске на верфи исторического судостроительного клуба «Полярный Одиссей») подарена в 2023 г. юнгам отряда «Каравелла» г. Екатеринбург. Уникальность судна в том, что это не музейный экспонат, а настоящий корабль, на котором можно ходить по акватории и участвовать в праздничных фестивальных программах («Святой Николай» доплыл до Урала: точную копию ботика Петра Первого подарили детям Екатеринбурга).
Старинный ботик Петра I «Святой Николай», носящий почётное название «дедушка русского флота», – один из исторических памятников, символ, олицетворяющий идею создания Российского флота.