Паверман Марк Израилевич
Паверма́н Марк Изра́илевич [26.5(8.6).1907, Одесса, Херсонская губерния, Российская империя, ныне Украина – 13.6.1993, Москва], российский дирижёр, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1955), народный артист РСФСР (1962).
Биографические сведения
Сын бухгалтера и домохозяйки. Родители, любители музыки, часто бывали с ним в Одесской опере. С 6 лет учился в музыкальной школе игре на скрипке у А. П. Фидельмана. В 1918 г. поступил на детское отделение Одесского музыкально-драматического института (ныне Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой) в класс скрипки К. А. Гаврилова, однако в связи с событиями Гражданской войны 1917–1922 гг. был вынужден прекратить занятия и начать зарабатывать. Музыкой в тот период продолжал заниматься самостоятельно при поддержке друга – И. А. Зака, именно тогда у него сформировалось осознанное желание стать симфоническим дирижёром.
В 1923–1925 гг. учился в Одесском музыкально-драматическом институте (не окончил) по классу теории композиции В. А. Золотарёва, занимался здесь также у К. К. Пигрова (основы дирижирования), Б. Д. Тюнеева (история музыки), Н. Н. Вилинского (теоретические предметы); у Г. А. Столярова проходил практику игры в симфоническом оркестре (на ударных инструментах). Постоянно посещал репетиции оперного оркестра, наблюдая за работой дирижёра и оркестра.
В 1925 гг. переехал в Москву, поступил в Московскую консерваторию в класс дирижирования К. С. Сараджева (окончил в 1930), здесь учился также у М. В. Иванова-Борецкого (история музыки), П Д. Крылова (гармония). В классе Сараджева часто играли восьмиручные переложения современной музыки, сделанные П. А. Ламмом (другом Сараджева), благодаря этому студенты знакомились со многими новинками симфонической музыки (например, с некоторыми симфониями Н. Я. Мясковского) до их концертных премьер. Во время репетиций студенческих оркестров Паверман выполнял функции ассистента Н. С. Голованова, дирижёра старшего оркестра. Регулярно посещал репетиции Оркестра Большого театра, наблюдая за дирижёрской работой В. И. Сука, Н. С. Голованова, А. М. Пазовского, репетиции Персимфанса. Дирижёрскую практику проходил в созданном Сараджевым самодеятельном оркестре при Московском высшем техническом училище.
С 1928 г. работал в Оркестре СОФИЛа (Советской филармонии; исполнитель на ударных инструментах, ассистент дирижёра). В 1930 г. принят на должности дирижёра Московской филармонии и заведующего музыкальной частью Московского драматического театра имени МГСПС (ныне Театр имени Моссовета), где организовал небольшой оркестр. В том же году призван в Красную Армию курсантом Отдельного учебного танкового полка, где дирижировал духовыми оркестрами.
С ноября 1931 по февраль 1934 гг. работал дирижёром в симфоническом оркестре Всесоюзного радиокомитета, в те же годы проводил выступления оркестра на открытой эстраде в парке Сокольники.
В 1934 г. организовал и возглавил в Свердловске (ныне Екатеринбург) оркестр местного радиокомитета. В 1936 г. на базе этого оркестра была организована областная филармония, которая вела большую концертную работу, с оркестром выступали певица А. В. Нежданова, скрипач Д. Ф. Ойстрах, виолончелист С. Н. Кнушевицкий, пианист Э. Г. Гилельс, дирижёры Н. С. Голованов, Н. Г. Факторович, В. Савич, Г. Себастьян, О. Фрид.
В 1938 г. получил 5-ю премию на Первом Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве. В том же году приглашён в Ростов-на-Дону на должность главного дирижёра Азово-Черноморской краевой государственной филармонии (ныне Ростовская государственная филармония), в апреле 1941 г. при его поддержке были организованы авторские концерты Д. Д. Шостаковича. Работал там до расформирования оркестра в связи с началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
В 1941 г. вернулся в Свердловск. В декабре 1942 г. в структуре филармонии начал формироваться новый оркестр, и в послевоенные годы Симфонический оркестр Свердловской филармонии под руководством М. И. Павермана стал одним из лучших нестоличных оркестров СССР; Паверман возглавлял его до 1970 г. (ныне Уральский академический филармонический оркестр).
В 1930–1934 гг. преподавал в Московской консерватории. В 1935–1938, затем с декабря 1941 по 1986 гг. работал в Уральской консерватории (до 1945 Свердловская консерватория), в 1954 г. инициировал и возглавил класс оперно-симфонического дирижирования, в 1970–1980 гг. руководил кафедрой оркестрового дирижирования, в 1980–1986 гг. профессор-консультант. Среди учеников: Е. В. Бражник, П. С. Варивода, П. И. Горбунов, В. М. Горелик, Е. В. Колобов, А. Самоилэ (Молдавия), М. А Щербаков. В последний период жизни Павермана в Москве (с 1987) его учеником был А. В. Дашунин.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1977), орденом Октябрьской Революции (1984).
Сын – Валерий Маркович Паверман (1939–2008), литературовед, доктор филологических наук (1995). Автор книг «Американская драматургия 60-х годов XX века» (Свердловск, 1987), «Драматургия В. Сомерсета Моэма» (Екатеринбург, 1997).
Творческая деятельность
Дирижёрская манера М. И. Павермана была в целом академичной, но при этом отличалась особой личной теплотой. Широкий и многообразный репертуар включал музыку от И. С. Баха до современных авторов. Большое внимание дирижёр уделял русской музыке, в первую очередь сочинениям композиторов – участников «Могучей кучки», П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, исполнял произведения С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского. Был одним из первых исполнителей многих произведений Д. Д. Шостаковича: 10-я, 11-я, 12-я симфонии, оба скрипичных концерта, 1-й виолончельный концерт исполнялись им в Свердловске через несколько месяцев после ленинградских премьер, проведённых Е. А. Мравинским. 10 декабря 1961 г. 10-я симфония Шостаковича исполнялась под руководством Павермана в Свердловске в присутствии автора.
Значительное место в концертных программах занимали произведения и других современников дирижёра, с некоторыми из них (Р. М. Глиэр, Д. Б. Кабалевский, Г. В. Свиридов) его связывала личная дружба.
С особым интересом он относился к редко исполняемым в СССР произведениям. Так, в 1940-е –1950-е гг. под его руководством прошли премьеры Концерта для фортепиано с оркестром А. Дворжака (солист Г. Р. Гинзбург) в Свердловске (оркестр Свердловской филармонии) и Ленинграде (Ленинградский филармонический оркестр), в 1960-е гг. в Свердловске исполнялся Концерт для скрипки с оркестром Э. Элгара (солист Л. Мирчин, оркестр Свердловской филармонии). В Москве он дирижировал Концертом для скрипки с оркестром Ю. Э. Конюса (11 февраля 1985, Большой зал Московской консерватории, солист Э. Д. Грач), 2-й («Лондонской») симфонией Р. Воан-Уильямса (21 декабря 1988, в рамках концерта к 50-летию Первого Всесоюзного конкурса дирижёров; в обоих концертах участвовал Государственный академический симфонический оркестр СССР).
Впервые в СССР оркестрами под его управлением были записаны на грампластинки: Лирическая сюита Э. Грига (1939, Оркестр Московской государственной филармонии), Концерт № 2 для скрипки с оркестром h-moll op. 7 Н. Паганини (1952, Симфонический оркестр Всесоюзного радио, солист Ю. Ситковецкий), симфоническая поэма «В Татрах» op. 27 и Танцевальная сюита В. Желеньского (1956, Симфонический оркестр Всесоюзного радио), 5-я (на этикетке ошибочно указана 3-я) симфония F-dur op. 76 А. Дворжака (1957, Симфонический оркестр Всесоюзного радио), Симфония C-dur Ж. Бизе (1966, Симфонический оркестр Свердловской филармонии), «Танцы [из] Галанты» З. Кодая (1969, Симфонический оркестр Свердловской филармонии).
Последний концерт М. И. Павермана состоялся 4 ноября 1989 г. в Концертном зале имени П. И. Чайковского (программа из произведений Чайковского).
Память
На фасаде здания Свердловской государственной академической филармонии открыт памятный знак (1996). С 1998 г. в Екатеринбурге проводится Фестиваль имени Марка Павермана.