Мартынов Александр Евстафьевич
Марты́нов Алекса́ндр Евста́фьевич [8(20).7.1816, Санкт-Петербург – 16(28).8.1860, Харьков, Российская империя, ныне Украина; похоронен в Санкт-Петербурге], российский актёр.
Воспитывался в Санкт-Петербургском театральном училище (1827–1835), сначала в балетном классе Ш.-Л. Дидло и в декорационно-живописном классе у художника А. Коноппи, затем в драматическом классе П. А. Каратыгина. В 1836 г. зачислен в труппу Александринского театра. Играл в водевилях, комедиях, мелодрамах, тонко ощущая природу жанра; создавал живые типы, виртуозно перевоплощаясь, придумывая внешность и характер своим героям. Неудовлетворённый успехом в этих жанрах, попробовал себя в драматической роли ламповщика Тома («Великий актёр, или Любовь дебютантки» П. П. Каменского). Но публика не приняла Мартынова в новом качестве, как и в роли Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя), хотя Л. Н. Толстой считал Мартынова «первым настоящим Хлестаковым». В 1846 г. Мартынов сыграл злодея-ростовщика Дряжкина («Кащей, или Пропавший перстень» К. Д. Ефимовича), показав себя истинным трагическим актёром. Роль Боярышникова в пьесе И. Е. Чернышёва «Не в деньгах счастье», написанной специально для Мартынова на основе его рассказов о себе, произвела настоящий фурор и стала поводом для уникального в истории отечественной культуры обеда, данного литераторами в честь актёра. В дальнейшем главные успехи Мартынова были связаны с драматургией А. Н. Островского (Маломальский – «Не в свои сани не садись», Коршунов – «Бедность не порок», Бальзаминов – «Женитьба Бальзаминова», Тихон – «Гроза») и И. С. Тургенева (Шпундик и Мошкин – «Холостяк», Мирволин – «Завтрак у предводителя», Ступендьев – «Провинциалка»). Актёрский диапазон Мартынова простирался от остросатирического, иногда пародийно-гротескного комизма до высокой трагедии. Его игра, основанная на тончайшем раскрытии душевного мира героя, глубокой искренности и при этом изощрённой технике и искусстве импровизации, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие русской актёрской школы. Среди других ролей: Митрофан («Недоросль» Д. И. Фонвизина), Подколёсин, Ихарев («Женитьба», «Игроки» Гоголя), Бартоло («Севильский цирюльник» П. Бомарше), Гарпагон, Журден («Скупой», «Мещанин-дворянин» Мольера), Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова).