«О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования»
«О проце́ссе цивилиза́ции. Социогенети́ческие и психогенети́ческие иссле́дования» («Über den Prozeß der Zivilisation. Soziogenetische und psychogenetische Untersuchungen», 1939), сочинение немецкого социолога Н. Элиаса, посвящённое возрастанию человеческого контроля над эмоциями и природными импульсами. Прослеживая этот процесс с раннего Средневековья и до викторианской эпохи, Элиас объясняет его ростом централизованных государств, означавшим монополизацию насилия, и удлинением цепочек человеческих взаимосвязей благодаря развитию денежной экономики.
Исторический и биографический контекст
«О процессе цивилизации» – первая книга Элиаса, если не считать докторской диссертации (Habilitationsschrift), подготовленной под руководством К. Манхейма к 1933 г., но опубликованной только в 1969 г. под названием «Придворное общество» (Elias. 1969; Элиас. 2002). Элиас работал над книгой уже в эмиграции, куда вынужден был отправиться, будучи немецким евреем, сразу после прихода к власти нацистов. По воспоминаниям Элиаса, идея книги пришла ему в библиотеке Британского музея, когда он обнаружил там многочисленные старинные руководства по этикету и манерам.
По другим данным, Элиас начал работу над книгой ещё в Париже, где находился в 1933–1935 гг. В тот период Элиас не имел академической работы и занимался изготовлением и продажей деревянных игрушек; фирма быстро разорилась, и Элиасу приходилось периодически голодать. В Лондоне он получил небольшой грант от еврейской благотворительной организации, который позволил ему завершить работу над книгой. Первый том был готов к концу 1936 г., второй – к концу 1938 г. Элиас пытался издать книгу в Бреслау, но вторжение Германии в Чехословакию нарушило эти планы (первый том успел выйти небольшим тиражом в 1937, второй был напечатан, но не переплетён) (Mennell. 1998. P. 9–10). Оба тома вышли в 1939 г. в Базеле в небольшом эмигрантском издательстве (Elias. 1939) и первоначально привлекли мало внимания. При этом благодаря книге Элиас получил первый академический пост в Англии.
Структура книги
Norbert Elias. Über den Prozess der Zivilisation: Soziogenetische und psychogenetische Untersuchungen. Basel, 1939. Band 1 (Норберт Элиас. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования). Обложка.Первый том имеет подзаголовок «Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада» («Wandlungen des Verhaltens in den weltlichen Oberschichten des Abendlandes»). Сначала автор устанавливает предмет исследования – концепцию «цивилизации» в Германии и Франции. Если для представителей французских высших и средних классов «цивилизация» была тем, что позитивно характеризует их самих и отличает от социальных низов, а также от «менее развитых» народов, то для немецкой интеллигенции и части буржуазии это нечто поверхностное и искусственное, что негативно характеризует как французский, так и их собственный высший класс. Элиаса интересует объективное явление, стоящее за этими противоположными ценностными установками – групповые привычки, которые стали казаться чем-то естественным. Далее прослеживается эволюция («психогенез») этих групповых культурных привычек в Европе, начиная со Средних веков и заканчивая викторианской эпохой.
Второй том «Изменения в обществе. Проект теории цивилизации» («Wandlungen der Gesellschaft: Entwurf zu einer Theorie der Zivilisation») тоже состоит из двух частей. Первая посвящена «социогенезу», т. е. движущим силам и характеру общественного развития в Западной Европе в Средние века и Новое время – прежде всего политической централизации и её последствиям. Вторая, теоретическая часть представляет собой попытку объяснения того, как социальные и политические изменения («социогенез») связаны с изменением психологического склада людей («психогенезом»).
Основные идеи
Norbert Elias. Über den Prozess der Zivilisation: Soziogenetische und psychogenetische Untersuchungen. Basel, 1939. Band 2 (Норберт Элиас. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования). Обложка.«Цивилизация» для Элиаса – не состояние, но процесс, а именно психологическая сторона процесса модернизации. Основное содержание этого процесса состоит в росте контроля над тем, что Элиас называет «аффектами» (чувствами и эмоциями), а также некоторыми телесными функциями (речь идёт о принятии пищи, сексуальности, «естественных отправлениях», сморкании, плевании и т. п.). Элиас более или менее подробно рассматривает пять эмоций – гнев, любовь, страх, стыд и отвращение (последние две в связи с наготой и телесными функциями). Элиас использует такие термины, как «моделирование», регулирование, «кондиционирование», часто говорит о сдерживании или даже подавлении эмоций и телесных функций.
Исторические источники, доступные Элиасу (руководства по этикету и манерам, имевшие хождение в Германии, Франции, Италии и Англии), касаются в основном высших (позже средних) классов, поэтому три этапа «психогенеза» символизируют для него три фигуры: рыцарь (Средние века), придворный (раннее Новое время) и буржуа (19 в.).
Рыцарь мало ограничен в своих импульсах и желаниях. Для современного читателя поведение рыцаря настолько непривычно, что Элиас предупреждает, что в руководствах по этикету «высказывается многое из того, что стало непроизносимым, и обсуждается то, что стало само собой разумеющимся» (Элиас. Т. 1. 2001. С. 113). Это касается, например, застольных манер (когда оговаривается недопустимость выкладывать пищу изо рта обратно в общее блюдо), необузданной сексуальности, гигиенических привычек (например, не сморкаться в скатерть) и, главное, импульсивной агрессивности, когда насилие доставляло удовольствие и совершающему его, и зрителю.
То, что для Элиаса путь от рыцаря к буржуа лежал через двор монарха и аристократию, было одним из тезисов его диссертации «Придворное общество». При дворе мы видим гораздо более сложный этикет, утончённые манеры, «обдуманность поз и действий и исключение всякого рода плебейских выражений» (Элиас. Т. 1. 2001. С. 71). Пиком и образцом этого «аристократического модерна» был двор французских королей 18 в. Движущая сила контроля над поведением – по-прежнему скорее внешнее принуждение, чем внутренняя потребность.
Наконец, вершина «процесса цивилизации» на взятом Элиасом временном отрезке – буржуа. Образцовая страна этого этапа – викторианская Англия. Norbert Elias. O Processo civilizador. Uma história dos costumes. Vol. 1. 1991 (Норберт Элиас. О процессе цивилизации: социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1). Обложка.Контроль над агрессией был доведён до того, что рекомендовалось не прикасаться ножом к яблокам и апельсинам, потому что «чувствительным лицам» эти фрукты могли напоминать человеческие головы. Сублимацией агрессии становится спорт. Точно так же исключены любые намёки на сексуальность. Самоконтроль берёт верх над социальным контролем.
Очевидное ослабление этих ограничений, имевшее место к моменту написания книги, не означало для Элиаса какого-либо значительного отката процесса цивилизации вспять. Так, говоря о более открытых купальниках, он замечает: «Только в обществе, где высокая степень контроля стала само собой разумеющейся (и мужчины, и женщины абсолютно ей следуют), где сильное самопринуждение и строгий этикет сдерживают каждого индивида, возможна такая свобода купания и спорта, несопоставимая с тем, что было на прошлой фазе» (Элиас. Т. 1. 2001. С. 262).
Процесс цивилизации шёл сверху. От королевских и княжеских дворов Средневековья и, позднее, дворов абсолютных монархов он постепенно распространялся вниз по социальной лестнице сначала на остальную часть аристократии и затем на средние классы, прежде чем охватил практически всё общество.
Процесс цивилизации не имеет начала и конца, по крайней мере в исторически обозримом времени. Элиас настаивает, что «нулевого уровня» регулирования аффектов никогда не существовало, что человек никогда не был чисто природным существом. Элиас отказывается считать современную ему цивилизацию конечной точкой развития; позже он даже говорил, что будущие поколения, возможно, будут считать наше время эпохой варварства (Linklater. 2010. P. 405).
Norbert Elias. O Processo civilizador. Formação do Estado e Civilização. Vol. 2. 1993 (Норберт Элиас. О процессе цивилизации: социогенетические и психогенетические исследования. Т. 2). Обложка.Для Элиаса «психогенез» определяется «социогенезом». Ключевым социально-политическим процессом, оказавшим влияние на психологический процесс цивилизации, было возникновение в Европе централизованных национальных государств. Элиас подробно рассматривает этот процесс на примере Франции (Элиас. Т. 2. 2001. С. 91–234). Движущую силу централизации он усматривает в логике выживания: у более крупных территориальных образований было преимущество в военной силе над соседями.
Укрупнение государств имело два взаимосвязанных последствия для процесса психогенеза. Во-первых, монополизация насилия государством, что вело к подавлению спонтанной агрессивности. Во-вторых, развитие специализации, разделения труда, торговли, денежной экономики, что вело к росту социальной интеграции, «удлинению цепочек взаимосвязей» между людьми. Появилась потребность в навыках долгосрочного планирования, тщательного просчёта последствий каждого действия: «Плотная и всесторонняя сеть зависимостей оказывает [на индивида] постоянное давление, требует от него непрестанного самоконтроля, стабильного "Сверх-Я" и новых форм поведения в общении с другими людьми» (Элиас. Т. 2. 2001. С. 273).
Значение книг и критика
Книга «Процесс цивилизации» была малоизвестна до 1960-х гг., когда сначала был переиздан немецкий оригинал (Elias. 1969), а потом появился английский перевод (Elias. 1978; Elias. 1982).
«Процесс цивилизации» считается главным трудом Элиаса. Он стоит в одном ряду с другими работами, созданными в рамках классической социологической традиции, – трудами К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Пытаясь возродить характерный для основателей социологии холистический подход к социальному исследованию, Элиас в своей книге дистанцируется от наивной телеологии, присущей прежним «большим метанарративам» (Linklater. 2010. P. 410).
Вклад Элиаса в науку сравнивали со вкладом экономистов Й. Шумпетера и К. Поланьи, исторических социологов Ч. Тилли, М. Манна и Т. Скочпол, с работами М. Фуко об эволюции форм власти. В 1998 г. конгресс Международной социологической ассоциации, по результату прошедшего годом ранее опроса-голосования его членов по выбору самых влиятельных социологических книг 20 в., поставил «Процесс цивилизации» на 7-е место в этом списке.
Влиянию книги отчасти способствовали открытия историков, у которых начиная с 1970-х гг. стали накапливаться данные о высоком уровне насильственной преступности в Средние века, что противоречило общепринятым представлениям (восходящим к Э. Дюркгейму и Ф. Тённису) о преступности как о болезни современного, городского мира, где индивид вырван из сети традиционных связей и общностей. Элиас с его «Процессом цивилизации» оказался единственным крупным теоретиком, который мог предложить объяснение новым данным (Eisner. 2003).
Самым известным критиком «Процесса цивилизации» остаётся немецкий этнолог Ганс-Петер Дюрр, посвятивший ей своё главное произведение, серию из пяти книг под общим названием «Миф процесса цивилизации» (Duerr. 1988–2002). Дюрр допускает, что контроль над чувствами, эмоциями и «природными импульсами» действительно мог стать из преимущественно внешнего преимущественно внутренним. Но это не значит, что общий «объём» контроля со временем увеличился. Значительные ограничения на проявления «аффектов» существовали всегда; это касается как Европы до Средневековья, так и незападных культур. Сексуальные отношения, например, никогда не были нерегулируемыми: всегда существовали нормы, связанные с браком. Кроме того, Дюрр ставит под сомнение тезис Элиаса о росте цепочек взаимосвязей. Человек в традиционном обществе, возможно, в большей степени ориентировался на других людей, особенно на своё непосредственное окружение, и должен был тщательно просчитывать действия, взгляды и жесты. Социальный контроль поэтому мог быть даже более эффективным и неизбежным.
Другие критики говорили о противоречиях и конфликтах, связанных с процессом цивилизации, её тёмных сторонах, когда социальная интеграция могла сопровождаться социальной дезинтеграцией и распадом (как объяснить «цивилизованное варварство» 20 в.?) (Breuer. 1991); отмечали, что процесс цивилизации может быть не таким спонтанным, как это представлял себе Элиас, потому что государство может играть в нём более активную роль (Arnason. 1989); указывали на то, что Элиас избирательно использует теорию Фрейда, которую в целом понимает неправильно (König. 1993).
Оспаривалась также связь контроля над «аффектами» и спонтанными импульсами с ростом государства и монополизацией насилия. Антрополог Т. ван Велзен приводил детальный пример племени аукан, которое не зависит от государственной власти, но для которого характерна большая сдержанность в применении насилия; представителям этого племени (и многих других культур) скорее поведение белых людей кажется «грубым, ребяческим, подверженным страстям» (Krieken. 1998. P. 130). В том же духе высказывался Э. Гидденс, ссылаясь на другого антрополога, А. Кардинера: «Некоторые устные культуры… характеризуются весьма строгими моральными и этическими запретами, регулирующими повседневное поведение людей, а также суровыми наказаниями, используемыми в процессе воспитания детей» (Гидденс. 2018. С. 336).