Поланьи Карл
Пола́ньи Карл [Карл Пол (Па́уль) Пола́ньи, англ., нем. Karl Paul Polanyi; Ка́рой По́ланьи, венг. Polányi Károly] (21.10.1886, Вена – 23.4.1964, Пикеринг, провинция Онтарио, Канада), венгерский политический деятель и англо-американский экономист, антрополог, социолог и политолог, один из основоположников экономической антропологии. Из еврейской семьи [мать Сесилия Вол – дочь главного раввина Вильны (ныне Вильнюс), отец Михай Поллачек – уроженец Ужгорода, инженер-путеец в Австро-Венгрии]. Брат М. Полани. В 1904 г. семья Поллачека, переехав из Вены в Будапешт, изменила фамилию, переведя её на венгерский язык, дети стали протестантами-кальвинистами. Доктор философии (1908) и права (1912) Будапештского университета. Участвовал в левом молодёжном движении, в 1914 г. был в числе основателей Венгерской радикальной партии. Примыкал к Венгерской социал-демократической партии, принял участие в «революции астр» 1918 г., поддерживал правительство М. Каройи. Участник Первой мировой войны. После установления режима М. Хорти жил в эмиграции в Вене. Работал в различных экономических периодических изданиях, выступал с критикой австрийской школы с христианско-социалистических позиций. В 1933 г. эмигрировал в Великобританию. С 1937 г. преподавал социально-экономическую историю в Лондонской ассоциации рабочего движения и в Оксфордском и Лондонском университетах. С 1940 г. в США, с 1950 г. жил в Канаде, но работал в США (его жене Илоне Душиньской был запрещён въезд в США как участнице коммунистического движения в Венгрии); в 1947–1953 гг. профессор экономики Колумбийского университета, где сформировалась возглавляемая Поланьи субстантивистская школа экономической антропологии (наиболее яркие представители – Дж. Дальтон и М. Салинз).
В 1940 г. Поланьи получил грант Беннингтонского колледжа в Вермонте, благодаря которому написал свою самую известную монографию «Великая трансформация» (1944). Изучив формирование индустриального общества в Западной Европе Нового времени, он предложил принципиально иной подход к осмыслению теории экономических систем, отрицающий универсальность рыночных отношений. В противоположность представителям неоклассического направления в экономике, полагавшим, что рыночные принципы господствуют не только в экономике, но и во всех других сферах жизни общества, Поланьи отстаивал принцип включённости (embededdness) экономики в социальную жизнь и считал, что экономическая жизнь является подчинённым элементом более широкой социальной системы. Подчёркивал различие между понятиями торговли и рынка. Торговля, по теории Поланьи, может быть организована не только на рыночных, но и на иных принципах – реципрокации, доминировавшей в первобытных обществах, и редистрибуции, получившей развитие в раннеклассовых обществах; лишь с Нового времени на первый план выходит рыночный обмен. Отмечал, что даже в Великобритании, считающейся образцом рыночной экономики, победа принципов саморегулирующегося рынка произошла не в результате стихийного саморазвития, а как итог целенаправленного «социального конструирования». Концепция Поланьи отражает его приверженность идеям социализма, который он понимал как «внутренне присущее индустриальной цивилизации стремление к выходу за рамки саморегулирующегося рынка путём целенаправленного подчинения его демократическому обществу».
Труды Поланьи не получили широкого признания при его жизни, но благодаря его ученикам со временем оказали серьёзное влияние на развитие социальных наук и сыграли решающую роль в сложении «нового институционализма».