Элиас Норберт
Э́ли́ас Но́рберт (Norbert Elias) (22.6.1897, Бреслау – 1.8.1990, Амстердам), немецкий социолог. В 1915–1917 гг. был на фронте 1-й мировой войны. С 1918 г. учился в университетах Бреслау, Гейдельберга (у К. Ясперса и Г. Риккерта) и Фрайбурга (у Э. Гуссерля). После защиты диссертации «Идея и индивид» (1924) работал в Гейдельберге в качестве ассистента А. Вебера, затем, с 1930 г. – К. Манхейма во Франкфурте-на-Майне. С 1933 г. в эмиграции во Франции, с 1935 г. – в Великобритании. В 1950–1970-е гг. преподавал социологию в Лестере. С 1975 г. жил в Амстердаме. В 1978–1984 гг. работал в центре междисциплинарных исследований университета в Билефельде. С ростом интереса к трудам Элиаса, прежде всего в Германии (премия имени Теодора Адорно, 1977) и Нидерландах, были переизданы его работы, написанные в эмиграции.
Норберт Элиас считается одним из виднейших представителей исторической социологии, хотя сам он был против употребления этого термина. Важнейшие его работы имеют своим предметом европейское общество Средних веков и Нового времени. Вслед за М. Вебером и В. Зомбартом он исследовал становление и развитие европейской рациональности. В его главном труде «О процессе цивилизации: социогенетические и психогенетические исследования» («Über den Prozess der Zivilisation. Soziogenetische und psychogenetische Untersuchungen», 1939) изменения нравов, манер, форм повседневного общения между людьми рассматриваются параллельно с одновременными трансформациями в строении общества и сменой социальных институтов в качестве единого «процесса цивилизации». Стандарты и нормы поведения соответствуют определённой структуре личности. Запреты на некоторые виды поведения интериоризируются, становятся личностными потребностями – внешняя дисциплина преображается в дисциплину внутреннюю. Самоконтроль и стабильность поведенческих реакций возможны и необходимы в обществе с высокой степенью безопасности, обеспечиваемой государственной монополией на легитимное насилие, появляющейся в Европе с переходом от феодальной раздробленности к централизованному государству. Рационализация поведения происходит вместе с ростом числа взаимозависимостей между людьми, с удлинением цепей обмена товарами, услугами, информацией, что приводит к изменению самого стиля мышления. В работе «Придворное общество» («Die höfische Gesellschaft», 1969) Элиас проводит детальный анализ «куртуазной культуры», ментальности придворной аристократии: подобно тому как современное государство является наследником абсолютной монархии, так и западно-европейская «цивилизованность» и рациональность генетически связаны с культурой придворного общества, с выработанными ею механизмами контроля над аффектами и влечениями, а также чувствами дистанции между людьми и такта.
На основании этих эмпирических исследований Элиас разработал свою «социологию фигураций», т. е. меняющихся во времени переплетений межчеловеческих отношений в результате борьбы между индивидами и группами за монополизацию «жизненных шансов» – экономических ресурсов, средств физического насилия, способов организации и когнитивной ориентации и т. д. Теория фигураций развивалась автором в ряде сочинений 1960–1970-х гг. – «Humana conditio» (1985), «Исследования о немцах» («Studien über die Deutschen», 1989), в работах по социологии знания, социологии науки, искусства, спорта, национальных отношений.