«Никополь. Трилогия»
«Никопо́ль. Трило́гия» (франц. La trilogie Nikopol), научно-фантастический графический роман французского художника югославского происхождения Э. Билала. В книгу вошли три комикса, публиковавшиеся во Франции на протяжении 12 лет: «Карнавал бессмертных» («La Foire aux Immortels», 1980), «Женщина-ловушка» («La Femme piège», 1986) и «Экватор холода» («Froid Equateur», 1992). В одном издании они были впервые опубликованы в 1995 г. французским издательством Les Humanoïdes Associés. Такое решение противоречило замыслу Билала, поскольку части трилогии значительно отличаются друг от друга по структуре и способам повествования и не имеют явной общей линии развития. На русском языке роман был выпущен издательством Zangavar в 2018 г.
Сюжет и особенности
Роман «Никополь» повествует о египетском боге-отступнике с головой сокола – Горе и политическом диссиденте Алкиде Никополе. Гор решает остаться на планете, спасает Никополя, и завладевает его телом, чтобы предотвратить установление контроля над Парижем другими богами. Три части комикса связаны единством воображаемого мира будущего и главными героями: Никополь, его сын Нико, журналистка Джилл Биоскоп и египетский бог Гор, восставший против своих божественных братьев и сестёр. Действие первой части разворачивается в Париже, находящемся под властью фашистской хунты, второй – в Лондоне, разрушенном войной и разгулом преступности, третьей – в большом африканском городе, захваченном преступным картелем предпринимателей и учёных.
Главными источниками вдохновения для художника служили стихи французского поэта Ш. Бодлера (которые часто цитирует Никополь) и научно-фантастический роман американского писателя Р. Желязны «Создания света, создания тьмы» («Creatures of Light and Darkness», 1969), действующими лицами которого также выступают древние египетские и греческие боги.
Комикс «Карнавал бессмертных», первоначально опубликованный во французском ежемесячном журнале комиксов Pilote, послужил важным шагом в профессиональной эволюции Э. Билала, поскольку стал первой работой, написанной, нарисованной и раскрашенной им самостоятельно. Визуальный стиль романа «Никополь» сделал рисунки художника узнаваемыми. Комикс выполнен в монохромной, серой цветовой гамме, в которой время от времени появляются яркие пятна, чаще всего жёлтые или красные. Выполненные в этой мрачной серой палитре барочные и декадентские вымышленные миры Билала предстают не только на страницах комиксов, но и в других художественных работах (иллюстрациях, сценографии и фильмах). Его эстетика отчасти навеяна давящей политической и духовной атмосферой в Европе периода первой публикации романа. Появление более совершенного ядерного оружия привело к новому витку в «холодной войне», а нефтяной кризис 1973 г. спровоцировал сильнейший экономический спад, приведший к разрушению целых отраслей промышленности и стремительному росту безработицы.
В 1970-е гг. антиутопические и постапокалиптические образы стали популярны в среде независимых западных художников. В этот период выходят комиксы «Судья Дредд» («Judge Dredd») Дж. Вагнера и К. Эскерры, «Симон дю Флёв» («Simon du Fleuve») К. Оклера, «Иеремия» («Jeremiah») Х. Хуппена и др. В том же направлении следует и Э. Билал, когда описывает в романе «Никополь» две ядерные войны на Земле в период между 1990 и 2023 гг., приведшие, в частности, к установлению в Париже фашистского режима. Город оказался поделён на две зоны: центр, в котором дозволено жить исключительно мужчинам из политической и экономической элиты, и периферию – районы для бедняков, космических мигрантов и маргиналов. Несмотря на определённые технологические достижения, мир, изображаемый Билалом, находится в упадке: повсюду расцветают синкретические религии, появляются новые смертоносные болезни и люди испытывают глубокое отчуждение друг от друга.
Основные мотивы
Будучи богатым и сложным произведением, «Никополь» затрагивает целый ряд тем, касающихся перформативной природы человека. Для их комплексного представления Э. Билал рассеивает и фрагментирует повествование, что отражается в визуальной эстетике комикса. Первая часть трилогии начинается с изображения, состоящего из случайно расположенных рядом панелей, которые при ближайшем рассмотрении оказываются кадрами, вырванными из повествовательного контекста. Эффект коллажа дополнительно усиливается за счёт длинного текста, который на первый взгляд не имеет никакой связи с изображениями, вызывая у читателя чувство дезориентации, разнородности и фрагментации сюжета. Словесная избыточность и содержательная нагруженность комикса выражается в больших текстовых блоках, которые не только решают повествовательные задачи, но и отражают «напряжённые отношения» между текстом и изображением. Другую форму напряжённости в комиксе создаёт намеренное смешение цветных и чёрно-белых рисунков: кадров вымышленных фильмов, фотографий, полос вечерней прессы. Соединяя различные способы репрезентации событий, Билал усиливает ощущение мозаичности и гибридности, создаваемое самим разрозненным повествованием, чтобы отразить все измерения своей декадентской вселенной – социально-политическое, идеологическое и экономическое.
Э. Билал прибегает к постмодернистской интертекстуальности для усиления поэтической ауры рисунков. Многократно обращаясь к стихотворениям Ш. Бодлера из сборника «Цветы зла» («Les Fleurs du mal», 1857), наполненным мрачными и меланхоличными мотивами, Билал передаёт самоощущение Никополя, оказавшегося на руинах некогда процветающей планеты. После многократного присвоения Гором тела главного героя его психика постепенно разрушается: сначала усиливаются головные боли, а затем он начинает страдать от расстройства личности, которое проявляется в кажущемся случайным чтении стихов Бодлера. В первой части романа Никополь достигает пика психической нестабильности, после чего гибнет, но его воскрешают. Однако, несмотря на физическое восстановление, он больше не может общаться обычным способом и всё сильнее погружается в чтение стихов сборника «Цветы зла». Как неуравновешенный человек, страдающий шизофренией, Никополь попадает в психиатрическую больницу, ожидая возвращения Гора.
В этом отношении фигуру Алкида можно рассматривать как гибридную и расщеплённую на нескольких уровнях, представляющую собой как физически, так и психически гибридного персонажа, своего рода киборга, нарушающего общепринятые представления о границах человеческого. Благодаря ему традиционные концепции идентичности в комиксе постепенно лишаются стабильности и естественности. Человек становится гибким и открытым для постоянных изменений и трансформации.
По сюжету Никополь находится в постоянном состоянии (ре)конструирования идентичности. Этот мотив становится наиболее очевидным в последней части трилогии, в комиксе «Экватор холода», в которой главный герой страдает от особого лингвистического расстройства. Кроме того, можно наблюдать как Никополь и его сын, внешне неотличимые друг от друга, неоднократно меняются ролями. А в качестве последнего приключения Гор предлагает герою выиграть чемпионат по шахбоксу, создав ему ещё одну альтернативную личность – профессионального спортсмена Лупкина, чьё имя представляет собой анаграмму имени «Никополь».
Воплотившийся в теле киборга, Никополь выходит за пределы какой-либо биологической генеалогии. Оказавшись двойником собственного сына и продолжая эксперименты со своей идентичностью, герой ставит под сомнение линейное понимание времени, иерархию поколений и традиционные гендерные роли.
Рецепция
Первая часть трилогии сразу же вызвала восторженные отклики читателей и критиков и принесла Э. Билалу признание и успех. В 1987 г. Билал получил Гран-при крупнейшего европейского фестиваля комиксов в г. Ангулем. «Экватор холода» стал книгой года по версии авторитетного литературного журнала Lire (Encyclopedia of comic books ... 2010. P. 444–445). В 2004 г. Билал снял научно-фантастический фильм «Бессмертные: Война миров» [«Immortel (ad vitam)»], основанный на сюжете романа «Никополь», в котором персонажи оригинального комикса были перенесены в декорации футуристического Нью-Йорка, а живые актёры исполняли роли наряду с нарисованными компьютерными моделями.
Несмотря на тёплый приём во Франции, фильм не получил ни одного полноценного кинематографического релиза в США и Великобритании, за исключением нескольких фестивальных показов и ограниченного проката в Канаде (Enki Bilal: Immortal For Life. 2006). Произведение Э. Билала считается ранним предшественником киберпанка, поскольку содержит такие жанровые признаки, как атмосфера фильмов нуар, перенесённая в мрачное технологическое будущее, воображаемые трансформации тела под воздействием магии и технологий, эксперименты с психотропными веществами, стирающими грань между реальностью и галлюцинациями (Higgins. 2020. P. 92).