Билал Энки
Била́л Энки́ (франц. Enki Bilal, настоящие имя и фамилия Энес Билалович, босн. Enes Bilalović) (род. 7.10.1951, Белград), французский художник югославского происхождения, автор комиксов, кинорежиссёр. Наиболее известными его произведениями считаются фантастические графические романы «Никополь. Трилогия» («La trilogie Nikopol», 1980–1992), «Тетралогия Чудовища» («La tétralogie du Monstre», 1998–2007) и научно-фантастическая автоэкранизация «Бессмертные: Война миров» [«Immortel (ad vitam)», 2004]. Преимущественно работает в жанрах научной фантастики, антиутопии и киберпанка.
Родился в семье боснийца и чешки. С детства художник интересовался комиксами и кинематографом, особенно вестернами, почти еженедельно посещал кино. В 9 лет получил роль в короткометражном фильме, где должен был сыграть беспризорника, бродящего по городу и разрисовывающего стены. Хотя, как позднее признавался Э. Билал, актёрский опыт «внезапно расширил [его] вселенную» (цит. по: Gravett. 2006), фильм так и не был завершён, поскольку семье пришлось срочно покинуть страну. В 1961 г. они переехали в Париж.
Столкновение с новой культурой стало источником вдохновения для молодого художника. В начале 1970-х гг. Э. Билал выиграл конкурс талантов, организованный авторитетным журналом комиксов Pilote, в котором зарождалась французская разновидность комикса «bande dessinées» (буквально – рисованная лента, сокращенно BD). В Pilote, а затем в Métal Hurlant Билал начал писать и рисовать серию коротких научно-фантастических рассказов, позднее изданных в одном томе издательствами Humanoids и DC Comics под названием «Воспоминания о космосе» («Memories of Outer Space», 2005).
Во время работы в Pilote Э. Билал сблизился с известным писателем и сценаристом П. Кристеном. В 1975–1977 гг. они создали сатирическую трилогию «Легенды сегодняшнего дня» («Légendes d’Aujourd’hui») – серию фантастических историй, вдохновлённых произведениями Г. Ф. Лавкрафта, действие которых разворачивается в разных современных городах, атакуемых таинственными мистическими силами. Дилогия «Конец века» («Fins de Siècle») стала самой политически «заряженной» работой тандема. В книгах «Бригада чёрного ордена» («Les Phalanges de l’ordre noir», 1979) и «Охота» («Partie de chasse», 1983) сюжеты, связанные со шпионажем, сменой политических режимов, терроризмом и повстанческой деятельностью, служили радикальной ревизии левых проектов начала 20 в. (Bargain-Villéger. 2017). К этому времени художественный почерк Билала стал более отточенным. Чтобы добиться особой эмоциональной выразительности, он начал использовать монохромную палитру при создании фантастических миров.
Первая часть авторской трилогии «Никополь» «Карнавал бессмертных» («La Foire aux Immortels», 1980) принесла Э. Билалу огромную известность. Эта шокирующая декадентская антиутопия была вдохновлена стихами Ш. Бодлера, книгами Р. Желязны и фильмами «Солярис» (1972) и «Сталкер» (1979) А. А. Тарковского. Комикс отличался плотным непредсказуемым сюжетом и мрачным абсурдистским юмором, переданным через причудливый макияж фашистских политиков или образ кота-гипнотизёра по имени Гоголь и странные спортивные состязания будущего, самым запоминающимся из которых стал шахбокс (Gravett. 2006).
Параллельно с работой над завершением «Никополя» Э. Билал пробовал свои силы в кинопроизводстве. Важным этапом на пути становления режиссёра стала встреча с классиком французского кино А. Рене, большим поклонником творчества художника. Рене пригласил Билала поработать над постерами и декорациями к двум своим фильмам: «Мой американский дядюшка» («Mon oncle d’Amerique», 1980) и «Жизнь – это роман» («La vie est un roman», 1983). Закрепиться в среде кинематографистов комиксисту помогло участие в создании фильма «Крепость» («The Keep», 1983) американского режиссёра М. Манна, для которого Билал проектировал внешний вид монстров. Билал узнал от Манна, что комиксы таких французских авторов, как Ф. Друйе, Ж. Жиро (Мёбиус), Ж.-К. Мезьер и др., служили источниками вдохновения для сотрудников многих американских киностудий. Дж. Лукас, например, использовал многие визуальные решения комикса «Валериан» («Valérian et Laureline», 1967) Мезьера на съёмках фильма «Звёздные войны» («Star Wars», с 1977), а Р. Скотт – комикс Мёбиуса «Долгое завтра» («The Long Tomorrow», 1989), проектируя вертикальный город, в котором происходят события фильма «Бегущий по лезвию» («Blade Runner», 1982).
В 1988 г. Э. Билал под руководством Рене снял свой первый фильм «Бункер "Палас-отель"» («Bunker Palace Hôtel»), действие которого разворачивалось в таком же мрачном декадентском будущем, как описанное в его графических романах. Самым амбициозным и высокобюджетным фильмом Билала стал «Бессмертные: Война миров», основанный на трилогии «Никополь». Фильм был одним из первых блокбастеров, полностью снятых на фоне хромакея, позволившего совместить живых актёров с компьютерными декорациями. Фильм собрал множество хвалебных отзывов во Франции, но не имел широкого проката в Великобритании и США.
В 2022 г. Э. Билал продолжал работать над 3-м томом постапокалиптической серии комиксов «Ошибка» («Bug»), в которой описывается будущее после конца света 13 декабря 2041 г., обрёкшего человечество на жизнь без электронных устройств (Foix. 2020).