Несчастный случай на производстве в Российской Федерации
Несча́стный слу́чай на произво́дстве в Росси́йской Федера́ции, происшествие с работником или иным лицом, участвующим в производственной деятельности работодателя, в результате которого потерпевший получил повреждение здоровья (увечье), повлёкшее временную утрату трудоспособности, перевод на другую работу либо смерть. Для признания связи несчастного случая с профессиональной деятельностью указанное событие должно произойти при исполнении потерпевшим трудовых обязанностей, осуществлении иных правомерных действий в рамках трудовых отношений с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Статья 227 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) устанавливает признаки и классификацию несчастных случаев на производстве, определяет круг лиц, расследование несчастных случаев с которыми проводится по правилам, установленным ТК РФ. Подробно в указанной статье описываются место и время наступления несчастного случая, поскольку эти факторы прямо влияют на правильность расследования каждого такого инцидента.
Используемое законодателем понятие «лица, участвующие в производственной деятельности работодателя» охватывает не только круг работников, заключивших с работодателем трудовой договор, но и обучающихся, проходящих практику, привлекаемых к труду лиц с психическими расстройствами или осуждённых; членов производственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств и иные категории лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора (ст. 227 ТК РФ).
Время наступления несчастного случая на производстве также чётко регламентировано. Законодателем предпринята попытка определить максимально возможное количество потенциально возможных ситуаций: в течение рабочего времени, в том числе во время установленных перерывов; при выполнении других обязанностей, предусмотренных локальными нормативными актами, действующими у работодателя; во время служебных командировок. Если несчастный случай произошёл при следовании работника на работу, то он также будет считаться связанным с производством тогда, когда работник передвигался на служебном транспорте работодателя или на личном, но используемом по соглашению с работодателем (ст. 227 ТК РФ, ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональном заболевании»).
При наступлении несчастного случая у работодателя возникает целый ряд обязанностей, но в первую очередь обеспечивается сохранение жизни и здоровья работника. В частности, необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему и, если требуется, доставить его в медицинскую организацию. Также нужно принять меры по предотвращению развития чрезвычайной ситуации; если это возможно, то сохранить на месте происшествия обстановку в неизменном виде – для расследования обстоятельств несчастного случая, или же зафиксировать обстановку (например, при помощи фото или видеосъёмки). Помимо этого, нужно уведомить ряд субъектов, круг которых зависит от тяжести и особенностей несчастного случая (так, при несчастном случае со смертельным исходом работодатель должен направить извещение в органы и организации, указанные в ст. 228.1 ТК РФ, в том числе в прокуратуру по месту происшествия).
Для расследования несчастного случая работодатель незамедлительно создаёт комиссию в количестве не менее трёх человек. В неё должен быть включён специалист по охране труда или лицо, прошедшее соответствующую подготовку. Сроки работы комиссии зависят от тяжести несчастного случая. Так, если полученные повреждения здоровья относятся к лёгким, срок составляет три дня, если повреждения здоровья тяжёлые (в том числе при групповом несчастном случае – два и более пострадавших) или наступила смерть – расследование проводится в течение 15 дней.
Порядок расследования установлен в ст. 229.2 ТК РФ. Комиссия по расследованию несчастного случая в установленном порядке собирает и исследует доказательства, на основе чего делается вывод о том, кто виновен в произошедшем, связан ли такой случай с производством, какие меры должен принять работодатель, чтобы подобные инциденты не повторялись. Работодатель при этом должен организовать необходимые условия для работы комиссии.
На основе собранных доказательств комиссия восстанавливает обстоятельства наступления несчастного случая, определяет его причины – основные и сопутствующие; устанавливает, застрахован ли пострадавший. Иногда несчастный случай признаётся не связанным с производством – если смерть пострадавшего вызвана общим заболеванием или является результатом самоубийства; если смерть или повреждение здоровья возникли, когда пострадавший находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; если несчастный случай произошёл при совершении пострадавшим преступления. Все эти обстоятельства должны быть подтверждены документально.
По данным Международной организации труда, каждый год в мире регистрируется около 340 млн несчастных случаев на производстве. В России, по некоторым оценкам, ежегодно от несчастных случаев гибнет около 15 тыс. человек. Таким образом, вопрос снижения производственного травматизма стоит весьма остро перед большинством современных государств.
К сожалению, в начале 21 в. в России латентность несчастных случаев на производстве довольно существенна – прежде всего, в субъектах малого и среднего предпринимательства. Это связано как с относительно скромными возможностями государства по надзору и контролю за соблюдением требований охраны труда, так и со спецификой современных рыночных отношений, когда работодатель пытается экономить на том, что, по его мнению, непосредственно не связано с получением прибыли, включая обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, обучение и проверку знаний работников по охране труда и т. п.
Вместе с тем, если работодателем своевременно не исполнена обязанность по созданию комиссии по расследованию несчастного случая на производстве, пострадавший или его представители могут обратиться за помощью к государственному инспектору труда: он обладает полным правом самостоятельно проводить расследование.
После проведения комиссией или государственным инспектором труда расследования оформляются соответствующие документы. С 1 сентября 2022 г. широко использовавшееся постановление Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 г. № 73 утратило силу. В настоящее время применяется приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 апреля 2022 г. № 223н, которым утверждены формы документов, использующихся при расследовании и учёте несчастных случаев на производстве. Одним из важнейших документов является акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1 – для работников и Н-1ПС, если пострадавший является профессиональным спортсменом, новым приказом добавлена ещё одна форма – Н-1ЧС, если несчастный случай произошёл в результате определённой чрезвычайной ситуации). В нём отмечаются, в частности, данные о стаже работы сотрудника, при выполнении которой с ним произошёл инцидент; сведения о прохождении пострадавшим инструктажа и обучения по охране труда; информация о том, находился ли пострадавший в момент наступления несчастного случая в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения; данные о проведении работодателем специальной оценки условий труда на рабочем месте. Протокол осмотра места несчастного случая также является важным документом, поскольку в нём подробно описываются обстановка и состояние места происшествия на момент проведения осмотра, находящееся на этом месте оборудование, наличие и состояние средств безопасности и средств индивидуальной защиты, которыми располагал пострадавший в ходе выполнения трудовых обязанностей. Правильное и тщательное проведение осмотра места происшествия и оформление протокола существенно облегчают задачу верной квалификации обстоятельств несчастного случая и составления акта Н-1 (Н-1ПС, Н-1ЧС).
Ещё одной важной особенностью упомянутого приказа Минтруда России является включение в него (наряду с правилами расследования несчастных случаев в определённых сферах деятельности и образцов необходимых документов) групп необходимых для расследования классификаторов несчастных случаев – видов (типов) несчастных случаев, причин и т. н. дополнительных классификаторов – тяжести случая, времени наступления, прошедшего от начала работы, списочной численности работников и т. п. Эта информация имеет важное значение – в частности, обобщение статистических данных по несчастным случаям. Исходя из видов экономической деятельности, категорий работодателей, стажа профессиональной деятельности работников и иных факторов, органы исполнительной власти могут определять наиболее проблемные сферы деятельности, требующие первоочередного реагирования.
Несмотря на наличие развитого законодательства об охране труда, уровень производственного травматизма в России весьма высок, в то время как многим западным странам удалось существенно его понизить – в первую очередь благодаря системе управления охраной труда, основанной на оценке рисков на производстве. Принцип «лучше предотвратить, чем устранять последствия» пытаются реализовать сейчас и в РФ – укреплением системы государственного надзора и контроля, с одной стороны, и внедрением мер экономической заинтересованности работодателя в обеспечении здоровых и безопасных условий труда для своих работников, с другой. Кроме того, важным новшеством в этом аспекте является законодательное установление обязанности работодателя обеспечивать учёт микроповреждений (микротравм) и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к их возникновению. Речь идёт о таких незначительных повреждениях, как ссадины, кровоподтёки и т. п., при условии, что они не повлекли расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности работника.