Мотрошилова Нелли Васильевна
Мотроши́лова Не́лли Васи́льевна (Неля Васильевна Мотрошилова) (21.2.1934, село Староверово, Харьковская область – 23.6 2021, Москва), советский и российский философ, специалист по западноевропейской философии Нового времени и 20 в. Доктор философских наук (1970), профессор (1975).
Биография
Н. В. Мотрошилова родилась 21 февраля 1934 г. в селе Староверово Харьковской области. В 1956 г. с отличием окончила философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и поступила в аспирантуру Института философии АН СССР. Учёба на философском факультете МГУ и первые годы самостоятельных научных изысканий Мотрошиловой пришлись на времена «оттепели» и формирования поколения «шестидесятников» (Гусейнов. 2005. С. 4–11; Быкова. 2009. С. 4–6; Синеокая. 2014. С. 89–105). Ещё в студенческие годы под влиянием профессора В. Ф. Асмуса Мотрошилова стала интересоваться малоизвестной тогда в СССР феноменологией. Две темы – социология знания и феноменология Э. Гуссерля – соединились в её кандидатской диссертации «Критика идеалистических теорий активности субъекта (на примере феноменологии Э. Гуссерля и социологии познания)», защищённой в 1963 г. в Институте философии АН СССР. Это была одна из первых диссертаций о феноменологии в Советском Союзе. Феноменологии была посвящена и первая монография Мотрошиловой (Мотрошилова. 1968). В докторской диссертации «К проблеме социальной обусловленности познания (из истории философии XVII–XVIII вв.)», защищённой в 1970 г. в том же Институте философии АН СССР, Мотрошилова от философских проблем и направлений 20 в. перешла к философии Нового времени, на примере анализа работ Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса, Г. В. Лейбница демонстрируя социально-исторические корни споров о разуме и познании (Мотрошилова. 1969).
В 1958–1959 гг. Н. В. Мотрошилова работала научным сотрудником ВГБИЛ, занималась реферированием иностранных книг, получив таким образом доступ к иностранной литературе, которая выписывалась во все библиотеки Советского Союза. С 1962 г. работала в Институте философии РАН, пройдя путь от младшего до главного научного сотрудника; в 1986–2013 гг. заведующая сектором истории западной философии.
С 1986 г. редактор «Историко-философского ежегодника» (Москва, ИФ РАН); член редакционного и научного советов многих российских журналов («Вопросы философии», «Философский журнал», «История философии», «Ежегодник по феноменологической философии», «Horizon. Феноменологические исследования»); член редколлегии многих международных журналов [Deutsche Zeitschrift für Philosophie (Германия); Studia Spinozana (Германия); Hegel Bulletin (Великобритания); Arhe: časopisё za filozofiju / Arche: Journal of Philosophy (Сербия); Prolegomena: časopis za filozofiju / Prolegomena: Journal of Philosophy (Хорватия); Santalka: Filosofija, Komunikacija / Coactivity: Philosophy, Communication (Литва)]. Под научным руководством Мотрошиловой подготовлены к защите 27 аспирантов.
Н. В. Мотрошилова – автор и ответственный редактор более 30 индивидуальных и коллективных монографий, общее число её публикаций (учитывая онлайн-тексты и расшифровки её выступлений) – около четырёхсот. Под руководством Мотрошиловой был подготовлен четырёхтомный учебник по истории философии «История философии: Запад – Россия – Восток» (1995–1999).
Н. В. Мотрошилова внесла большой вклад в отечественное кантоведение. Была руководителем и редактором совместного с университетами Марбурга и Трира масштабного двуязычного немецко-русского издания сочинений И. Канта (1994–2019).Работа над этим изданием объединила российских и немецких кантоведов трёх поколений (Т. И. Ойзерман, Т. Б. Длугач, А. А. Гусейнов, Э. Ю. Соловьёв, М. Ф. Быкова, А. К Судаков, Б. Тушлинг, Б. Дёрфлингер, Д. Хюнинг, В. Ойлер и др.). Задуманное в качестве 4-томного издания, двуязычное собрание сочинений в результате вышло в 5 томах, включающих в себя 7 книг (Круглов. 2021).
Будучи лауреатом Премии Фонда Гумбольдта (1994), Н. В. Мотрошилова занималась исследованиями в Университете Кёльна в сотрудничестве с К. Дюзингом. Результат её совместной работы с Д. Хенрихом – сборник статей российских авторов о кантовской философии на немецком языке, изданный в 1998 г. За вклад в развитие немецко-российских научных и культурных связей в 2005 г. Мотрошилова была награждена орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германии на ленте».
В поздний период творчества Н. В. Мотрошилова издала 4 фундаментальные монографии: «Ранняя философия Эдмунда Гуссерля (Галле, 1887–1901)» (Мотрошилова. 2018), «Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие – время – любовь» (Мотрошилова. 2013), «Отечественная философия 50–80-х годов XX века и западная мысль» (Мотрошилова. 2012), «Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов» (Мотрошилова. 2010).
Вклад Н. В. Мотрошиловой в развитие философии был отмечен крупными наградами [медаль Института философии РАН «За вклад в развитие философии» (2009); лауреат премии имени Г. В. Плеханова за серию работ по исследованию немецкой классической и современной философии, РАН (2000); Научно-исследовательская премия в номинации «Немецкий язык и литература» (Кёльнский университет, 1994)].
Мотрошилова умерла в Москве. Прах захоронен в колумбарии на Донском кладбище (Москва).
Историко-философские интересы
Н. В. Мотрошилова принадлежала к плеяде советско-российских историков философии 2-й половины 20 – начала 21 вв., также занимая место в западном философском сообществе. Владела немецким, английским, французским и итальянским языками.
Н. В. Мотрошилова – крупнейший в России автор трудов по феноменологии; она стояла у истоков исследования этого направления в СССР. Ещё будучи студенткой МГУ, Мотрошилова взялась за изучение феноменологии Э. Гуссерля. Феноменологии Гуссерля была посвящена её дипломная работа, написанная под руководством профессора В. Ф. Асмуса. Анализ феноменологии Гуссерля был также положен в основу её кандидатской диссертации. В 1980–1990-е гг. Мотрошилова опубликовала ряд статей по феноменологическому методу Гуссерля. Наиболее значительные её исследования по этой теме появились в 2000-е гг., когда вышли в свет 2 монографии, посвящённые гуссерлевской философии: «"Идеи I" Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию» (2003) и «Ранняя философия Эдмунда Гуссерля (Галле, 1887–1901)» (2018). «"Идеи I" Эдмунда Гуссерля...» – это первое в отечественной литературе исследование созданной Гуссерлем трансцендентальной феноменологии, с подробным обсуждением его феноменологического метода, а также детальным изложением его основных понятий, тем и аргументов. Книга «Ранняя философия Эдмунда Гуссерля...» посвящена начальному этапу развития мыслителя.
Н. В. Мотрошилова активно занималась изучением немецкой классической философии, и прежде всего наследием Г. В. Ф. Гегеля. Её увлечённость этим автором появилась ещё в студенческие годы, когда она, входя в группу Э. В. Ильенкова, стала открывать для себя малодоступные в те годы русскоязычному читателю работы Гегеля. Результатом исследований стала монография «Путь Гегеля к "Науке логики"» (1984). Мотрошилова по-новому поставила вопрос о системности Гегеля. В отечественной (преимущественно марксистской) философии системность Гегеля рассматривалась как явно противоречащая диалектике, в основе которой лежит принцип непрекращающегося развития.
В области кантоведения деятельность Н. В. Мотрошиловой была связана с изданием названного собрания сочинений Канта на русском и немецком языках в 5 томах (1994–2018). Это первое в истории отечественной философии двуязычное параллельное издание основных работ Канта, включающее три его «Критики», основные трактаты и статьи по проблематике практической философии, в том числе его ключевые сочинения по этике. Наряду с общим руководством проекта, Мотрошилова подготовила новую редакцию переводов работ «Критика чистого разума», «Критика способности суждений» и «Учение о праве» в труде «Метафизика нравов», снабдив источники комментариями и научным аппаратом. Некоторые из предложенных Мотрошиловой переводческих вариантов вызвали плодотворную дискуссию.
Н. В. Мотрошилова была первым в России учёным, откликнувшимся на публикацию книги «Чёрные тетради» Хайдеггера. Она рассмотрела содержание основных понятий и терминов, используемых М. Хайдеггером, поставив их в связь с центральными понятиями, фигурирующими в других его работах, продолжила начавшуюся профессиональную дискуссию, связанную с антисемитизмом Хайдеггера и с главными идеями книги «Чёрные тетради». Также одна из первых проанализировала 2-томную монографию Ю. Хабермаса «Ещё одна история философии» («Auch eine Geschichte der Philosophie», 2019), посвящённую новому пониманию истории философии в контексте поворота к постметафизическому мышлению.
Мотрошилова интересовалась историей отечественной философии, утверждая принципиальное единство русской и западной философских традиций, исследовала смысловые пересечения, перекличку различных школ и направлений европейской и русской мысли. Активно критиковала предрассудки и стереотипы, содержащиеся в современных оценках философии в СССР.