#Советские философыСоветские философыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСоветские философыСоветские философыНайденo 20 статейРелигиоведыРелигиоведы Францов Георгий ПавловичФра́нцов Гео́ргий Па́влович (1903–1969), советский философ, историк, социолог, специалист в области изучения религии, атеизма, международных отношений. Автор работ о происхождении религии, её ранних формах во взаимосвязи со становлением христианства («Фетишизм и проблема происхождения религии», 1940; «У истоков религии и свободомыслия», 1959).Философы Мотрошилова Нелли ВасильевнаМотроши́лова Не́лли Васи́льевна (1934–2021), советский и российский философ, специалист по западноевропейской философии Нового времени и 20 в. Доктор философских наук, профессор. В области немецкой классической философии её внимание было сосредоточено на философии И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Внесла значительный вклад в исследования феноменологии. Занималась исследованиями истории русской философии, особенно феноменологической и экзистенциальной; анализировала связь философских идей России и Запада в конце 19 – 20 вв.Философы Успенский Пётр ДемьяновичУспе́нский Пётр Демья́нович (1878–1947), русский философ, психолог, исследователь традиций «тайного знания». Взгляды раннего Успенского на сознание близки к теософии. Систематизировал учение Г. И. Гурджиева, носившее принципиально фрагментарный характер, и изложил его идеи и методы в собственной интерпретации.Философы Зиновьев Александр АлександровичЗино́вьев Алекса́ндр Алекса́ндрович (1922–2006), русский философ, писатель, социолог, публицист. После выхода в 1976 г. в Швейцарии книги «Зияющие высоты» – критического исследования советского общества, представленного в художественной форме и получившего мировую известность (переведено более чем на 20 языков), – Зиновьев был лишён гражданства, всех научных званий и боевых наград и выслан из страны. В работе «Коммунизм как реальность» (1980) ключевым для понимания сложившегося в Советском Союзе классического типа «реального коммунизма» Зиновьев считает анализ «коммунального» аспекта человеческой жизнедеятельности, доминирующего в советском обществе над деловым (профессиональным) аспектом и охватывающего взаимоотношения и поведение людей в первичных коллективах – «клеточках» коммунистического общества, отношения между коллективами и т. д. Предложил классификацию стадий эволюции социальных объектов. Выступал с критикой идеологии и практики перестройки. В 1999 г. Зиновьев вернулся в Москву, был профессором Московского государственного университета, Московского гуманитарного университета и ряда других вузов.Философы Лифшиц Михаил АлександровичЛи́фшиц Михаи́л Алекса́ндрович (1905–1983), российский философ и публицист. Отстаивал идею объективной правды (истины и красоты «самой жизни»), заключённой в каждом подлинном произведении. Концепция художественного реализма и «народности» всякого «большого» искусства, сформулированная в работах Лифшица и Д. Лукача 1930-х гг., отстаивалась Лифшицем в 1960–1970-х гг. в противостоянии теории и практике модернизма. Значительное место в публицистике Лифшица занимает полемика с характерными для многих представителей советской интеллигенции «пустозвонством», «мелочностью, школьностью и бюрократизмом мысли».Философы Зубов Василий ПавловичЗу́бов Васи́лий Па́влович (1900–1963), русский философ, историк культуры, учёный-энциклопедист. Религиозно-философские взгляды Зубова складывались под сильным влиянием П. А. Флоренского. В 1940-х гг. Зубовым были созданы фундаментальные работы об архитектурной теории Л. Б. Альберти, исследования «Византийский архитектор» и «Архитектура западного средневековья». Впоследствии им были написаны многочисленные работы по истории науки в Античности, Средние века и Новое время, в том числе в России, монографии о Леонардо да Винчи, осуществлены комментированные переводы научных трактатов Н. Орема, Ж. Буридана, Ф. Брадвардина. Характерная для работ Зубова широта тематики и доскональное знание источников сочетаются с пониманием и раскрытием смыслового единства изучаемой культуры в самых разнообразных её проявлениях.Философы Федотов Георгий ПетровичФедо́тов Гео́ргий Петро́вич (1886–1951), русский религиозный мыслитель, историк культуры, публицист. Дистанцируясь от евразийства, Федотов отстаивал идею о восточнохристианских, эллинистических, т. е. европейских, истоках русской культуры. Исследовал проблемы типологии национального сознания, возрождения русской культуры, судьбы политической свободы в России и русской государственности. Движущие мотивы философии культуры и социальной доктрины Федотова – апология христианской культуры и убеждение в невозможности исключить из христианского идеала социальный компонент.Филологи Чижевский Дмитрий ИвановичЧиже́вский Дми́трий Ива́нович (1894–1977), российско-украинский и немецкий филолог-славист, историк литературы и философии. Чижевскому принадлежат труды по древнерусской литературе и истории славянских древностей, литературе славянского барокко, сравнительному изучению славянских литератур; истории русской литературы 19 в. Автор первых работ по истории украинской философской мысли, исследований в области русского гегельянства.Философы Попов Юрий НиколаевичПопо́в Ю́рий Никола́евич (род. 1937), российский филолог-германист, историк философии, переводчик. Научный редактор разделов эстетики, этики и истории религии в 4-м и 5-м томах Философской энциклопедии (1967 и 1970), заведующий редакцией философии, психологии, социологии издательства «Большая Российская энциклопедия» (1998–2017).Философы Шпет Густав ГуставовичШпет Густа́в Густа́вович (1879–1937), русский философ, представитель феноменологии. Шпет одним из первых в феноменологической традиции акцентировал проблемы языка и социального бытия. Разделял вслед за Э. Гуссерлем идеал строго научной философии. Подверг критике любое постулирование трансцендентной реальности. Шпет объявляет бесполезной фикцией фигуру трансцендентального субъекта и в трансцендентальной феноменологии Гуссерля видит теперь форму субъективизма. Принимая чисто описательный метод феноменологии и возможность интуитивного познания сущностей, Шпет, как и Гуссерль, признаёт эту идеальную интуицию столь же непосредственной, как и чувственная интуиция, при этом сущностной («эйдетической») стороной обладают также и единичные предметы. Считая принципиальной характеристикой социального его смысловой и языковой характер, Шпет обращается к исследованиям по философии языка и герменевтике. Переводил У. Шекспира, Дж. Байрона, Ч. Диккенса и др. Создал второй по счету и ныне канонический перевод на русский язык «Феноменологии духа» Г. В. Ф. Гегеля. В ходе массовых репрессий был арестован, сослан в Сибирь и казнён. 12