Версаче Джанни
Верса́че Джа́нни (Gianni Versace; Джованни Мария Версаче, Giovanni Maria Versace) (2.12.1946, Реджо-ди-Калабрия – 15.7.1997, Майами, штат Флорида, США), итальянский дизайнер одежды.
Его мать Франческа Версаче (урождённая Оландезе; 1920–1978) была швеёй и владела ателье, от неё Дж. Версаче перенял портновское мастерство. Изучал архитектуру в Техническом институте геодезистов в Реджо-ди-Калабрии (1964–1967), однако не окончил его. Отдав предпочтение моде, работал в семейном бутике. В начале 1970-х гг. по предложению специализирующейся на трикотаже компании Florentine Flowers создал свою первую авторскую коллекцию. В 1972 г. переехал в Милан, где сотрудничал с марками Callaghan (1976–1979), Complice (1977), Genny (1977–1982).
В 1978 г. основал модный дом Gianni Versace SpA; коммерческим директором стал старший брат дизайнера Санто Доменико Версаче (род. 1944), руководителем по связям с общественностью – младшая сестра Донателла Франческа Версаче (род. 1955; с 1993 дизайнер двух диффузных, т. е. демократичных по цене, линий Versus и Istante). В том же году представил первую женскую коллекцию в Палаццо делла-Перманенте и открыл бутик в Милане. В 1979 г. запустил мужскую линию.
В основе метода Версаче лежал визуальный и тематический контраст. Выбрав в качестве эмблемы марки скульптуру «Медуза Ронданини» (римская копия с греческого оригинала предположительно 5 в. до н. э., Глиптотека, Мюнхен), дизайнер продемонстрировал живой интерес к этрусской и античной культуре, с которой он познакомился, ещё будучи ребёнком, в Национальном археологическом музее в Реджо-ди-Калабрии. В постмодернистском духе любовь к итальянскому барокко он сочетал с увлечением современными искусством (коллекция весна/лето 1997) и музыкой, в особенности рок-н-роллом (в 1995 гости показа на парижской неделе моды получили кассеты с ограниченным изданием альбома «The Versace Experience: Prelude 2 Gold» исполнителя Prince). Из сочетания этих разнообразных источников возник стиль Версаче – комбинация «роскошной классики и откровенной сексуальности» (Gianni Versace).
В 1980-х – 1990-х гг. приобрёл широкую известность благодаря рекламным кампаниям, которые создали имидж изысканного, провокационного и самобытного модного дома. Важную роль в этом сыграли фотографы Р. Аведон, Х. Ньютон, С. Майзел, М. Алас и М. Пигготт. С модным домом Версаче также связано появление на подиуме топ-моделей. Так, если ранее существовало разделение на фотомоделей и участвующих в показах манекенщиц, то дизайнер объединил эти профессии, пригласив для презентации коллекции осень/зима 1991–1992 Л. Евангелисту, С. Кроуфорд, Н. Кэмпбелл и К. Тарлингтон.
Версаче утверждал, что он «не верит в хороший вкус» (Gianni Versace), и относился к одежде как к гедонистическому переживанию. Он сочетал шёлк и деним, барочные орнаменты и леопардовый принт, обтягивающие леггинсы и туфли на каблуке. Фирменным декором стали золотистые орнаменты меандра и аканта на чёрном или белом фоне. Наравне с женскими в мужских коллекциях присутствовало много изделий из кожи (особенно мотоциклетных курток и ремней), набивных рисунков контрастных цветов, стразов, золотых цепей и крупной фурнитуры. Они были революционны для своего времени, т. к. превращали мужчину в сексуальный объект (Martin. 1997).
В начале 1980-х гг. Версаче придумал оротон – ткань, расшитую маленькими металлическими кольцами, создающими эффект текучести шёлка. Источником вдохновения послужила кольчуга: Версаче привлекли агрессивность и блеск металла, его холод и тяжесть, которые обретали новое содержание, превращаясь в облегающие вечерние наряды, туники и свадебные платья. Он окрашивал оротон в разные цвета, дополнял его различными вставками, комбинировал с кружевами, шифоном, кожей (коллекции весна/лето 1983, весна/лето 1994, осень/зима 1997–1998).
В 1989 г. дизайнер запустил линию от-кутюр – Atelier. Модели одежды украшались вышивкой, стеклярусом, стразами, бисером; вечерние платья напоминали ночные рубашки или, напротив, представляли собой бальные наряды длиной до пола. В коллекции весна/лето 1991 Версаче представил облегающее платье (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) с портретами Мэрилин Монро и Дж. Дина, выполненными в духе шелкографий Э. Уорхола.
С 1993 г. Версаче чаще работал с монохромной палитрой и геометрическими мотивами. Знаковым стало чёрное вечернее платье с золотыми булавками (safety pin dress), в котором в 1994 г. киноактриса Э. Хёрли появилась на премьере фильма «Четыре свадьбы и одни похороны» (1993, режиссёр М. Ньюэлл).
Среди клиентов модного дома были принцесса Уэльская Диана, Мадонна, М. Джексон. В 1992–1993 гг. Версаче был дизайнером костюмов для тура Элтона Джона The One.
Бренд выпускал парфюмерию (с 1981), товары для дома (с 1992; линия Versace Home: предметы интерьера, текстиль, посуда, мебель).
Версаче создавал костюмы для балетных и оперных постановок: в театрах «Ла Скала» в Милане (балет «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса, 1982, и опера «Саломея» этого же композитора, 1987; балет «Любовь и боль» хореографа Ж. Руссильо на музыку Г. Малера, 1983; опера «Дон Паскуале» Г. Доницетти, 1984), «Американ балле театр» в Нью-Йорке («How Near Heaven» хореографа Т. Тарп на музыку Б. Бриттена, 1995), Опера Сан-Франциско (опера «Каприччио» Штрауса, 1990). Cотрудничал с хореографом М. Бежаром (балеты «Дионис», 1984; «Мальро, или Метаморфозы богов», 1986; «Леда и лебедь», 1987; «Чака Зулу», 1989). Работал как художник кино (костюмы для фильма «Кика», 1993, режиссёр П. Альмодовар; броня Судьи Дредда для одноимённого фильма, 1995, режиссёр Д. Кэннон, и др.).
Застрелен у своего особняка в Майами серийным убийцей Э. Кьюнененом. После смерти дизайнера его модный дом возглавила Донателла Версаче.
Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1986).