MOBA
MOBA (англ. Multiplayer Online Battle Arena – многопользовательская онлайновая боевая арена, МОБА), поджанр многопользовательских стратегических видеоигр в реальном времени. Как и в военных стратегиях, в МОВА-играх главной целью является защита своей базы и уничтожение вражеской, а на пути к этой цели игрокам необходимо собирать разбросанные по карте игры ресурсы, усиливать свои юниты и мешать вражеским игрокам делать то же самое. Но несмотря на значительное сходство с военными стратегиями, к которым МОВА исторически восходят, множество атрибутов ролевых игр (RPG) позволяют выделять эти игры в отдельный поджанр.
Важнейшей отличительной чертой МОВА служит тот факт, что в них игрок редко контролирует напрямую больше одного юнита, и этот юнит (в зависимости от игры он может называться «герой», «чемпион», «персонаж» и т. д.), с точки зрения игровых механик, имеет больше сходств с типичным персонажем RPG, нежели с типичным юнитом стратегической видеоигры: у всех персонажей есть имена, уникальный визуальный и звуковой дизайн, а также уникальный набор способностей, которые необходимо развивать по ходу игры, зарабатывая опыт через убийство врагов и нейтральных юнитов. Далее, как и в ролевой игре, ресурсы (чаще всего именуемые именуемые «золотом» или «деньгами») в МОВА-играх добываются не путём добычи и переработки сырья на специализированных предприятиях, а путём уничтожения нейтральных юнитов – т. н. крипов (от англ. creep), а тратятся эти ресурсы не на строительство и улучшение военной базы, а на приобретение полезных предметов (оружия, доспехов и т. д.) для главного персонажа; данная особенность также сближает МОВА-игры с ролевыми.
Игровой процесс
В типичной МОВА-игре соревнуются две команды из трёх-пяти игроков. Игровая карта, как правило, содержит две базы, две-три соединяющие их дороги (т. н. линии, англ. lanes), а также нейтральное пространство между этими дорогами, где обитают нейтральные юниты. По дорогам от базы к базе постоянно движутся отряды юнитов, которые не подчиняются игрокам, однако выступают в качестве их союзников (или, соответственно, союзников их врага). На первых этапах матча подконтрольные игрокам персонажи отправляются на своеобразную «линию фронта», где встречаются дружественный и враждебный игроку отряды, – там они должны уничтожать вражеских юнитов, чтобы зарабатывать ресурсы и опыт для своего персонажа, а также мешать вражеским персонажам делать то же самое и, по возможности, уничтожать их. В зависимости от выбранных игроками персонажей дальнейшая стратегия может сильно различаться: некоторые комбинации персонажей подталкивают игроков к тому, чтобы переходить в атаку на ранних этапах игры и пытаться уничтожить вражескую базу как можно скорее, другие же комбинации предполагают затягивание игры для накопления большого количества полезных предметов и достижения более высоких уровней. В отличие от стратегий в реальном времени, которые обеспечивают вариативность игрового процесса благодаря добавлению в игру большого количества карт, большинство МОВА-игр имеют всего одну карту, а вносят разнообразие за счёт большого количества уникальных персонажей (в наиболее крупных МОВА-играх представлено более ста персонажей) и, как следствие, ещё большего количества уникальных комбинаций персонажей.
История жанра
Исторически МОВА-игры восходят к пользовательским модификациям к военным стратегическим играм в реальном времени «Starcraft» (1998) и «Warcraft 3» (2002, Blizzard Entertainment). В 1998 г. пользователь с псевдонимом Aeon64 создал модификацию к «Starcraft» под названием «Aeon of Strife». В этой модификации игроки контролировали не военную базу и большую армию юнитов, как в оригинальной игре, а одного очень сильного юнита, который при помощи других игроков и союзных юнитов под управлением компьютера должен был сражаться с вражескими юнитами (также управляемыми ИИ). При этом следует отметить, что и в «Starcraft», и в других военных стратегических видеоиграх присутствовали отдельные миссии, в которых от игрока не требовалось добывать ресурсы и создавать экономическую инфраструктуру: вместо этого игроку выдавался небольшой отряд (иногда это мог быть, в том числе, один юнит), силами которого он должен был выполнить некую узкоспециализированную задачу. Модификация «Aeon of Strife» явно была вдохновлена подобными миссиями и развивала заложенные в них гейм-дизайнерские решения.
Изначально многопользовательский режим «Aeon of Strife» был сугубо кооперативным, но затем в него была добавлена возможность противостояния между игроками (Funk. 2013). Основные идеи, заложенные в «Aeon of Strife», были несколько лет спустя реализованы вновь, но уже на платформе другой игры: вышедшая в 2002 г. от того же разработчика стратегия «Warcraft 3» также предоставляла широкие возможности для создания пользовательских модификаций, благодаря чему вскоре пользователь под псевдонимом Eul создал модификацию «Defence of the Ancients» (больше известную по акрониму «DotA»). Впоследствии Eul передал разработку «DotA» пользователям с псевдонимами Guinsoo и IceFrog, которые создали её версию под названием «DotA-Allstars». «DotA-Allstars» уже обладала всеми игровыми механиками, которые на настоящий момент считаются характерными для жанра МОВА. Скоро «DotA-Allstars» набрала большую популярность и в 2005 г. уже стала одной из официальных киберспортивных дисциплин на фестивале BlizzCon, ежегодно проводимом компанией Blizzard Entertainment (Wallbridge. 2008).
К 2009 г. непрекращающаяся популярность «DotA-Allstars» побудила ряд видеоигровых разработчиков выпустить игры, копирующие её основные механики, в то время как сама «DotA» продолжала оставаться пользовательской модификацией к сторонней игре. К играм-клонам «DotA» можно отнести «Demigod» (2009), «League of Legends» (2009), а в 2010 г. была издана «Heroes of Newerth» (2010). Все эти игры с той или иной степенью успеха воспроизводили структуру «DotA-Allstars», но по-настоящему большого успеха удалось добиться только «League of Legends», над которой в числе прочих работал один из создателей «DotA-Allstars» – Guinsoo. В то же время, другой разработчик «DotA-Allstars» – IceFrog – объявил о начале своего сотрудничества с компанией Valve Corporation. Следует отметить, что сам термин MOBA был предложен компанией Riot Games в попытках в попытках заменить им термин «клон DotA», поскольку до 2010 г. «DotA» оставалась пользовательской модификацией к видеоигре, правообладателем которой являлась Blizzard Entertainment, а после 2010 г. этот бренд был закреплён за компанией Valve Corporation.
В 2011 г. Valve Corporation официально анонсировала игру под названием «Dota 2» и провела первый международный чемпионат по её бета-версии. В течение последующих лет «Dota 2» и «League of Legends» оставались основными продуктами на рынке МОВА-игр, предназначенных для персональных компьютеров. На пике популярности данного жанра в его рамках было создано множество видеоигр, в том числе и для других платформ: к числу таковых можно отнести «Monday Night Combat» (2010) для платформы Xbox Live Arcade, а также «Awesomenauts» (2012) для платформ Xbox и PlayStation.
MOBA поныне остаётся одним из самых значимых жанров в мировом киберспорте: в частности, международные турниры по «Dota 2» занимают высшие строчки в рейтинге киберспортивных чемпионатов с наибольшим призовым фондом.