«StarCraft»
«StarCraft», научно-фантастическая компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени (RTS). Разработана студией Blizzard Entertainment, выпущена 31 марта 1998 г. для операционных систем Windows и macOS. 30 ноября 1998 г. вышло дополнение «StarCraft: Brood War». В 2000 г. игра вместе с дополнением была портирована на консоль Nintendo 64. В 2017 г. компания официально анонсировала и затем выпустила ремастер «StarCraft: Remastered».
Главный сценарист – геймдизайнер, художник и писатель К. Метцен, ранее работавший над играми «Warcraft» (с 1994) и «Diablo» (с 1996). Вместе с другим геймдизайнером Blizzard, Дж. Финни, он разработал легенду и сценарий игры, а также участвовал в голосовом кастинге и в процессе озвучания. Игра получила очень высокие оценки игроков, критиков и собрала десятки индустриальных наград. «StarСraft» оказала огромное влияние на развитие жанра RTS и индустрии киберспорта, особенно в Республике Корея, где в 1998 г. возникли сразу несколько профессиональных лиг и чемпионатов по «StarCraft».
После успеха вышедшей в 1995 г. RTS «Warcraft II: Tides of Darkness» компания Blizzard Entertainment решила перенести игру в космический сеттинг. А. Адам – один из руководителей компании – считал, что для стабильного дохода компании необходимо выпускать игры чаще, поэтому всего за 1 год планировалось разработать игру на движке «Warcraft II». Однако 1-я версия игры была резко раскритикована на выставке E3 1996 г., игровые журналисты даже прозвали её «Орки в космосе» (More than «Orcs in Space» ... 2018). Учитывая, что на рынке стратегий в реальном времени с изометрической графикой (т. е. имитацией 3D средствами 2D) был серьёзный конкурент – игра «Dominion: Storm Over Gift 3» (1998), компания Blizzard приняла решение бросить все силы на выпуск «Diablo», а затем основательно подойти к проекту космической научно-фантастической стратегии.
В ходе разработки студия приняла решение создать для игры новый движок, даже несмотря на отсутствие соответствующего опыта у руководителя команды программистов Р. Фитча (More than «Orcs in Space» ... 2018). Для облегчения игры было использовано сочетание тайловой (плиточной) графики и спрайтов, т. е. готовых изображений, а многих юнитов озвучивали разработчики. Однако успех проекту обеспечили прежде всего сбалансированность, проработанный многопользовательский режим и необычный сюжет о противостоянии трёх рас. Многие игроки также высоко оценили редактор кампаний StarCraft Campaign Editor, позволявший создавать свои карты, миссии и целые сценарии.
Непосредственно перед релизом возникли проблемы и с названием, поскольку права на имя «Starcraft» принадлежали одноимённому производителю автомобильных и лодочных комплектующих. Именно поэтому в официальном названии игры была использована прописная буква С (More than «Orcs in Space» ... 2018). Выпущенная в 1998 г. StarCraft оставалась крайне популярной на протяжении многих лет, всего к ней было выпущено 17 патчей, пока в 2017 г. игра не стала бесплатной (Blizzard. 2017).
Сюжет «StarCraft» начинается с 1-го эпизода («Призыв к мятежу»), посвящённого терранам – потомкам людей, давно покинувшим Землю ради колонизации далёких звёздных систем. Первые события происходят в 2499 г. в отдалённом секторе Копрулу, на который нападают враждебные зерги. Здесь игроки знакомятся с местным шерифом Джимом Рейнором – одним из ключевых героев серии. Пользуясь смутой в Конфедерации – межпланетном объединении терранов, сепаратисты из организации «Сыны Корхала», возглавляемой Арктуром Менгском, под предлогом противостояния зергам начинают борьбу за власть и развязывают 1-ю галактическую войну. Внезапно в конфликт вступает 3-я раса, ранее неизвестная терранам, – протоссы. Они уничтожают зергов, но не щадят и людей. В итоге, использовав технологии протоссов, Менгск с помощью зергов разрушает центр власти Конфедерации на планете Тарсонис и объявляет себя императором нового союза – Доминиона. Во время боёв на Тарсонисе «Сыны Корхала» мешали протоссам уничтожить зергов, однако затем Менгск бросает там свою помощницу – Сару Керриган.
В следующем, 2-м эпизоде («Сверхразум»), Сара Керриган становится орудием Роя, верховного Сверхразума зергов. Она превращается в гибрида человека и зерга, получив прозвище Королева Клинков и возглавляет атаки на терранов и протоссов. В ходе битв с последними одного из представителей церебралов убивает протосс – тёмный храмовник Зерратул. Однако из-за кратковременного ментального контакта между ними Сверхразум узнаёт, где находится родной мир протоссов – планета Айур. Эпизод заканчивается победой зергов над Конклавом протоссов и захватом большей части Айура.
Последний эпизод, 3-й («Падение»), начинается с того, что протоссы ищут наиболее эффективную тактику, чтобы одержать верх над зергами. После того как командующий флота Тассадар выясняет, что Сверхразум возрождает уничтожаемых церебралов, он обнаруживает, что справиться с этой проблемой позволит энергия тёмных храмовников – представителей секты протоссов, некогда переселившихся на другую планету. К борьбе Тассадара присоединяется Джим Рейнор, а затем глава храмовников Зератул. Однако остатки Конклава во главе с судьёй Алдарисом пытаются осудить и казнить Тассадара и тёмных как отступников, что едва не приводит к гражданской войне. Тассадар сдаётся, но затем его освобождают Феникс и Рейнор. В итоге протоссы всё-таки объединяются и начинают наступление на Айур. В ходе битвы церебралы оказываются уничтожены, Сверхразум значительно ослаблен и, чтобы окончательно его ликвидировать, Тассадар жертвует собой. Керриган исчезает, но в дополнении – «Brood War» – она вновь начинает снова собирать Рой.
Игра разворачивается на ограниченной карте, размеры которой, а также рельеф, включая перепады высот и зоны сбора ресурсов (кристаллов и веспен-газа), могут варьироваться. В игре присутствуют туман войны и, в отдельных заданиях, специальные точки интереса. Основной геймплей строится вокруг управления добычей ресурсов, постройкой базы и сражениями юнитов. Каждая раса располагает своими зданиями, юнитами, цепочками технологий и улучшений. Все события происходят в реальном времени, тактическая пауза существует только в одиночном режиме при включении меню.
Ресурсы на карте ограниченны и добываются специальными юнитами. Постройка боевых юнитов также ограничена как затратами минералов и газа, так и скоростью производства. Все юниты имеют свой лимит: максимальные 200 ед. «снабжения» у терранов, «контроля» – у зергов и «пси-энергии» у протоссов. При значительном разнообразии зданий и юнитов возможности рас хорошо сбалансированы, у всех них за редким исключением есть юниты в каждом отдельном классе, например летательные юниты, способные атаковать только воздушные или только наземные цели и т. д.
Юниты в игре обычно характеризуются двумя-тремя параметрами: очками жизни, очками энергии (тратятся на специальные способности, такие как маскировка или особые атаки) и очками силового поля у протоссов, которые не могут восстанавливать очки жизни. При этом в однопользовательском режиме игроку противостоит довольно продвинутый искусственный интеллект, имеющий несколько степеней сложности.
Основная игра и дополнение «Brood War» предлагают игроку по 3 сюжетные кампании, события в которых разворачиваются с точки зрения каждой расы. Все три кампании находятся в тесной временно́й и сюжетной связке и рассказывают общую историю борьбы и сотрудничества терранов, зергов и протоссов.
Выпуск «StarCraft» в 1998 г. совпал с Азиатским финансовым кризисом, в ответ на который правительство Южной Кореи сделало ставку на развитие широкополосного доступа к Интернету в рамках программы «Общество, построенное на знаниях» и субсидирование любых интернет-бизнесов, в том числе интернет-кафе с онлайн-играми (Донован. 2014. С. 389–390). Благодаря этому «StarCraft» быстро приобрёла огромную популярность в стране, став не просто самой популярной киберспортивной дисциплиной, но и официальным национальным видом спорта. Матчи команд стали транслировать крупные телевизионные каналы, и вскоре в стране сформировался культ профессиональных геймеров («госу-геймеров»). Многие из известных игроков высокого уровня превратились в полноценных селебрити со своими фанклубами (до 0,5 млн участников; Cho. 2006). В 2000 г. в Корее была основана профессиональная ассоциация игроков в StarCraft (Korean e-Sports Players Association, KeSPA), которая регулярно публикует единый рейтинг киберспортсменов. Киберспорт стал проникать в корейские вузы, а затем и в университеты других стран, и в 2009 г. в целях поддержки межуниверситетских соревнований в США была сформирована лига Collegiate Star League (Cohen. 2009).
К 20-летнему юбилею выхода игры компания Blizzard Entertainment выпустила короткометражный документальный фильм «StarCraft – это жизнь: празднование 20-й годовщины» («StarCraft Is Life: A 20th Anniversary Celebration»), включающий интервью ряда профессиональных игроков в StarCraft (Novax. 2018).
Первая игра «StarCraft» вошла в топ-100 лучших игр всех времён по версии сайта IGN и неоднократно включалась в различные рейтинги сайтов PC Gamer и Game Spot. В 1998 г. она была номинирована и получила премию AAGAD как «Лучшая стратегическая компьютерная игра года». В 1998 г. она стала самой продаваемой игрой года. В целом «StarCraft» удостоилась более 20 наград и специальных призов как лучшая игра, лучшая стратегия и лучшая многопользовательская игра.
За первые несколько лет после выхода было продано 9,5 млн копий «StarCraft», из них 4,5 млн только в Южной Корее (Донован. 2014. С. 391). По утверждению директора по производству компании Blizzard П. Сэмса, к 2009 г. продажи игры превысили 11 млн копий (Graft. 2009).