«Dota 2»
«Dota 2» (сокращённое «Defense of the Ancients», буквально – «Защита древних»), бесплатная многопользовательская онлайн-игра в жанре MOBA (боевая арена) от компании Valve Corporation. Релиз игры состоялся в 2013 г. в онлайн-сервисе Steam. Одна из наиболее популярных киберспортивных дисциплин в мире. Ежемесячное среднее значение онлайн-пользования в «Dota 2» составляет более 400 тыс. игроков.
История разработки
«Dota 2» создана на основе пользовательской модификации «DotA» для стратегии в реальном времени от компании Blizzard Entertainment – «Warcraft III: Reign of Chaos». Она представляла собой специальную карту, рассчитанную на 2 команды по 5 человек. «DotA» была добавлена в «Warcraft III» разработчиком под никнеймом Eul в 2003 г. Позже к работе над проектом присоединился разработчик под никнеймом IceFrog – именно он в дальнейшем стал основным автором проекта. В 2009 г. компания Valve пригласила на работу IceFrog, личность которого остаётся неизвестной, и начала разработку полноценной независимой игры, основанной на «DotA». Летом 2010 г. Valve подала заявку на патент торговой марки DOTA. Компания Blizzard пыталась оспорить это решение, однако проиграла суд.
В 2011 г. состоялся первый киберспортивный турнир по игре – чемпионат мира по «Dota 2» (The International), который прошёл в рамках выставки «Gamescom» в Кёльне (Германия). Призовой фонд мероприятия составил рекордные для индустрии 1,6 млн долл. В событии приняли участие киберспортсмены, которые ранее выступали в «DotA». В первоначальной версии «Dota 2» было гораздо меньше персонажей, нежели в оригинальной «DotA». После окончания The International игра перешла в стадию бета-тестирования. Официальный релиз «Dota 2» состоялся 9 июля 2013 г. в онлайн-сервисе Steam, который принадлежит Valve. Игра получила положительные отзывы от прессы.
Игровой процесс и особенности механики
Игра «Dota 2» рассчитана на 10 человек, которые разделены на две команды: «Свет» (Radiant) и «Тьма» (Dire). Каждый участник матча перед началом поединка выбирает персонажа, за которого будет выступать. У каждого героя есть уникальный набор умений и характеристик. У героев также есть два ключевых показателя – здоровье и мана, которая нужна для использования способностей.
Карта в «Dota 2» представляет собой квадрат, разделённый по диагонали рекой, – в углах карты друг напротив друга располагаются базы команд. Задача каждого коллектива – разрушить главное здание соперника (англ. Ancient). Добраться к базе оппонента можно по одной из трёх линий, по которым каждые 30 с также идут союзные и вражеские крипы – не управляемые игроком солдаты. На пути к базе соперника команде необходимо разрушить три башни на линии и ещё две около главного здания.
В начале матча все персонажи находятся на карте 1-го уровня. Для перехода на более высокие уровни необходимо получать опыт, который даётся за устранение соперников или вражеских крипов (от англ. creeps; разновидность неигровых персонажей в виде монстров, уничтожение которых позволяет игрокам зарабатывать золото и опыт в игре). За получение нового уровня игрок может усовершенствовать («прокачать») персонажа, усилив одну из его способностей, развить талант или увеличить базовые характеристики. Максимальный уровень, которого может достичь персонаж, – 30-й. У каждого героя три обычные способности и одна ультимативная – ультимейт (англ. ultimate – предельный). Обычную способность можно получить уже на 1-м уровне. У каждой обычной способности 4 уровня. Доступ к ультимейту открывается, только когда герой достигает 6-го уровня. Ультимативная способность имеет три ступени: вторая становится доступна на 12-м уровне, а третья – на 18-м уровне. У каждого персонажа предусмотрено древо талантов. Таланты усиливают способности героя или его базовые характеристики. Таланты можно изучить на 10, 15, 20 и 25-м уровнях. На каждой из этих отметок герою на выбор предоставят два усиления, но выбрать можно только одно. После 25-го уровня герой сможет «прокачать» таланты, которые прежде не выбрал.
Помимо опыта, героям необходимо получать золото, за которое покупаются предметы в игре. Добыть золото можно несколькими способами: добивание вражеских крипов, уничтожение (или помощь в уничтожении) героев соперника, уничтожение вражеских башен, добивание лесных крипов, нейтрализация вражеских вардов (устанавливаемых предметов для обзора карты), собирание рун богатства. Помимо этого, герой получает пассивное золото каждую секунду матча. У каждого героя есть рюкзак, в который одновременно могут поместиться шесть предметов. В рюкзаке есть отдельный слот для свитка телепортации и нейтрального предмета (он выпадает из лесных крипов; у героя может быть только один крип), а также место для ещё трёх запасных предметов. Запасные предметы не будут давать бонусов, пока игрок не переложит их в один из шести основных слотов. Все артефакты в «Dota 2» остаются с персонажем после его смерти. Исключением являются только Divine Rapier и Gem of True Sight, которые выпадают после гибели героя. Золото в «Dota 2» можно потратить на выкуп в игру после смерти. После того как герой погибает, он в течение некоторого времени (в зависимости от уровня персонажа – от 20 с до 1,5 мин) оказывается вне матча. Выкуп позволяет моментально вернуть персонажа, не дожидаясь истечения таймера. Выкуп можно использовать не чаще чем раз в 7 мин.
Все участники матча в «Dota 2» разделены на роли. Их всего пять: два саппорта (персонажи поддержки), офлейнер (персонаж, который стоит на сложной линии), мидер (персонаж, который играет на центральной линии) и керри (персонаж, который становится сильнее на более поздней стадии игры благодаря покупке предметов). Для каждой позиции есть набор более приоритетных героев. При этом «Dota 2» не ограничивает игрока в выборе персонажей: любого героя можно взять на любую позицию, однако это не всегда будет эффективно. У каждой роли в «Dota 2» свои задачи на карте. Саппорты должны оберегать союзников, помогать им безопасно получать золото, а также обеспечивать обзор для команды с помощью установки вардов. В качестве офлейнера зачастую берут выносливого персонажа, который сможет инициировать сражения, а также принимать на себя удар оппонента. Мидеру необходимо активно перемещаться по карте и атаковать вражеских героев. Керри в первую очередь сосредоточен на заработке золота. Потенциал героев-керри зачастую раскрывается на поздней стадии игры, когда у них появляются необходимые предметы для нанесения большего урона. В начале матча керри необходимо избегать атак соперников, добивать как можно больше крипов на линии и в лесу и только изредка подключаться к командным перемещениям.
В начале матча персонажи расходятся по линиям: мидер в одиночку идёт на центральную линию, основной саппорт вместе с керри идёт на лёгкую линию, а второй саппорт вместе с офлейнером – на сложную линию. К 10–15-й мин стадия лейнинга заканчивается, и персонажи начинают активно перемещаться по карте.
На карте «Dota 2» установлены святыни – по одной в лесу у каждой команды. Святыни дают обзор вокруг себя и увеличивают опыт персонажей, а также являются точкой для телепортации. Святыню соперника можно захватить, если разрушить хотя бы одну из вражеских вышек 2-го уровня. В лесу каждой команды расположено по 8 лагерей нейтральных крипов. Эти крипы, в отличие от тех, что идут по линиям, стоят на месте. Их уничтожение позволяет получить опыт, золото и нейтральные артефакты, которые нельзя купить в магазине. Лесные крипы возрождаются каждую минуту. На реке, протекающей по центру карты, расположено логово Рошана. В нём находится большой крип, устранение которого позволит получить Aegis of Immortal – артефакт, который существует в течение 5 мин. Если персонажа, который взял Aegis of Immortal, убьют в течение этого времени, он тут же переродится с полным запасом здоровья и маны. Первый убитый Рошан даёт игрокам только Aegis of Immortal, а с последующих (Рошан воскресает минимум через 8 мин после смерти) можно получить ещё и дополнительные артефакты.
На начало 2023 г. в «Dota 2» было 123 героя. Все персонажи разделены на три подгруппы в зависимости от их основной характеристики: сила, ловкость или интеллект. Зачастую герои из категории «сила» выступают в качестве офлейнеров, персонажи-ловкачи становятся керри, а герои из категории «интеллект» берутся для позиции саппорта или мидера. Valve регулярно выпускает дополнения для «Dota 2», в которых меняет баланс героев, ландшафт карты и добавляет новые предметы и персонажей.
В «Dota 2» существует рейтинговая система, которая определяет уровень геймеров и подбирает им оппонентов на основе их мастерства. Рейтинговая система разделена на семь званий: Рекрут, Страж, Рыцарь, Герой, Легенда, Властелин, Божество и Титан. Каждое звание имеет по пять уровней, за каждым из которых закреплены определённые числовые значения набранных рейтинговых очков (MMR). Игрок получает MMR за каждую победу в рейтинговом матче, а также теряет очки в случае поражения.
Киберспорт и монетизация
«Dota 2» – бесплатная игра, в которой, в отличие от других игр данного жанра, весь необходимый пользователю контент, включая всех героев, доступен сразу. Платными в «Dota 2» являются косметические предметы для персонажей – скины. Они не дают преимущества в игре, а только изменяют облик героев. Цены на скины могут варьироваться от нескольких копеек до десятков тысяч рублей. Скины можно получить из сундуков, которые также покупаются отдельно, у других геймеров через торговую площадку в Steam, или получить случайно после матча. Помимо скинов для персонажей есть также ряд других косметических предметов, которые продаются в «Dota 2», – новый дизайн карты и вардов, дополнительные музыкальные комплекты, наборы комментаторов и фразы для чата.
Valve выпускает боевые пропуска, покупка и «прокачка» которых открывает доступ к дополнительным наградам и заданиям. Зачастую боевые пропуска появляются за несколько месяцев до старта The International, а 25 % с каждой покупки идут в призовой фонд турнира.
В 2020 г. Valve ввела систему поддержки клубов, участвующих в киберспортивных турнирах. Команды, попавшие в официальный сезон DPC, имеют возможность представить в «Dota 2» свой набор косметических предметов, в который входят граффити и фразы для голосового чата. Для получения этих предметов необходимо купить билет в фан-клуб коллектива. Вырученные от продаж средства Valve перечисляет коллективам.
«Dota 2» ещё до официального релиза стала одной из самых крупных киберспортивных дисциплин в мире. Помимо ежегодного чемпионата мира The International, призовой фонд которого в 2021 г. составил 40 млн долл., разработчики проводят сезонные лиги (DPC) и мейджоры. По «Dota 2» организуются и сторонние турниры от независимых операторов. В дисциплине представлены большинство наиболее титулованных киберспортивных организаций из СНГ: Virtus.pro, NAVI, Team Empire, Gambit, HellRaisers, Team Spirit и др. В международных турнирах по «Dota 2» участвуют команды из СНГ, Европы, Северной и Южной Америки, Китая и Юго-Восточной Азии. К началу 2022 г. было проведено более 1,5 тыс. турниров по «Dota 2», в которых участники разыграли в общей сложности свыше 277 млн долл. Просмотр турниров по «Dota 2» доступен как внутри самой игры, так и на сторонних стриминговых платформах. The International 2021 г. стал самым просматриваемым турниром в истории «Dota 2». В среднем за каждым матчем чемпионата наблюдали 857 тыс. зрителей. За гранд-финалом турнира в пике следили 2,74 млн человек, не считая пользователей, которые смотрели матч через саму «Dota 2».