Valve
Valve (Valve Corporation), американский разработчик и издатель компьютерных игр, известность которому принёс шутер «Half-Life», выпущенный в ноябре 1998 г. Другие известные игры компании – «Сounter-Strike: Global Offensive» и «Dota 2» – стали её наиболее прибыльными продуктами и полноценными киберспортивными дисциплинами. Valve развивает платформу Steam, предназначенную для продажи собственных и сторонних компьютерных игр.
История
Valve основана двумя бывшими сотрудниками Microsoft Г. Ньюэллом и М. Харрингтоном, участвовавшими в разработке ранних версий операционной системы Windows. Летом 1996 г. они решили сложить состояния, чтобы зарегистрировать собственную фирму, арендовать офис и начать работу над первой игрой «Half-Life». В этом им также помогал бывший сотрудник Microsoft М. Абраш. До этого он участвовал в разработке шутера «Quake», сотрудничая с компанией id Software, ранее создавшей игру «Doom». Абраш помог Valve получить лицензию на использование движка «Quake». Издателем игры выступила компания Sierra On-Line. Компании продали миллионы копий «Half-Life», главный герой Гордон Фриман стал узнаваемым персонажем массовой культуры, а Valve заслужила репутацию одного из лучших разработчиков компьютерных игр.
Следующие пять лет компания не выпускала новые игры, используя потенциал первой разработки. Valve стала поощрять фанатов и других производителей игр к созданию дополнений, сконструировав для них специальный программный комплекс. Это позволило компании расширить фанатскую базу и заработать на появлении дополнений. Компания Gearbox Software, будущий автор серии видеоигр «Borderlands», выпустила два пакета расширения «Half-Life: Opposing Force» в 1999 г. и «Half-Life: Blue Shift» в 2001 г. Самым успешным оказалось дополнениe «Counter Strike», представленное в 1999 г. программистом М. Ле и дизайнером Дж. Клиффом. Valve наняла их в качестве штатных сотрудников, а через год они презентовали «Counter Strike 1.0», ставший в следующие два десятилетия главным многопользовательским шутером.
В 2003 г. Valve перерегистрировалась в качестве корпорации. Новыми продуктами производителя стали проекты Steam и Source. Заявление компании о том, что все её будущие релизы будут происходить через платформу Steam вызвало недовольство у геймеров, что было обременительным для тех, кто не имел постоянного доступа в интернет или не хотел быть подключённым к нему постоянно. Также была проблема с функциональностью сервиса – сбои становились основной причиной оттока пользователей.
С годами Steam совершенствовалась, и постепенно поклонники привыкли к платформе. В 2005 г. компания заключила первые соглашения со сторонними издателями и каталог Steam стал пополняться. В 2007–2009 гг. Valve внедрила в сервис ряд новых функций: профили и игровые сохранения стали архивироваться в Steam Cloud, игроки получили возможность заполнять списки достижений, группам пользователей стало доступно взаимодействие внутри сетевых сообществ платформы. В 2010 г. интерфейс сервиса претерпел визуальные изменения, которые подняли его популярность. Наряду с этим были выпущены клиенты для Mac, Linux и мобильных телефонов (приложение для мобильных появилось в 2012), организована система Steam Workshop для покупки пользовательского контента, а также появился раздел с неигровыми приложениями.
Второе поколение игр
В середине 2000-х гг. Valve обновила исходный игровой движок GoldSrc. Новое программное ядро Source дополнило игры лучшим освещением, реалистичной физикой, более высокой детализацией предметов и плавностью графики. Главным его достижением стала модульность, которая увеличила гибкость игр и дала возможность совершенствовать их при помощи постоянно скачиваемых пакетов изменений. Пилотным продуктом на новом движке стал вышедший в 2004 г. «Counter-Strike: Source». Сиквел «Half-Life 2» поразил публику геймплеем. Игра была продана тиражом более 10 млн копий и завоевала множество наград, например: лучшая игра по версии сайта IGN (2004) и конференции разработчиков игр (Game Developers Choice Awards) (2004, вручена в 2005). Благодаря модульной основе игра «Half-Life 2» приобрела популярный мод Garrys Mod, продажи которого составили более 22 млн долл.
Символами следующего поколения игр Valve были игровой комплект Orange Box (2007), включавший три версии «Half-Life 2», многопользовательский шутер «Team Fortess 2» и головоломку от первого лица «Portal». Особое признание благодаря игровому дизайну получил «Portal». По версии сайта IGN, «Portal» на февраль 2021 г. считается одной из 100 лучших игр всех времён.
За год до появления Orange Box калифорнийский разработчик Turtle Rock Studios сообщил, что собирается использовать движок Source в новой игре о зомби-апокалипсисе – «Left 4 Dead». Спустя два года (в 2008) Valve поглотила Turtle Rock Studios, выпустив игру под своим брендом. «Left 4 Dead» не имела сложного нарратива, но аудитория отмечала динамичность и кооперативный характер игрового процесса. В ноябре 2009 г. вышло продолжение «Left 4 Dead 2», но ему не удалось мгновенно заслужить симпатию поклонников.
Третье поколение игр
С 2010 г. Valve начинает делать упор на игры с многопользовательским режимом. В 2011 г. вышел сиквел «Portal 2». Игра вновь получила высокие оценки критиков, а также стала выпускаться под консоль PlayStation 3. Параллельно разрабатывала собственную консоль и уделяла внимание зарождающемуся рынку киберспорта. В 2015 г. вышла консоль Steam Machine, и в 2016 г. за семь месяцев компания продала около 500 тыс. устройств. В итоге Valve свернула это направление работы, однако летом 2021 г. компания анонсировала портативную консоль Steam Deck, которая поступила в продажу в феврале 2022 г.
В 2010 г. Valve занялась разработкой «Dota 2». За два года до этого компания пригласила в свой штат геймдизайнера IceFrog (А. Измаила), разработчика первой части «DotA» – модификации стратегии «Warcraft III: The Frozen Throne». После непродолжительных судебных тяжб с Warcraft Blizzard по поводу авторских прав Valve удалось довести работу над игрой до конца и сделать из неё ещё одну дисциплину киберспорта. За 2017 г. игра по всему миру принесла 406 млн долл. прибыли, а её месячная аудитория составляла около 1 млн человек.
В 2012 г. компания выпустила модернизированную версию «Counter Strike: Global Offensive» («CS:GO»), ставшую одной из главных киберспортивных дисциплин. Согласно данным ресурса Statista, по итогам 2018 г. «CS:GO» принесла 414 млн долл. прибыли по всему миру, а ежемесячная аудитория игры превысила 20 млн человек.
В 2017 г. Valve принялась разрабатывать шлем виртуальной реальности Valve Index. Анонсируя появление гаджета на протяжении двух лет, в 2019 г. компания выпустила второе поколение устройств в широкую продажу. Практически одновременно Valve объявила о выпуске VR-шутера «Half-Life: Alyx», который усилил интерес к Valve Index. Благодаря этому только в четвёртом квартале Valve продала свыше 100 тыс. своих VR-шлемов. Параллельно компания вела работу над играми «Half-Life 3» и «Left 4 Dead 3», пытаясь выстроить их на новом движке Source 2 engine. Однако сложность процесса заставила Valve остановить разработку сиквелов и сосредоточиться на «Half-Life: Alyx».