Мюнхен. Архитектура
Архитекту́ра Мю́нхена. Старый город расположен на левом берегу реки Изар; его нерегулярная планировка сложилась во 2-й половине 12 в. Ограничивающая эту часть Мюнхена кольцевая магистраль Альтштадтринг проходит по линии городских укреплений конца 13 – 1-й половины 14 вв. (сохранились ворота Изартор, Зендлингер-Тор, Карлстор). В центре Старого города – рыночная площадь Мариенплац, возникшая первоначально как место торга на перекрёстке двух дорог; на ней расположены ренессансная Старая (1470–1480, архитектор Й. фон Хальсбах) и неоготическая Новая (1867–1908, официально открылась как завершённая в 1909, архитектор Г. фон Хауберриссер) ратуши, церковь Святого Петра (14 в.) и «колонна Марии» (1638) в память о спасении Мюнхена от разграбления шведской армией в ходе Тридцатилетней войны. Также в Старом городе – старый герцогский замок Альтер-Хоф (основан в 12 в.), церковь Святого Духа (13–14 вв.; перестроена в 18 в. в стиле барокко), кирпичная зальная церковь Богоматери в русле поздней готики (Фрауэнкирхе; 1468–1494, архитектор Й. фон Хальсбах; купола на башнях – 1524–1525; собор с 1821), иезуитская позднеренессансная церковь Святого Михаила (1583–1597).
Ключевое место занимает комплекс резиденции баварских герцогов и королей (14–19 вв.; архитекторы Ф. Сустрис, Ф. де Кювилье Старший, А. Гертнер, Л. фон Кленце и др.) с примыкающими регулярным парком «Хофгартен» (с 1613, ландшафтный архитектор Г. Шён Старший; ныне восстановлен в состоянии конца 18 в., за исключением примыкающего к воротам участка, 1853, ландшафтный архитектор К. Эфнер Старший) и зданием Баварской государственной оперы и Баварского государственного балета в стиле классицизма (Национальный театр; 1811–1818, архитектор К. фон Фишер; сгорел в 1823, восстановлен в 1823–1825 по проекту архитектора Л. фон Кленце и после Второй мировой войны 1939–1945; скульптурная группа на фронтоне «Аполлон и девять муз» авторства Г. Бреннингера, 1965–1972). Среди сооружений в стиле барокко: церковь Святого Каэтана ордена театинцев (Театинеркирхе; 1663–1688, архитекторы А. Барелли, Э. Цуккалли; башни западного фасада, 1676–1690; западный фасад – 1765–1768, архитектор Ф. де Кювилье Старший), церковь Святого Иоанна Непомука (1733–1746, архитекторы братья Азам) и архиепископский дворец Хольнштайн (1733–1737, архитектор Ф. де Кювилье Старший). Сохранилась жилая застройка – от позднего Средневековья до начала 20 в. Среди новейших сооружений в Старом городе: торгово-развлекательный центр Fünf Höfe (2003, архитектурное бюро Herzog & de Meuron) и «Еврейский центр на Якобсплац» (синагога, общинный центр и музей; 2006, архитектурное бюро Wandel Hoefer Lorch).
Старый город окружают районы регулярной застройки, возникшие в конце 18 – начале 20 вв. Их организовывают четыре парадные улицы с площадями и общественными сооружениями в русле классицизма и историзма, а также зелёные пространства: пейзажный парк «Английский сад» (с 1789, ландшафтный архитектор Ф. Л. фон Скелль) с деревянной пагодой «Китайская башня» (1789–1790, архитектор Й. Фрай, сгорела в 1944, воссоздана в 1952); «Луг Терезы» (существует с 1810-х гг.).
На север идёт улица Людвигштрасе (1817–1850, архитектор Л. фон Кленце). Она ведёт от расположенного у герцогской резиденции Зала полководцев в стиле позднего классицизма (1841–1844; по образцу флорентийской Лоджии деи-Ланци) к Воротам Победы (1843–1852; по образцу триумфальной арки императора Константина I Великого в Риме; восстановлена после Второй мировой войны в упрощённых формах); она застроена зданиями в неороманском стиле [главный корпус Мюнхенского университета, 1835–1840; церковь Святого Людовика (Людвигскирхе), 1829–1844, и др.] и в стиле неоренессанса (Баварская государственная библиотека, 1832–1843, все – архитектор Ф. фон Гертнер; здание Военного министерства, 1826–1831, архитектор Л. фон Кленце).
На запад, по направлению к загородной дворцово-парковой резиденции Нимфенбург (ныне в черте Мюнхена; строилась с 1664, архитекторы А. Барелли, Э. Цуккалли, Й. Эфнер, Ф. де Кювилье Старший, Л. фон Кленце и др.), проложена улица Бриеннер-штрасе (с 1808, архитекторы К. фон Фишер, Ф. Л. фон Скелль), соединяющая три площади: Виттельсбахерплац [классицистические постройки архитектора Л. фон Кленце конца 1810-х – 1820-х гг. – концертный зал «Одеон» (перестроен), дворец Лойхтенберг (воссоздан из железобетона после Второй мировой войны), дворец Людвига Фердинанда (ныне штаб-квартира компании Siemens, реконструкция, 2016, архитектурное бюро Henning Larsen) и другие, а также конная статуя короля Максимилиана I, 1839, скульптор Б. Торвальдсен], Каролиненплац (обелиск в память о баварских солдатах, погибших в походе Наполеона I в Россию, 1833, архитектор Л. фон Кленце) и Кёнигсплац, где находятся Глиптотека (1816–1830, архитектор Л. фон Кленце; реконструкция, 1967–1972, архитектор Й. Видеман), Пропилеи (1854–1862, архитектор Л. фон Кленце) и здание Государственного собрания античного искусства (1838–1845, архитектор Г. Ф. Цибланд; все – в неогреческом стиле).
На площади Карлсплац (Штахус) выстроен Дворец правосудия в стиле необарокко (1890–1897, архитектор Ф. фон Тирш), под площадью открыт торговый центр Stachus Passagen (2011, архитектурное бюро Allmann Sattler Wappner). Ансамбль площади Ленбахплац формируют парадная застройка в исторических стилях, неоклассицистический фонтан Виттельсбахов (1895, скульптор А. фон Хильдебранд), офисное здание «Новый Максбург» (1954–1957, архитекторы З. Руф, Т. Пабст; включает башню конца 16 в. – часть разрушенного во Вторую мировую войну дворца Херцог-Макс-Бург).
Между Людвигштрасе и Бриеннер-штрасе расположен ансамбль музейных зданий: Старой пинакотеки в стиле неоренессанса (1826–1836, архитектор Л. фон Кленце; восстановлена в 1952–1957 после войны по проекту архитектора Х. Дёльгаста, сохранившего следы повреждений), Новой пинакотеки в стиле постмодернизма (1981, архитектор А. фон Бранка), Пинакотеки современного искусства (2002, архитектор Ш. Браунфельс), Музея Брандхорст в русле неомодернизма (2009, архитектурное бюро Sauerbruch Hutton), Государственного музея египетского искусства с мотивом древнеегипетского пилона (2013, архитектор П. Бём). Рядом расположен комплекс Городской галереи Ленбаххаус (в основе – вилла и мастерская в стиле неоренессанса живописца Ф. фон Ленбаха, 1887–1890, архитектор Г. фон Зайдль; подземный корпус Кунстбау, 1994, архитектор У. Кислер; реконструкция и новое крыло, 2009–2013, архитектурное бюро Н. Фостера).
К юго-востоку от Бриеннер-штрасе, на «Лугу Терезы», расположен Зал Славы в стиле позднего классицизма (1843–1853, архитектор Л. фон Кленце) с аллегорической статуей «Бавария» (1844–1850, скульптор Л. фон Шванталер; в голове статуи устроена смотровая площадка), а также центр обслуживания для посетителей Октоберфеста и других массовых мероприятий, которые здесь проводятся (2004, архитектурное бюро Staab Architekten).
На восток от герцогской резиденции идёт улица Максимилианштрасе (1852–1875), застроенная по плану архитектора Ф. Бюрклайна сооружениями в русле эклектики, включая завершающее её на правом берегу Изара здание «Максимилианеума» (1856–1874; ныне вмещает ландтаг Баварии). К северу параллельно ей проходит улица Принцрегентенштрасе (с 1890), начинаясь у классицистического дворца принца Карла (1804–1806, архитектор К. фон Фишер) близ «Английского сада» и завершаясь на правом берегу Изара монументом «Ангел мира» (1899, скульптор Г. Дюлль); на ней расположены музейные здания: Баварского национального музея в русле эклектики (1894–1900, архитектор Г. фон Зайдль), Собрания Шака (1907–1909, архитектор М. Литман) и неоклассицистическая Вилла Штука (1897–1898; реконструкция, 1996–2000, архитектор У. Кислер). На востоке города также находятся здания «Принцрегентентеатр» в русле неоклассицизма (1901, архитектор М. Литман) и Немецкого музея на Музейном острове посреди Изара (в русле традиционализма; 1925, архитектор Г. фон Зайдль и другие; расширялось; восстановлено после военных разрушений к 1963), высотное офисное здание Hypo-Haus (1981, архитекторы В. и Б. Бец; ныне HVB Tower), культурный центр Gasteig в духе постмодернизма (1985, архитекторы К. Рауэ, Э. Ролленхаген, Г. Линдеман, Г. Гросман).
Среди построек 1930-х гг. – парные неоклассицистические корпуса представительства Национал-социалистической немецкой рабочей партии (1933–1937, ныне Мюнхенская высшая школа музыки и театра; 1934–1937, ныне Дом института культуры, вмещает в том числе Музей слепков классической скульптуры и Центральный институт истории искусств) и Дом немецкого искусства (выставочный зал; 1933–1937; ныне Дом искусства; все – архитектор П. Л. Троост).
Многие исторические сооружения Мюнхена были восстановлены после Второй мировой войны.
Среди важнейших построек послевоенного времени в русле модернизма и традиционализма: церкви Двенадцати апостолов (1951–1953) и Святого Иоанна Капистранского (1960), кинотеатр Royal Filmpalast (1957; все – архитектор З. Руф), здание штаб-квартиры страховой компании Allianz (1954), церковь Троицы (1960–1964; оба сооружения – архитектор Й. Видеман).
К северо-западу от центра Мюнхена расположен Олимпийский парк, созданный для Игр XX Олимпиады (ландшафтный архитектор Г. Гржимек) с главной ареной «Олимпиаштадион» с натяжными перекрытиями (архитекторы Г. Бениш, Ф. Отто) и другими спортивными сооружениями (архитектор Бениш; все – 1969–1972), телебашней (высота 291,28 м; 1965–1968, инженер С. Розенталь и др.), Олимпийской деревней с системой «Медиалинии» (указатели по принципу «нити Ариадны», светильники и т. д.; 1972, архитектор Х. Холляйн). Рядом находится комплекс компании BMW, где расположены: завод, административный корпус с башней в форме 4-цилиндрового двигателя (высота 99 м; 1972, архитектор К. Шванцер), музей в русле позднего модернизма (1970–1972, архитектор К. Шванцер; реконструирован в 2004–2008, архитектурное бюро Atelier Brückner) и здание «Мир BMW» в стиле деконструктивизма [2007, архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au].
Среди других новейших построек – офисное здание Siemens Forum (OSKAR; 1998, архитектор Р. Мейер), церковь Сердца Христова (1997–2000, архитектурное бюро Allmann Sattler Wappner), новое крыло Баварской академии изящных искусств [2003–2005, архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au], стадион «Алльянц Арена» (2005, архитектурное бюро Herzog & de Meuron, ландшафтные архитекторы Vogt Landschaftsarchitekten), парные небоскрёбы Highlight Towers (высота 126 и 113 м; 2004, архитектор Х. Ян), высотное здание Uptown München (высота 146 м, наиболее высокое здание Мюнхена; 2004, архитектор К. Ингенхофен), штаб-квартира общественной организации ADAC (2011, архитектурное бюро Sauerbruch Hutton), здание Документационного центра национал-социализма (2011–2014, архитектурное бюро Georg Scheel Wetzel Architekten), офисное здание WERK12 (2019, архитектурное бюро MVRDV), новое здание Народного театра («Фолькстеатр»; 2018–2021, архитектурное бюро LRO – Lederer Ragnarsdóttir Oei). К примечательным станциям метро относятся «Ам Харт» (1992, архитектурное бюро Hilmer Sattler Architekten) и «Вестфридхоф» (1998, архитектурное бюро Auer Weber).