Милан. Музыкальная жизнь
Музыка́льная жизнь Мила́на. Милан – один из важнейших центров мировой музыкальной культуры. С именем Амвросия Медиоланского (4 в.) связывают особую певческую традицию католического богослужения – амвросианское пение. Со времён Средневековья крупным музыкальным центром был кафедральный собор, при котором существовала школа для мальчиков-певчих (сохранились сведения о её реорганизации в 11 в.). Не позднее 12 в. в богослужебной музыке стали практиковать двухголосие. Капельмейстерами собора были Маттео да Перуджа (1402–1407), Ф. Гафури (с 1484) и другие крупные музыканты. В 1491 г. установлен орган работы Бартоломео Антеньяти.
В 14 в. при дворе Висконти работал Якопо Болонский (около 1339–1349). Расцвет светской музыкальной жизни начался с приходом к власти семьи Сфорца – при Франческо I и, особенно при его сыне и преемнике, Галеаццо Мария. Последний в 1473 г. создал придворный ансамбль, пригласив лучших французских и фламандских музыкантов. В 1474 г. ансамбль включал 18 придворных (cantori di camera) и 22 церковных певца (cantori di cappella), но после убийства Галеаццо Мария Сфорцы (1476) многие музыканты покинули двор. Тем не менее при дворе его брата, Лодовико Мария Сфорцы (Лодовико иль Моро, герцог Милана с 1494), проводились пышные музыкальные празднества, в том числе с декорациями Леонардо да Винчи и разработанными им театральными механизмами.
С 16 в. музыкальная жизнь города развивалась под сильным испанским влиянием. Соборной капеллой руководили Маттиас Веррекор (1522–1550), Винченцо Руффо (1563–1572), Пьетро Понцио (1577–1582), Джулио Чезаре Габусси (1583–1601, 1603–1611), Винченцо Пеллегрини (1611–1630), Игнацио Донати (1631–1638), Микеланджело Гранчини (1650–1669), Джованни Антонио Гросси (1669–1684). Среди придворных капельмейстеров – Осте да Реджо (в 1550–1554 при дворе Ферранте I Гонзаги, в 1557–1563 также соборный капельмейстер), Ж. де Верт (не позднее 1563–1564, при правлении Г. Фернандеса де Кордовы). В дальнейшем капельмейстерами собора были Дж. Сарти, Карло Монца (1787–1793), Никколо Антонио Дзингарелли (1793–1794). В 1760 г. одним из органистов Миланского собора был назначен И. К. Бах.
На рубеже 16–17 вв. начала развиваться миланская лютневая школа во главе с Ф. Кановой да Милано, к которой также относятся Ж. А. Дальца, Альберто да Рипа (около 1500 – 1551), Джованни Паоло Паладино (ум. не позднее 1565) и др. С Миланом связана ранняя история скрипки; здесь работал один из первых известных скрипачей Рикардо Роньони (ум. не позднее 1620). Значительное количество органных произведений оставили миланские композиторы Джованни Паоло Чима (около 1570 – 1630) и Андреа Чима (годы активности 1606–1627), Франческо Роньони (ум. не ранее 1626) и Джованни Доменико Роньони (ум. до 1624).
Крупнейшие нотные издатели 16–17 вв.: Дж. А. Кастильоне, братья Москени, семья да Понте и др. В Милане печатались книги мадригалов О. ди Лассо, Н. Вичентино, Верта, Гастольди и др., сборники канцонетт и вилланелл О. Векки и Руджеро Джованелли (около 1560 – 1625). В начале 17 в. опубликованы сборники вокальной музыки местных композиторов, в их числе – «Концерты разных выдающихся авторов на два, три и четыре голоса» («Concerti de’ diversi eccellenti auttori, a due, tre & quattro voce», 1608), составленный Ф. Лучино и изданный Ф. Ломаццо. В сборник вошли произведения Габусси, Гастольди, Дж. Д. Роньони, Дж. П. Чимы и др. В сборнике церковных концертов («Concerti ecclesiastici», 1610, составлен Дж. П. Чимой) опубликованы ранние образцы сонат для скрипки и бассо континуо, трио-сонат.
Развитию оперного искусства предшествовали представления с музыкой, приуроченные к торжественным случаям; обычно они давались в большом зале герцогского дворца. В 1598 г. по случаю приезда Маргариты Австрийской при дворце был построен отдельный театр, получивший впоследствии название «Салон Маргариты» (функционировал до 1699). В 17 в. в Милане часто ставились оперы, написанные для Венеции (например, «Король-пастух» Бенедетто Феррари, 1646). В 1653 г. специально для Милана была написана опера Ф. Кавалли «Орион». После 1670 г. стали появляться местные оперные постановки, в том числе благодаря либреттистам Франческо де Лемене (1634–1704) и Карло Мария Маджи (1630–1699). В 1699 г. на месте «Салона Маргариты» построен Новый королевский театр (Nuovo Regio, сгорел в 1708), спектакли которого могли посещать и незнатные горожане. В 1717 г. на его месте был воздвигнут Герцогский театр – Teatro Regio Ducale, который вплоть до пожара 1776 г. оставался центром музыкальной и общественной жизни города. В нём поставлена опера «Катон в Утике» И. К. Баха (1762, премьера состоялась в неаполитанском театре «Сан-Карло» в 1761), состоялись премьеры опер В. А. Моцарта «Митридат, царь Понтийский» (1770), «Асканий в Альбе» (1771) и «Луций Сулла» (1772). В 1778–1779 гг. в городе появились два новых театра: «Ла Скала» и Театр Каннобио (Teatro della Cannobiana, по имени школы, на месте которой находился; с 1894 театр «Лирико»).
Важной фигурой музыкальной жизни Милана в 18 в. был Дж. Б. Саммартини; при его участии в 1758 г. организована Филармоническая академия, в которой состояли аристократы и известные музыканты. В 1807 г. вице-король Италии Э. де Богарне издал указ об основании Миланской консерватории, торжественное открытие состоялось 3 сентября 1808 г. В декабре 1863 г. основано Квартетное общество, в которое входили композитор и дирижёр Альберто Мадзукато (1813–1877) и А. Бойто (с 1864 выпускало «Журнал Квартетного общества», «Giornale della Società del quartetto»).
В 19 в. в издательском деле первенство удерживала фирма Ricordi, в 1842 г. она начала издавать «Миланский музыкальный вестник» («Gazzetta musicale di Milano», выходил до 1862, затем в 1866–1902) – первый в Италии регулярный музыковедческий и критический журнал. Фирма Lucca (основана в 1825, в 1888 куплена фирмой Ricordi) в 1847–1859 гг. издавала конкурирующее издание «Музыкальная Италия» («Italia musicale»).
С 19 в. Милан ассоциируется главным образом с итальянской оперой. «Ла Скала» уже к 1830-м гг. стал одним из ведущих оперных театров Европы. Продолжал (с перерывами) свою деятельность Театр Каннобио (в 1832 здесь состоялась премьера оперы Г. Доницетти «Любовный напиток»; в 1897 на этой сцене дебютировал Э. Карузо). Среди других театров 19 в.: «Каркано» (1803, до 1900 оперный; премьеры опер «Анна Болейн» Г. Доницетти, 1830, и «Сомнамбула» В. Беллини, 1831), «Санта-Радегонда» (существовал в 1803–1882, располагался в перестроенном бенедиктинском монастыре), Театр имени Лентазия (открыт как театр марионеток в 1801, в 1805–1853 ставились оперные и драматические спектакли), «Ре» (по имени владельца Карло Ре, существовал в 1813–1872, с 1848 преимущественно драматический), Театр имени Фьяндо (основан в 1815, шли спектакли театра марионеток, драмы, оперы и балеты; в 1868 перестроен, переименован в Театр имени Джероламо), имени Мадзони (построен в 1870 как Миланский социальный театр, в 1873 назван в честь А. Мандзони; после 1900 музыкальная деятельность прекратилась); «Верме» (Teatro dal Verme, 1872, на месте театра-цирка Г. Чинизелли; здесь состоялись премьеры опер «Виллисы» Дж. Пуччини, 1884, и «Паяцы» Р. Леонкавалло, 1892, под управлением А. Тосканини).
С 1872 г. оркестр театра «Ла Скала» начал самостоятельную концертную деятельность, в 1878 г. принял участие во Всемирной выставке в Париже; в 1879 г. создано Оркестровое общество «Ла Скала». В 1898–1908, 1920–1928 гг. художественным руководителем «Ла Скала» был А. Тосканини; среди дирижёров театра: В. де Сабата, К. Аббадо, Р. Мути; здесь работали крупнейшие певцы 20 в.: Р. Тебальди (с 1946), М. Дель Монако (с 1949), М. Каллас (с 1951) и др.
В 20 в. открыты театры: Новый театр (Teatro Nuovo, 1938; ныне здесь ставятся мюзиклы, оперные и балетные спектакли, проходят концерты; действует постоянный оркестр), «Анджеликум» (существовал в 1939–1992, был построен для концертов духовной музыки, с 1941 здесь работал постоянный камерный оркестр), «Пиккола Скала» (1955–1983; ставились старинные и современные оперы). В 1955–1983 гг. работала экспериментальная Студия музыкальной фонологии при миланском отделении RAI [Studio di fonologia musicale RAI (Radiotelevisione italiana) di Milano], открытая по инициативе Л. Берио и Б. Мадерны (руководил студией до 1961); здесь работали Дж. Кейдж, А. Пуссёр и другие музыканты-авангардисты.
Поныне функционируют: оркестр общества «Послеполуденное музицирование» (Società dei Pomeriggi Musicali, 1945; изначальной целью была популяризация современной музыки, в 21 в. репертуар включает произведения от барокко до наших дней), хоровое общество «Новая Амвросианская полифония» (Nuova Polifonica Ambrosiana, 1947; музыка Средневековья, Возрождения и барокко), Симфонический оркестр имени Дж. Верди (основан в 1993 В. И. Дельманом; с оркестром сотрудничали дирижёры Р. Б. Баршай, К. Аббадо, В. М. Юровский и др., солисты М. Аргерих, П. Доминго, Х. Д. Флорес, А. Ю. Нетребко и др.) и одноимённый хор при нём (1998).
Ведущие издатели современной итальянской музыки – фирмы Carisch (основана в 1887 в Лейпциге, переведена в Милан в 1894), Curci (основана в 1860 в Неаполе; миланский филиал, отрытый в 1932, ныне считается основным) и Suvini Zerboni (1907).
В Кастелло‑Сфорцеско работает Музей музыкальных инструментов (1963).
Проводятся фестиваль классической музыки MITO SettembreMusica (с 2007; также в Турине), современной музыки Milano Musica (c 1992), старинной музыки Milano Arte Musica (c 2019), фестиваль джаза JazzMi (с 2016), Миланский международный фестиваль мюзикла (с 2022). Проходят конкурс-фестиваль рок-музыки Rock Targato Italia (с 1986), фестиваль скандинавской музыки и культуры Ragnarock (с 2007). Ежегодно c 2012 г. на Пьяцца дель-Дуомо компания Radio Italia устраивает концерт итальянской эстрадной музыки.