Чинизелли
Чинизе́лли (Ciniselli), династия итальянско-российских цирковых артистов и предпринимателей, оказавших значительное влияние на становление и развитие циркового искусства в России. Имеет родственные связи с известными цирковыми фамилиями Гинне, Гверра, Шрайбер, Прайс (Прис).
Чинизелли Гаэта́но (Gaetano Ciniselli) (1.3.1815, Комо, Сардинское королевство, по другим сведениям, Милан – 4.10.1881, по другим данным, 16.10.1881, Санкт-Петербург, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище) – родоначальник династии, цирковой наездник и дрессировщик лошадей, педагог. Основатель и директор первого в России каменного стационарного цирка (Цирк Чинизелли; Санкт-Петербург, 1877).
С 12 лет ученик в итальянской цирковой труппе Алессандро Гверры (Alessandro Guerra). В 1841–1846 гг. работал в парижском цирке Антонио Франкони, совершенствовался в искусстве верховой езды у Франсуа Боше. «Это был утончённый, изящный наездник, прекрасно чувствующий лошадь и умеющий подчинить её своей воле, – писал о нём барон де Во. – Дрессировка и верховая езда полностью поглощали его мысли. Достойный ученик великого мэтра Боше, Чинизелли поднялся на недосягаемую высоту» (цит. по: Жандо. 1984. С. 41). В 1846–1847 гг. выступал в жанре конной акробатики в Санкт-Петербурге в «Олимпическом цирке» своего учителя Гверры на Театральной площади. После банкротства и закрытия цирка в 1847 г. переехал в Лондон, где создал собственную труппу, её основу составили члены семьи Чинизелли; труппа с успехом гастролировала в Германии, Швейцарии, Франции, Великобритании и Италии. Педагог-тренер по конной выездке и вольтижировке в королевских манежах Виктора Эммануила II. За педагогические заслуги был удостоен звания почётного шталмейстера его величества короля Италии, стал обладателем личного герба и кавалером ордена Короны Италии (1868). Всего Г. Чинизелли был награждён девятью орденами разных стран.
В 1869 г. вместе с женой Вильгельминой, сыновьями Андреа, Сципионе, Эрнесто, дочерью Эммой и невесткой Клотильдой Гинне приехал в Санкт-Петербург для работы во временном Конном и гимнастическом цирке Карла Гинне (брата Вильгельмины). В 1872 г. принял руководство цирком у Гинне, покинувшего Санкт-Петербург. С 1874 г. предприятие рекламировалось как Цирк Чинизелли (Михневич В. О. Петербург весь на ладони. Санкт-Петербург, 1874). Труппа демонстрировала номера в разных жанрах конного цирка и акробатики, её выступления пользовалась популярностью у городской публики. Дрессурой лошадей Г. Чинизелли занимался до последних дней жизни.
Высокий художественный уровень представлений труппы Чинизелли привлёк в цирк публику из аристократических слоёв населения города, и деревянное здание на Манежной площади перестало отвечать новым требованиям. Несколько раз Г. Чинизелли подавал в управу города прошения о долгосрочной аренде участка земли на набережной реки Фонтанка около Симеоновского моста в Инженерном сквере для строительства каменного цирка. Поначалу прошения отклонялись на основании того, что «цирк не имеет того общеобразовательного значения, как театр», где «народ» мог бы «в минуты досуга, за доступную плату… умственно и душевно отдохнуть» (цит по: Медведев. 1975. С. 37–38). В 1875 г. очередное прошение было удовлетворено, и городская дума определила: «Отвести г. Чинизелли место в Инженерном сквере под новый каменный цирк» (цит по: Медведев. С. 38). По договорённости с властями города Г. Чинизелли обязался за свой счёт снести старое деревянное здание цирка на Манежной площади и обустроить на его месте сквер с фонтаном, обнесённый кованой оградой. Сквер по проекту архитектора В. А. Кенеля был открыт осенью 1877 г. (по другим сведениям, в 1879; сквер включён в список Всемирного наследия в составе центра Санкт-Петербурга).
26 декабря 1877 г. (7 января 1878) по проекту того же архитектора на набережной реки Фонтанка был открыт первый в России каменный стационарный цирк – Цирк Чинизелли (ныне Большой Санкт-Петербургский государственный цирк). При строительстве цирка впервые было применено архитектурно-инженерное решение, максимально соответствующее потребностям циркового представления. Зрительный зал был построен без колонн. Купол в виде полусферы состоял из 32 железных ферм, опирающихся нижней частью на «схватное кольцо», лежащее на круговой стене здания, верхние концы ферм соединялись в центре купола, где его завершал фонарь. Это архитектурное решение в дальнейшем использовалось при строительстве большинства цирковых зданий. Внутренняя сторона купола была обтянута холстом с росписями сцен циркового представления с участием Гаэтано и его дочери Эммы. В зрительном зале, украшенном позолотой и зеркалами, были предусмотрены ложи «для благородной публики». Здание Цирка Чинизелли стало городской достопримечательностью.
«Благодаря Чинизелли и Саламонскому русский цирк пережил свой расцвет и достиг высокого уровня мастерства… Здания, выстроенные Чинизелли и Саламонским в Москве и Санкт-Петербурге… стоят и поныне… и каждый вечер переполнены» (Жандо. С. 41).
После реставрации в 2003 г. на фасаде здания Большого Санкт-Петербургского цирка было восстановлено имя Гаэтано Чинизелли. В 2021 г. на набережной реки Фонтанка открылся ресторан Gaetano, названный в честь артиста.
Вильгельмина Анна Чинизелли (урождённая Гинне; 1817–1886) – жена Г. Чинизелли, наездница. Из немецкой цирковой династии Гинне (Hinne). В 1881–1886 гг. возглавляла Цирк Чинизелли (после смерти мужа).
Дети Гаэтано и Вильгельмины Чинизелли
Андреа (1840–1891) – наездник и дрессировщик. Глава Цирка Чинизелли в 1886–1891 гг. (после смерти матери), вводил в его репертуар пантомимы, элементы балета, феерии.
Эмма (по мужу Штакельберг) (1850 – дата смерти неизвестна) – наездница высшей школы верховой езды, ведущая артистка труппы Цирка Чинизелли. В 1880-х гг. вышла замуж за барона Штакельберга и оставила манеж.
Эрнесто (1851–1925) – наездник и дрессировщик, антрепренёр. Гастролировал на северо-западе Российской империи и в странах Европы.
Виргиния (предположительно, 1860 – дата смерти неизвестна) – наездница и дрессировщица.
Шарлотта (предположительно, 1862 – дата смерти неизвестна) – наездница и дрессировщица.
Сципионе (1864 – 1929 или 1938) – наездник и дрессировщик. Директор Цирка Чинизелли в 1891–1918 гг. (после смерти брата Андреа). После национализации цирка покинул Россию вместе с семьёй.
Внуки Гаэтано и Вильгельмины Чинизелли
Дети Эрнесто Чинизелли: Гизелла (1878 – конец 1920-х гг.) – наездница высшей школы верховой езды, работала в жанрах парфорса, гротеска; Андро (1880–1921) – наездник, велосипедист, гимнаст, дрессировщик лошадей и слонов; Анжело (1883–1921) – наездник и клоун.
Сын Андреа Чинизелли – Александр (1861–1933), наездник и дрессировщик, директор Варшавского цирка.
Правнуки Гаэтано и Вильгельмины Чинизелли
Дочери Александра Чинизелли – Клотильда (1891–1967) и Эмма (1897–1975), наездницы и дрессировщицы лошадей.
Праправнуки Гаэтано и Вильгельмины Чинизелли
Дети Эммы (урождённая Чинизелли, в замужестве Кисс) – Александр (1921–1990) и Виолетта (1925–1994) Кисс, жонглёры-эквилибристы, педагоги Государственного училища циркового и эстрадного искусства.