Сарти Джузеппе
Са́рти Джузе́ппе (Giuseppe Sarti) (крещён 1.12.1729, Фаэнца, ныне область Эмилия-Романья – 28.7.1802, Берлин), итальянский композитор, дирижёр.
Учился в Падуе у Ф. А. Валотти, в Болонье у Дж. Б. Мартини. В 1753–1768 гг., 1770–1775 гг. работал в Копенгагене, с 1755 г. придворный капельмейстер Фредерика V. С 1779 г. капельмейстер (maestro di capella) Миланского собора. В Италии написал прославившие его оперы, особым успехом пользовались оперы-сериа «Медонт, царь Эпира» («Medonte, re di Epiro», 1777), «Ахилл на Скиросе» («Achille in Sciro», 1779; обе – Флоренция), «Юлий Сабин» («Giulio Sabino», 1781, Венеция), оперы-буффа «Деревенская ревность» («Le gelosie villane», 1776, Венеция), «Когда двое ссорятся, третий в выигрыше» («Fra i due litiganti il terzo gode», 1782, Милан; отрывок из неё В. А. Моцарт включил в застольную музыку финала 2-го действия оперы «Дон Жуан»).
С 1784 г. жил в России: был приглашён на должность придворного капельмейстера, в 1784–1787 гг. руководил Придворным оркестром в Санкт-Петербурге. В 1786 г. оперой-сериа «Армида и Ринальдо», написанной для прибывших в Санкт-Петербург певцов Л. Тоди и Л. Маркези, открылся Эрмитажный театр; в том же году с огромным успехом поставлена опера-сериа «Кастор и Поллукс».
С 1787 до 1790 (или 1791) гг. Сарти находился на службе у князя Г. А. Потёмкина-Таврического; ранее (в 1785) по его заказу написал 2 «русские оратории» – «Господи, воззвах» (для солистов, 2 хоров и оркестра, включая роговой оркестр) и «Помилуй мя, Боже». В составе его двора Сарти жил на юге Российской империи, принимал участие в создании Екатеринославской музыкальной академии (1787, фактически работала в Кременчуге; в 1792 Сарти официально именовался её директором). На взятие Очаковской крепости сочинил ораторию «Тебе Бога хвалим»: исполнялась в 1789 г. в Кременчуге, в 1790 г. в Санкт-Петербурге, в 1791 г. в Москве. В те же годы написал музыку 5-го действия «Начального управления Олега» («историческое представление» на текст Екатерины II): 4 хора на стихи М. В. Ломоносова и мелодраму с хором в духе древнегреческой трагедии к вставным сценам из «Алкесты» Еврипида (Санкт-Петербург, 1790).
В 1791 г. предположительно состоял на службе у графа Н. П. Шереметева. С 1792 г. вновь в Санкт-Петербурге, дирижировал своей ораторией «Слава в вышних Богу», написанной по случаю Ясского мира и посвящённой Екатерине II; исполнение сопровождалось колокольным звоном, канонадой и фейерверком.
С 1793 г. капельмейстер находился при дворе великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I), учил музыке его дочерей. Создал много композиций для православного и католического богослужений, включая Реквием для заупокойной службы по Людовику XVI в Санкт-Петербурге 26 марта (8 апреля 1793), для дворцовых праздников. С 1798 г. написал ряд новых опер-сериа и французскую оперу «Индейская семья в Англии» (Каменный театр, 1799); ария «Буду с миленьким резвиться» стала популярной «российской песней», позднее переложенной О. А. Козловским для пения с клавиром. Автор балетов, камерно-инструментальной музыки и др.
Сарти занимает значительное место в русской музыкальной культуре конца 18 в. как создатель вокально-инструментальных сочинений и произведений для хора a cappella (в том числе на церковнославянские тексты), оказавших влияние на его предполагаемых учеников: А. Л. Веделя, Л. С. Гурилёва, С. И. Давыдова, С. А. Дегтярёва, Д. Н. Кашина, П. И. Турчанинова. Творчество Сарти стало образцом профессионализма для молодой композиторской школы; он сформировал монументальный оркестровый стиль, ставший характерным для русской музыки рубежа 18–19 вв. Учёный музыкант, мастер контрапункта, Сарти изучал древнегреческую ладовую систему, интересовался русской подголосочной полифонией.
Измерив с помощью физического опыта строй петербургского Придворного оркестра (который был значительно выше камертона Дж. Шора), Сарти в 1796 г. предложил соответствующий ему эталон строя – т. н. петербургский камертон («ля» 1-й октавы – 436 Гц); он был введён в России и использовался до 1885 г.
Оставил придворную службу после кончины Павла I (1801), умер в Берлине по пути на родину.