Антеньяти (семья органных мастеров)
Антенья́ти (Antegnati), династия итальянских органных мастеров.
Представители одной из крупнейших итальянских органостроительных школ эпохи Ренессанса и раннего барокко. Работали на протяжении почти двух столетий, с конца 15 в. до 2-й половины 17 в.
Для органов Антеньяти типично наличие лишь одного мануала и подвесной педали. В отличие от подавляющего большинства итальянских органостроителей, Антеньяти не использовали двойные и тройные ряды в принципалах. Основой диспозиции была принципальная пирамида, в дополнение к которой присутствовало несколько флейтовых регистров разной тесситуры; язычковые регистры не характерны.
Первые представители
Первый представитель семьи, данные о котором дошли до наших дней, – Джованни Антеньяти, сын Лоренцо Антеньяти, адвокат, с 1431 г. живший в Брешии.
Первым музыкантом в роду был его сын Бартоломео (Bartolomeo Antegnati, ум. 1501). Он служил органистом в церквах Брешии, Милана, Бергамо и был органостроителем, однако сведений о его инструментах не сохранилось.
Сыновья Бартоломео Антеньяти
Джан Джакомо Антеньяти (Gian Giacomo Antegnati, около 1495 – 1563). Среди его органов выделяются инструменты, построенные в Брешии, – в церквах Санта-Мария-делла-Грацие (1532–1533, 9 регистров, что было довольно большим количеством для Италии того времени), Дуомо-Веккьо (1536, 12 регистров; в 1826 значительно расширен братьями Серасси, однако оригинальные регистры вошли в состав современной диспозиции; оригинальная диспозиция приведена далее) и Сан-Фаустино-Маджоре (1538; 9 регистров), а также в Милане – в церкви Сант-Эусторджо (1519–1520), кафедральном соборе (1552; 12 регистров), в церквах Сан-Маурицио-аль-Монастеро-Маджоре (1554) и Санта-Мария-делла-Пассионе (1558), в Домском соборе Сало (провинция Брешиа; 1548), в кафедральном соборе Виджевано (провинция Павия; 1554).
Джан Баттиста Антеньяти (Gian Battista Antegnati, около 1500 – около 1560), органист в Лоди; высоко ценился современниками. Также был органостроителем, ему принадлежат инструменты в церквах Сан-Антонио и Сан-Франческо в Падуе (1536–1538), Санто-Спирито и Санта-Мария-делла-Паче в Брешии (1534–1535), Санта-Мария-Инкороната в Лоди (1544–1546). Предположительно именно этот мастер первым включил в диспозиции своих органов регистр Fiffaro (известный также как Voce umana), ставший позднее визитной карточкой итальянской органной школы.
Дети братьев составили следующее поколение органостроителей Антеньяти.
Сын Джана Джакомо – Бенедетто Антеньяти (Benedetto Antegnati, около 1535 – около 1608). Строил органы преимущественно в Парме: в Домском соборе (1572), церквах Санта-Мария-делла-Стекката (1573) и Сан-Джованни (1580). Кроме того, ему принадлежит орган в Домском соборе Турина (1567–1568).
Грациадио Антеньяти
Сын Джана Баттисты – Грациадио (Graziadio Antegnati, 1525 – после 1590), один из самых известных представителей династии. Он построил органы в церквах Санта-Мария-Маджоре (1564–1566) и Санто-Спирито (1566–1567, 10 регистров) в Бергамо, Санта-Барбара в Мантуе (1565), Санта-Агата в Кремоне (1569), Сан-Джованни-Баттиста в Морбеньо (1572), в Домском соборе в Азоло (1575), церкви Сан-Джузепе в Брешии (1581, 12 регистров), в Домском соборе в Креме (1586), в церквах Санти-Пьетро-Паоло-э-Стефано в Беллинцоне (1588) и Сан-Никола в Альменно (1588; работал вместе с сыном Костанцо).
Из перечисленных инструментов сохранилось только два. Первый – орган церкви Сан-Джузеппе в Брешии со следующей диспозицией:
Principale B. 16'
Principale S.
Ottava
Quintadecima
XIX
XXII
XXVI
XXIX
XXXIII
Flauto in XV
Flauto in XII
Flauto in VIII
Fiffaro
Contrabassi 16' и 8' (установлен позднее)
Другой сохранившийся инструмент – орган церкви Сан-Никола в Альменно:
Principale 8'
Ottava
XV
XIX
XXII
XXVI
Flauto VIII
Flauto XII
Fiffaro
Единственный мануал органа насчитывает 45 клавиш (нижняя октава – короткая); педаль включает 14 клавиш и не имеет самостоятельных регистров. Из вспомогательных устройств имеется тремулянт – распространённое явление в органах Антеньяти.
До нас не дошло сведений, касающихся эксплуатации или ремонта этого инструмента в 17 в., кроме записи о некоем мастере по имени Констанций Антеньяти Брешианский (Constantius Antegnatis Brixiensis), умершем в Альменно в 1662 г. Возможно, это внук и тёзка Костанцо Антеньяти, Костанцо II. Известно, что в 1648–1649 гг. он работал над органом церкви Санта-Мария-Маджоре в Бергамо вместе со своими братьями Фаустино и Джироламо.
В середине 18 в. в орган Г. Антеньяти было добавлено два регистра – трёхрядный Cornet и Contrabassi в педали. Вероятнее всего, эту работу выполнил кто-то из ломбардских мастеров, в частности подобные изменения вносили в старые органы представители других известных итальянских органных семейств – Джузеппе Серасси (1693–1760, основатель династии Серасси) и Джузеппе Антонио Босси (1680–1748, первый крупный мастер в династии Босси).
Костанцо Антеньяти
Сын Грациадио – Костанцо (Костанцо I) (Costanzo Antegnati, 1549–1624). Родился и жил в Брешии и имел репутацию блестящего органостроителя. Помимо своих инструментов он известен благодаря теоретическому труду «L'arte organica» («Органное искусство», Брешиа, 1608). С 1570 г. он работал вместе со своим отцом, в 1584–1624 гг. был органистом кафедрального собора. Костанцо принадлежат более 20 органов в Мантуе, Бергамо, Комо, Парме, Милане, Венеции и их пригородах.
К. Антеньяти был учеником Дж. Каваццони и считал, что изучение композиции обязательно для органистов и органостроителей. Его наследие включает множество церковных произведений, книгу мадригалов, несколько канцон для инструментального ансамбля. Единственные дошедшие до нас органные сочинения К. Антеньяти – ричеркары в 8 церковных ладах, изданные вместе с «L'arte organica».
В «L'arte organica» Костанцо приводит список органов, построенных фирмой Антеньяти за то время, пока он возглавлял её. Первая половина труда восхваляет дело семьи Антеньяти, причём автор утверждает, что позволил себе это только по настоятельным просьбам известных музыкантов – К. Меруло, Л. Луццаски, Андреа и Джованни Габриели. Костанцо уверенно заявляет, что инструменты фирмы так хороши, что можно поставить знак равенства между словосочетаниями «органное искусство» и «искусство Антеньяти» (l'arte Antegnata). Впрочем, он действительно имел на это основания: качество интонировки и красота звучания тембров в органах фирмы считались лучшими во всей Италии.
К. Антеньяти описывает некоторые из своих инструментов, в том числе приводит диспозицию органа Дуомо-Веккьо в Брешии:
Principale
Secondo Principale spezzato
Ottava
Quintadecima
Decimanona
Vigesimaseconda
Vigesimasesta
Vigesimanona
Trigesimaterza
Un'altra vigesima seconda per concertar con l'ottava, & Flauto in ottava, & decima nona che fa effetto di cornetti
Flauto in quintadecima
Flauto in ottava
Здесь представлены два регистра, редко встречающиеся в итальянских органах того времени. Первый из них – Secondo Principale spezzato (второй разделённый принципал), трубы сопрановой части которого управлялись клавишами мануала, а басовой части – клавишами педали. Это устройство позволяет на одномануальном органе использовать разные тембры для партий левой и правой руки. Такой же регистр Костанцо установил в церкви Сан-Марко в Милане.
Второй редкий регистр обозначен как «Un' altra vigesimaseconda per concertar con l'ottava, et Flauto in ottava, et decimanona che fa effetto di cornetti», что можно перевести как «ещё один 2-футовый регистр, чтобы играть с 4-футовым принципалом, 4-футовой флейтой и высокой квинтой 1 1/3', что даёт эффект Сornet'а».
В своём труде К. Антеньяти приводит примеры регистровых комбинаций и описывает принципы настройки органа, указывающие на применение среднетоновой темперации.
Последние представители
Помимо упомянутых выше братьев Костанцо II, Фаустино и Джироламо Антеньяти, одним из последних представителей семьи, сведения о котором дошли до наших дней, был внук Костанцо, Грациадио II (1608–1656). Он работал в Падуе, Венеции, Роверето и Брешии. Один из самых известных сохранившихся инструментов его авторства находится в брешианской церкви Сан-Карло.