Методика исследования самоотношения
Мето́дика иссле́дования самоотноше́ния (МИС), стандартизированная психодиагностическая методика для выявления структуры самоотношения личности и характеристики отдельных его компонентов. Среди них есть как компоненты, отражающие уровень позитивного отношения личности к себе, принятия себя с той или иной выраженностью рефлексии собственных непривлекательных сторон и ошибок, так и компоненты, которые отражают уровень негативного отношения к себе и уровень внутриличностной конфликтности. На момент создания С. Р. Пантилеевым, в 1989 г. (Пантилеев. 1989), актуальность данной методики была обусловлена тем, что в отечественной психологической и психодиагностической практике не было стандартизированного инструмента, способного выявить столь детальную структуру самоотношения. С методологической точки зрения данная методика представляет собой самоотчёт испытуемого, или тест-опросник. В связи с этим она, как правило, используется в ситуации клиента. Модификаций методики не проводилось.
Теоретико-методологический контекст
В основе понимания С. Р. Пантилеевым самоотношения личности как психологического феномена лежат представления В. В. Столина. Как подчёркивают Столин и А. А. Бодалёв, самоотношение «<…> оказывается структурно сложным образованием, включающим в себя как общее, глобальное чувство за или против самого себя, так и более специфические параметры: самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое отношение других <…>» (Общая психодиагностика. 2004. С. 356). При этом Пантилеев отмечает, что самоотношение – психологическое образование личности, и его суть может быть раскрыта через реальные отношения субъекта, социальные ситуации развития и ведущую деятельность, которые наделены личностным смыслом. Таким образом, самоотношение, в понимании Пантилеева, представляет собой эмоционально-оценочную систему выражения личностного смысла, или смысла «Я» (Пантилеев. 1991).
Психодиагност должен выбрать или создать психодиагностическую методику на такой методологической основе, которая поможет проникнуть в самосознание и самоотношение личности. Для этих целей часто используются стандартизированные самоотчёты, представляющие собой тест-опросники. Большое преимущество данной группы методик – наличие стандартизированной процедуры подсчёта результата диагностики и его интерпретации.
Если у психодиагноста возникает необходимость «проникновения в субъективную реальность, личностные смыслы, систему отношений его испытуемых, то вряд ли какие-либо иные свидетельства окажутся более полезными, чем самоотчеты» (Эткинд. 1983. С. 111). Соглашаясь с точкой зрения А. М. Эткинда и опираясь на работы коллег – В. В. Столина, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелева – в области проблем самосознания и психосемантики, Пантилеев выбрал в качестве методологической основы МИС стандартизированный самоотчёт (Пантилеев. 1993). Принимая во внимание не только достоинства тест-опросников, но и их недостатки – подверженность искажению результатов вследствие социальной желательности и самопрезентации испытуемого, – автору пришлось предпринять меры по повышению достоверности результатов. К ним относятся шкала лжи, прямой и обратный характер пунктов тест-опросника.
Структура методики, способ проведения, версии
Опросник включает в себя 110 пунктов. Часть из них являются оригинальными, некоторые заимствованы из методик «Тест-опросник самоотношения» С. Р. Пантилеева и В. В. Столина и «Опросник самоотношения» Столина (Пантилеев. 1988), ещё часть – из других методик. Пункты опросника были отобраны в результате трёх этапов: 1) экспертной оценки профессиональными психологами содержания 172 пунктов, 2) эмпирического исследования 150 пунктов, отобранных экспертами, на выборке из 468 человек в возрасте от 15 до 60 лет, 3) факторного анализа полученных данных (Пантилеев. 1993).
В результате проведённого факторного анализа автор методики остановился на 9-факторной модели опросника из 110 пунктов со значимой факторной нагрузкой. Они имеют как прямой характер (примеры прямых пунктов методики: «Я никогда не выдаю понравившееся мне чужие мысли за свои», «Я – человек надёжный»), так и обратный характер (примеры обратных пунктов: «Мне случалось совершать поступки, которым вряд ли можно найти оправдание», «Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему»).
Профиль складывается из шкал (Пантилеев. 1993): 1) «Закрытость» (11 пунктов) – выявляет либо тенденцию к конформности с выраженной мотивацией социального одобрения, либо тенденцию личности к критичности, рефлексии собственных недостатков; 2) «Самоуверенность» (14 пунктов) – выявляет либо самоуважение, восприятие себя как уверенного, волевого человека, либо неудовлетворённость собой, неуверенность в своих силах; 3) «Саморуководство» (12 пунктов) – личность относится к себе либо как к активному, самостоятельному, способному контролировать свои чувства и эмоции человеку, либо как к склонному во всём видеть ведущую роль обстоятельств, а не собственной активности; 4) «Отражённое самоотношение» (11 пунктов) – характеризует представление субъекта о способности вызывать у людей позитивное или негативное отношение к себе; 5) «Самоценность» (14 пунктов) – отражает эмоциональную оценку респондентом ценности собственного Я для окружающих; 6) «Самопринятие» (12 пунктов) – измеряет симпатию личности к себе, согласие респондента со своими побуждениями, принятие себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости; 7) «Самопривязанность» (11 пунктов) – выявляет степень желания личности изменяться по отношению к наличному состоянию, отражая степень ригидности Я-концепции личности; 8) «Внутренняя конфликтность» (15 пунктов) – выявляет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии при общем негативном фоне отношения к себе; 9) «Самообвинение» (10 пунктов) – характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего Я, склонность к обвинению себя во всех промахах – реальных или вымышленных.
Исходя из 9-факторной модели пункты составляют 9 шкал опросника. Шкалы опросника образуют 3 вторичных фактора: «Самоуважение», «Аутосимпатия», «Самоуничижение». Число выделенных вторичных факторов определилось по критерию Кайзера (Пантилеев. 1993).
В первый фактор вошли 4 шкалы «самоуважения», по выражению В. В. Столина (Общая психодиагностика. 1987. С. 264–265) – саморуководство, самоуверенность, закрытость, отражённое самоотношение. Во второй фактор вошли шкалы, выражающие степень позитивного отношения к себе на основе эмоций по отношению к себе, – самопринятие, самопривязанность, самоценность и самообвинение. Столин назвал такие эмоции «аутосимпатией» (Общая психодиагностика. 1987. С. 264–265). И, наконец, третий фактор – «самоуничижение» – объединил в себе две шкалы, отражающие негативное эмоциональное отношение к себе, – «Самообвинение» и «Внутренняя конфликтность». Одним словом, шкалы с позитивным и негативным самоотношением образуют разные факторы, что говорит, по убеждению автора (Пантилеев. 1993), о наличии механизма психологической защиты самоотношения от появления самоуничижения при снижении аутосимпатии, т. е. благодаря этому механизму контролируется уровень самообвинения и происходит самоподдержка.
Процедура проведения опроса по МИС соответствует проведению обследования с помощью бланковых психодиагностических опросников: испытуемому предъявляются тестовый буклет, содержащий инструкцию, 110 пунктов, и стандартный бланк ответов. В бланке ответов испытуемому предлагается отметить в качестве ответа на каждый пункт опросника один из двух вариантов ответа – «согласен» или «не согласен», заполнив соответствующие поля бланка.
Обработка и интерпретация результатов методики
Обработка результатов, полученных с помощью методики, включает в себя ряд этапов. Необходимо: 1) подсчитать сырой балл с помощью ключа методики, сопоставив его со стандартным бланком ответов испытуемого; 2) перевести сырой балл в стандартизированный балл – стэн; 3) провести интерпретацию полученного психологического профиля испытуемого из 9 первичных шкал и 3 вторичных факторов.
Психометрические свойства методики
Ретестовая надёжность опросника измерялась с помощью оценки корреляции результатов диагностики между первым и повторным исследованиями (через 10–14 дней) компонентов самоотношения у 53 испытуемых. Результат получен с помощью коэффициента корреляции Спирмена, который для разных шкал методики варьируется в диапазоне от 0,72 до 0,93 (Пантилеев. 1993). Такие показатели превышают современные требования к ретестовой надёжности личностных опросников (Российский стандарт тестирования персонала. 2015). Надёжность-согласованность шкал обеспечивалась путём факторного анализа: через отбор пунктов с высокими и устойчивыми нагрузками по соответствующим факторам (Пантилеев. 1993). Достоверность результатов отслеживается по первой шкале – «Закрытость». Протокол обследования испытуемого с результатами по данной шкале в 9–10 стэн необходимо считать недостоверным.
Конвергентная и дискриминантная, или дивергентная, эмпирическая валидность проверялась на выборке в 92 человека с помощью корреляции шкал МИС с тремя личностными опросниками: «Методика многостороннего исследования личности» (ММИЛ) (адаптация ММРI); «Опросник 16 личностных факторов»(16ЛФ) (адаптация опросника 16 РF Р. Кеттелла); опросник «Уровень субъективного контроля». Обнаружились статистически значимые (на уровне p<0,01) корреляции семи шкал МИС – «Самоуверенность», «Саморуководство», «Отражённое самоотношение» и «Внутренняя конфликтность», «Закрытость», «Самообвинение» и «Самопринятие» – с теми или иными шкалами вышеуказанных методик. Значения корреляций находятся в диапазоне от –0,62 до 0,47 (Пантилеев. 1993). Другими словами, обнаружены значимые корреляции как прямого характера, так и обратного.
И только две шкалы опросника МИС – «Самоценность» и «Самопринятие» – оказались достоверно не связанными ни с какими из перечисленных методик, по данным С. Р. Пантилеева (Пантилеев. 1993). Таким образом, психометрические свойства тест-опросника в целом можно считать подтверждёнными. Однако подчеркнём, что на сегодняшний день данные о психометрических свойствах методики могут считаться устаревшими и нуждающимися в повторной проверке.
Контингент обследуемых, рекомендации и ограничения
Методика рекомендована для обследования лиц от 15 до 60 лет в рамках психологического консультирования, групповой и индивидуальной психокоррекции и психотерапии и в рамках научно-исследовательской работы. Ограничения касаются использования методики в целях экспертизы, профотбора персонала. В данных ситуациях применение методики не рекомендовано.