Сорвиголова
Сорвиголова́ (англ. Daredevil), вымышленный супергерой, персонаж комиксов издательства Marvel Comics. По сюжету маску Сорвиголовы носит нью-йоркский адвокат Мэтт Мёрдок, который в детстве потерял зрение из-за контакта с радиоактивным веществом. Однако после этого инцидента остальные чувства Мёрдока развились до сверхъестественных уровней и он приобрёл способность к биолокации – ощущать точное расстояние до предметов и их форму. После гибели отца от рук гангстеров Мёрдок решает посвятить свою жизнь борьбе с преступностью и параллельно с юридическим образованием в совершенстве осваивает боевые искусства. В комиксах много внимания уделяется двойной жизни Мёрдока: днём он работает в суде, а по ночам в образе Сорвиголовы настигает тех, кому удаётся избежать наказания. Сорвиголова был создан в 1964 г. сценаристом Стэном Ли и художником Б. Эвереттом при участии художника Джека Кирби. По мотивам комиксов о Сорвиголове в 2003 г. был снят художественный фильм, а в 2015 г. – телесериал для онлайн-кинотеатра Netflix.
В одном из интервью Стэн Ли заявил, что Сорвиголова был придуман им в ответ на многочисленные публикации в прессе о том, что все персонажи Marvel Comics обладают каким-либо изъяном, недостатком или уязвимостью и это делает их интересными (The Men Without Fear. 2003). Поэтому Ли решил сделать нового супергероя незрячим. Первые 20 лет после своего появления комикс пользовался умеренной популярностью у аудитории и неоднократно менял тональность и сюжетную тематику. Но наибольший резонанс комиксы о Сорвиголове получили в начале 1980-х гг., когда на пост сценариста заступил Ф. Миллер (Magnett. 2018). Основным творческим методом Миллера было стремление сделать героев более приземлёнными и противоречивыми – его комиксы о таких супергероях, как Сорвиголова, Росомаха и Бэтмен, в сочетании с другими произведениями 1980-х гг. (в частности, с комиксами сценариста А. Мура) сформировали устойчивый тренд на пессимистичные, реалистичные и трагические сюжеты.
Ф. Миллер, на которого в то время сильно влияли японская поп-культура и эстетика нуара, решил полностью переосмыслить Сорвиголову. Из улыбчивого оптимиста он превратил Мёрдока в мрачного и трагического персонажа, яркие суперзлодеи уступили место боссам организованной преступности и тайным кланам ниндзя – и супергеройский комикс превратился в криминальную драму. В сюжетах стала чаще подниматься проблематика реального мира (например, наркозависимость) и регулярно начала появляться религиозная символика. Новое направление серии показалось редакторам Marvel настолько удачным, что после завершения работы Миллера над серией оно было сохранено, и комиксы о Сорвиголове стали преимущественно ассоциироваться с тревожной атмосферой нуара и рассказами о борьбе с уличной преступностью и мафией.
Следующий всплеск массового интереса к персонажу случился в 1998 г., когда очередным сценаристом серии о Сорвиголове был назначен известный американский кинорежиссёр К. Смит, написавший сюжет «Дьявол-хранитель». Смит создал важный прецедент сотрудничества успешного молодого кинематографиста с издательством комиксов, подчеркнув своим приходом в Marvel, что сочинение супергеройских комиксов не является постыдным или неподобающим занятием для режиссёра или сценариста, работающего в Голливуде (Кесада. 2020). Особый статус сюжета Смита подчёркивало то, что с его приходом сквозная нумерация комикса «Сорвиголова» была впервые перезапущена и начата заново, с номера 1.
Вскоре после Смита роль сценариста серии перешла Брайану Майклу Бендису, который продолжил развивать комикс согласно наработкам Миллера и Смита, сведя к минимуму присутствие фантастических и традиционно супергеройских элементов в сюжете. Главной темой «Сорвиголовы» Бендиса быстро становится тайна личности: противники супергероя выдают его настоящее имя правоохранительным органам и прессе – и жизнь Мёрдока превращается в кошмар. В финале своего сюжета Бендис отправляет Мёрдока в тюрьму; дальше действие подхватывает новый сценарист, Эд Брубейкер, показывающий тревожное соседство супергероя и пойманных им преступников. Отходом от приземлённой, криминальной атмосферы комиксов Бендиса и Брубейкера стал период следующего сценариста, Энди Диггла, у которого Сорвиголова возглавил армию своих заклятых врагов из клана ниндзя под названием «Рука».
В 2011 г. серия «Сорвиголова» была перезапущена с новой нумерацией ещё раз – теперь направление серии было изменено радикально. Новый сценарист, Марк Уэйд, работавший над сюжетом до 2015 г., показал более оптимистичного и радостного Сорвиголову, чьи яркие приключения более отчётливо напоминали ранние комиксы авторства Стэна Ли. В дальнейшем сценаристы искали баланс между мрачной атмосферой Миллера/Бендиса и оптимизмом Уэйда, параллельно стараясь сочинять комиксы, в меньшей степени полагающиеся на существующую мифологию персонажа и в большей степени подходящие для аудитории, малознакомой с комиксами Marvel.
«Дьявол-хранитель» Кевина Смита стал источником вдохновения для кинорежиссёра Марка Стивена Джонсона, который в 2003 г. снял экранизацию серии «Сорвиголова» (Worley. 2002). Коммерчески успешный фильм получил смешанные отзывы от кинокритиков и рядовых зрителей (Rotten Tomatoes. 2003); в частности, исполнитель роли Сорвиголовы Бен Аффлек в поздних интервью упоминал, что сам относится к картине резко отрицательно (McCluskey. 2016).
В 2015 г. в онлайн-кинотеатре Netflix состоялась премьера сериала «Сорвиголова», главную роль в котором исполнил Чарли Кокс. Сериал продлился три сезона и был закрыт в 2018 г.; в отличие от полнометражного фильма, эта экранизация получила массовое одобрение как со стороны прессы, так и со стороны зрителей (Rotten Tomatoes. 2015). В сериале преимущественно ощущалось влияние комиксов Ф. Миллера и Б. Бендиса. В 2021 г. Мэтт Мёрдок в исполнении Ч. Кокса появился в фильме «Человек-Паук: Нет пути домой», что стало первой экранной встречей Сорвиголовы и Человека-паука, персонажей, связанных тесной дружбой в комиксах.
Некоторые популярные персонажи комиксов Marvel обязаны своей известностью именно серии «Сорвиголова». Среди них – бывшая возлюбленная Мёрдока, наёмная убийца Электра, придуманная Ф. Миллером. В фильме 2003 г. роль Электры исполнила Дж. Гарнер; спустя 2 года киностудия 20th Century Fox выпустила отдельный фильм про персонажа, однако картина провалилась в прокате. В сериале 2015 г. Электру сыграла Э. Юнг (персонаж появляется во 2-м и 3-м сезонах).
Комиксы о Сорвиголове прославили и отрицательного персонажа Уилсона Фиска (Кингпин, или Амбал в разных переводах). Уилсон Фиск изначально был придуман Стэном Ли и художником Дж. Ромитой-старшим в 1967 г. как противник Человека-Паука. Много лет спустя, Ф. Миллер решил перенести злодея в комикс «Сорвиголова», постепенно сделав его главным антагонистом серии. Благодаря Миллеру Фиск стал ключевым врагом Сорвиголовы и одним из самых известных злодеев Marvel; отличительная особенность противостояния Фиска и Сорвиголовы заключается в том, что Фиску известно настоящее имя героя, и он постоянно шантажирует этим Мёрдока и пытается им манипулировать. В экранизации 2003 г. роль Фиска исполнил М. К. Дункан, а в сериале «Сорвиголова» злодея играет В. Д’Онофрио. В 2021 г. Д’Онофрио вновь сыграл Фиска в сериале «Соколиный глаз» («Hawkeye»), вышедшем в онлайн-кинотеатре Disney+.