Рэйми Сэм (режиссёр)
Рэ́йми Сэм (Sam Raimi; настоящие имя и фамилия Сэмюэл Маршалл Рэйми, Samuel Marshall Raimi) (род. 23.10.1959, Ройал-Ок, штат Мичиган), американский режиссёр и продюсер. Наиболее известен как создатель франшизы «Зловещие мертвецы» («Evil Dead») и как режиссёр трилогии фильмов, посвящённых приключениям супергероя Человека-паука (2002–2007).
Творческая биография
Родился и вырос в благополучной социальной среде провинциального города Ройал-Ок. С детства интересовался комиксами, телевидением и кинематографом. Окончив школу, Рэйми поступил в университет штата Мичиган, где изучал английскую литературу и креативное письмо, но вскоре бросил учёбу с намерением заняться кино. В университете Рэйми познакомился с преподавателем киноведения У. Винсентом. Впоследствии Винсент симпатизировал проектам Рэйми и неоднократно принимал участие в съёмках его фильмов.
В 1978 г. Рэйми выпустил короткометражную картину «В лесах» («Within the Woods»), с которой оказалась связана вся его профессиональная карьера. К моменту начала работы над лентой режиссёр уже успел сделать много любительских работ и получить опыт постановщика. Фильм «В лесах», с более коротким хронометражем, чем его предыдущий студенческий проект «Это убийство!» («It’s Murder!», 1977), выделялся оригинальным сценарием и выверенной эстетикой малобюджетных фильмов ужасов. Идея картины легла в основу следующего кино Рэйми.
В 1981 г. выходит фильм «Зловещие мертвецы» («Evil Dead», 1981). Сюжет картины во многом повторяет историю «В лесах». Кино повествует о группе студентов, которые отправились отдохнуть в хижину в лесу, пробудив силы зла. Главную роль – Эша Уильямса – в картине исполнил друг и коллега Рэйми Б. Кэмпбелл, принимавший участие и в прошлых проектах режиссёра. Фильм заслужил одобрение критики и любовь зрителей. Один из показов фильма проходил на международном фестивале фантастических фильмов в Каталонии (Кинофестиваль в Сиджесе), где был удостоен приза Каталонской ассоциации критиков и писателей (1982). «Зловещие мертвецы» также получили премию «Сатурн» за лучший малобюджетный фильм в 1983 г. Продвижению картины способствовал С. Кинг, высоко оценивший «Зловещих мертвецов» и назвавший их даже «самым жёстким оригинальным фильмом ужасов 1982 года» (цит. по: Egan. 2011. Р. 20).
В 1985 г. Рэйми в сотрудничестве с братьями Итаном и Джоэлем Коэнами выпустил свой второй полнометражный фильм «Волна преступности» («Crimewave», 1985). Фильм провалился в прокате, а критики были разочарованы, сравнивая картину с прошлой работой режиссёра. В этом же году Рэйми снялся в фильме своего друга Дж. Бекера, принимавшего участие в работе над «Зловещими мертвецами», – «Война Страйкера» («Stryker's War», 1985). Рэйми сыграл в киноленте роль лидера воинствующей секты.
После первой крупной режиссёрской неудачи Рэйми решил вернуться к концепции, реализованной в «Зловещих мертвецах», и снять сиквел. В 1987 г. в прокат вышла картина «Зловещие мертвецы 2» («Evil Dead II», 1987). Фильм продолжал сюжет первой части. Картина была привязана к тем же декорациям и событиям: повествование построено вокруг попыток Эша (роль снова исполнил Б. Кэмпбелл) сдержать силы тьмы, пробудившиеся в хижине. По сравнению с оригинальном фильмом сиквел, получивший значительно больший бюджет, вышел менее шокирующим, а элементы ужасов раскрывались через юмор. Успех картины в прокате и у публики обнаружил потенциал для дальнейшей франшизации «Зловещих мертвецов».
Следующие несколько лет Рэйми посвятил сторонним проектам, из которых наиболее успешным оказался «Человек тьмы» («Darkman», 1990). Он показал, что режиссёр способен работать в эстетике кинокомиксов и развлекать широкую аудиторию.
В 1992 г. Рэйми вернулся к «Зловещим мертвецам» и выпустил фильм «Армия тьмы» («Army of Darkness», 1992). В этой картине Эш Уильямс (Б. Кэмпбелл), оказавшийся в вымышленном средневековом мире, вновь борется с потусторонними силами зла. Несмотря на гибридный характер (смешение жанров ужаса и средневекового фэнтези с обилием комических вставок), фильм понравился публике и критикам и принёс режиссёру несколько наград, среди которых премия «Сатурн» за лучший фильм ужасов в 1994 г.
После «Армии тьмы» и до начала 2000-х гг. Рэйми пробовал себя в различных жанрах: от вестерна «Быстрый и мёртвый» («The Quick and the Dead», 1995) до спортивной драмы «Ради любви к игре» («For Love of the Game», 1999). Наиболее успешной картиной этого периода оказался криминальный триллер «Простой план» («A Simple Plan», 1998), киноадаптация одноимённого романа С. Б. Смита. Рэйми не участвовал в работе над сценарием, который писал сам Смит, картина была успешна у кинокритиков и принесла несколько номинаций на премию «Оскар». Мистический фильм «Дар» («The Gift», 2000) подтвердил, что Рэйми способен снимать триллеры. Хотя картина «Дар» в отличие от «Простого плана» не стала триумфом, её тепло встретила критика.
В 2002 г. Рэйми выпустил фильм «Человек-паук» («Spider-Man», 2002). Режиссёр давно мечтал принять участие в кассовой адаптации комиксов: в начале 1990-х гг. совместно со Стэном Ли, писателем и автором многих персонажей вселенной Marvel, Рэйми даже написал сценарий, переносящий на экран комиксы о Торе, но не нашёл спонсоров.
«Человек паук» и последующие два сиквела – «Человек-паук 2» («Spider-Man 2», 2004), «Человек-паук 3: враг в отражении» («Spider-Man 3», 2007) – стали новым этапам в карьере Рэйми. Франшиза принесла студии Sony Pictures Entertainment около 2,5 млрд долл. в прокате и закрепила за режиссёром репутацию мастера, способного снимать не только малобюджетные ужасы, но и блокбастеры. Все три фильма были тепло приняты критикой и зрителями и принесли множество премий. Например, «Человек-паук 2» удостоен премии «Оскар» (2005) за лучшие визуальные эффекты и премии «Сатурн» за лучший фэнтези-фильм (2005).
В 2009 г. Рэйми снял фильм ужасов «Затащи меня в ад» («Drag Me to Hell», 2009). Несмотря на то, что картина не была сюжетно связана с франшизой «Зловещие мертвецы», режиссёр остался тематически верен своим прежним работам в жанре хоррор. Лента посвящена попыткам банковского клерка избавиться от проклятия, наложенного на него старой цыганкой. Такие сцены фильма, как телесные изменения, вызванные проклятием, образы непреодолимых сил зла, эксгумация тела цыганки, напрямую восходят к идеям «Зловещих мертвецов». Зрители и критика были рады возвращению Рэйми к жанру ужасов: лента была успешна в прокате и завоевала премию «Сатурн» (2010) за лучший фильм ужасов.
В 2013 г. вышел «Оз : Великий и Ужасный» («Oz the Great and Powerful», 2013) – очередная адаптация книги Л. Ф. Баума. Это была первая после «Человека-паука» попытка Рэйми вернуться к студийным проектам. Несмотря на большие кассовые сборы, с точки зрения критиков, картина получилась безыдейной. После этого Рэйми переключился на режиссуру сериалов и продюсирование, также преимущественно сериалов.
Особенности и темы творчества
Творчество С. Рэйми часто рассматривается в контексте культового кино из-за того, что он снял «Зловещих мертвецов». Исследователь кино А. В. Павлов замечает, что уже первая часть франшизы обладает рефлексивным и пародийным характером по отношению к фильму «В лесах». Павлов делает акцент на особом значении для Рэйми творчества Г. Ф. Лавкрафта, поскольку мифология «Зловещих мертвецов» основана на придуманной Лавкрафтом книге «Некрономикон» и вымышленном городе Кандар (Павлов. 2020. С. 256–259, 345–349).
Существенное влияние франшиза «Зловещие мертвецы» оказала и на фильмы о зомби (Павлов. 2014. С. 195, 209–210). «Зловещие мертвецы» переосмысляют идею заражения, демонстрируя демоническую одержимость «живых мертвецов», передающуюся от человека к человеку посредством невидимой тёмной силы. Последнее связано с новаторством Рэйми в операторской работе: режиссёр известен как один из авторов, развивших технику «трясущейся» камеры. Так, знаменитой стала его съёмка от лица надвигающейся, но бесплотной силы в «Зловещих мертвецах».
Рэйми является апологетом культуры комиксов и одним из первых показал, что, вопреки распространённому в киностудиях мнению, адаптация комикса может быть коммерчески успешной. Уже в неудачной картине «Волна преступности» заметны усилия Рэйми отразить на большом экране эстетику и тропы комиксов. Опыт «Человека тьмы» впоследствии проложил дорогу адаптации «Человека паука». Обратный процесс происходил со «Зловещими мертвецами». Благодаря успеху фильма «Армия тьмы» Эш Уильямс стал восприниматься как супергерой и по мотивам франшизы начали выходить комиксы.
В трилогии, посвящённой Человеку-пауку, которая во многом является формальным антиподом «Зловещих мертвецов», Рэйми сохраняет свой авторский взгляд. Специалисты активно обсуждают серию экранизаций, порой предлагая противоположные интерпретации. Так, одни считают, что «Человек-паук», будучи репрезентацией христианской морали, демонстрирует христианское отношение к телесности: даже его костюм оказывается попыткой избежать греховного человеческого тела, вынуждающего человека потакать своим желаниям (Richardson. 2004. P. 701–702). Супергеройский костюм, таким образом, даёт главному герою Питеру Паркеру возможность следовать общему благу и нести ответственность за сограждан. При этом другие (Д. Янг) обращаются к фильму «Человек-паук», чтобы показать то, как работает удовольствие от созерцания тела. В этом смысле особенно важной оказывается сцена, в которой Питер Паркер после превращения в супергероя любуется новым телом. Тело здесь представлено через отражение в зеркале, созданное компьютерной графикой (Young. 2014. P. 29–30).
Исследователь цифровых медиа С. Ричмонд анализирует фильм «Человек-паук» через призму подростковой маскулинности, замечая, что зрителю рассказывается история, посвящённая взрослению исключительно белых гетеросексуальных мужчин (Richmond. 2012. P. 114). Некоторые исследователи видят в истории противостояния Человека-паука и одного из его антагонистов – Зелёного гоблина отражение событий 11 сентября 2001 г. (Sommers. 2012. P. 189–190, 200). Так, Зелёный гоблин в фильме является фигурой, которая из соображений мести – акционеры его компании хотели продать её конкуренту – оказывается вне моральной оптики и перестаёт различать своих врагов и невинных жителей города. Излюбленное оружие Зелёного гоблина – небольшие бомбы, которые он бросает в дома.
Помимо режиссёрской деятельности Рэйми с 2000-х гг. активно занимался продюсированием фильмов ужасов. Среди них такие фильмы, как «Проклятие» («The Grudge», 2004, режиссёр Симидзу Такаси), «Не дыши» («Don’t Breathe», 2016, режиссёр Ф. Альвареc), «Капкан» («Crawl», 2019, режиссёр Александр Ажа). Каждый из этих проектов был успешен.
Рэйми продюсировал проекты, которые развивали франшизу «Зловещие мертвецы». Он участвовал в ремейке оригинального фильма – «Зловещие мертвецы: Чёрная книга» («Evil Dead», 2013, режиссёр Ф. Альварес) и сериала-сиквела «Эш против зловещих мертвецов» («Ash vs. Evil Dead», 2015–2018).
Рэйми работал и над другими телевизионными сериалами. В 1990-х гг. режиссёр участвовал в проекте «Удивительные странствия Геракла» («Hercules: The Legendary Journeys», 1995–1999, шоураннер К. Уильямс) и его спин-оффом «Зена – королева воинов» («Xena: warrior princess», 1995–2001). Геракл и Зена были близкими героями для творческих координат Рэйми. Далёкий от аутентичных античных мифов, Геракл был изображён скорее как супергерой из комиксов. Это выражалось как в сценарной структуре эпизодов без последовательного сюжета, напоминающих выпуски, в которых приключения каждый раз начинаются заново, так и в наличии героя-помощника – Иолая, персонажа, чей комизм контрастировал с серьёзностью Геракла. Подобная динамика была характерна и для сериала о Зене.
Рэйми также работал над веб-сериалом «50 штатов страха» («50 States of Fright, 2020», шоураннер С. Рэйми), для которого снял первые три эпизода, посвящённые штату Мичиган.