Тор (герой комикса)
Тор (англ. Thor), вымышленный супергерой, персонаж комиксов издательства Marvel Comics, разработанный на основе персонажа скандинавской мифологии. Согласно канону комиксов Marvel, Тор, О́дин, Локи и другие персонажи скандинавского пантеона – пришельцы из иного измерения, которых земляне в древности почитали как богов. Тор, наследный принц царства Асгард, сослан на Землю своим отцом, Одином, в наказание за заносчивость и гордыню. На Земле Тор совершает многочисленные подвиги, становится супергероем и входит в число основателей команды Мстители, наряду с Халком, Железным Человеком, Осой и Человеком-муравьём. Он обладает сверхчеловеческой силой и выносливостью, а также способен управлять громом и молнией. Главное оружие Тора – волшебный молот Мьёльнир. Персонаж был создан в 1962 г. сценаристами Стэном Ли и Л. Либером и художником Дж. Кирби. С 2011 г. Тор регулярно появляется в фильмах и сериалах, составляющих киновселенную Marvel, в исполнении австралийского актёра К. Хемсворта.
История персонажа
Персонаж Тора впервые появился в комиксах в июне 1962 г., в выпуске № 83 антологии «Путешествие в тайну» («Journey Into Mystery», 1952–1966). Антология была запущена в период, когда издательство Marvel носило название Atlas, и первоначально задумывалась как сборник коротких историй в жанре хоррор. Однако после введения в США «Комикс-кода» выпускать хоррор-комиксы стало практически невозможно, и жанровая принадлежность серии изменилась. В антологию входили преимущественно научно-фантастические сюжеты, а к началу 1960-х гг. значимое место в каждом выпуске стали занимать истории о гигантских монстрах, вдохновлённые фильмом «Годзилла» («Gojira», 1954, режиссёр Хонда Исиро) и другими похожими картинами.
С 1961 г. вслед за коммерческим успехом серий о Фантастической Четвёрке и Человеке-пауке издательство Marvel начало заполнять свои линейки комиксов разных жанров супергеройскими сюжетами. Один из создателей вселенной героев Marvel, сценарист Стэн Ли, разрабатывал образ нового героя, который выделялся бы на фоне существующих персонажей, обладающих сверхспособностями. Основной творческий партнёр Ли, художник Джек Кирби, увлекался мифами и легендами разных стран, в особенности скандинавской мифологией и ранее уже создавал несколько интерпретаций Тора (Robertson. 2021). Вместе Стэн Ли и Кирби придумали, как переосмыслить Тора в виде супергероя. Третьим создателем персонажа считается брат Стэна Ли, сценарист Л. Либер, написавший подробный сценарий первой истории о Торе на основе идей соавторов.
Тор стал центральным персонажем антологии «Путешествие в тайну»: сюжет о нём открывал каждый выпуск, а сам герой был изображён на обложке. С 1963 г. в антологии стал регулярно возникать ещё один сюжет, связанный с Тором, – серия «Истории об Асгарде» («Tales of Asgard»), в большей степени основанная на мифах о богах скандинавского пантеона. В 1964 г. из антологии были исключены посторонние сюжеты, и каждый выпуск стал включать основное приключение Тора и «Истории об Асгарде». В 1966 г., после выхода выпуска № 125 серия «Путешествие в тайну» была окончательно переименована и получила название «Тор» («Thor»), сохранив нумерацию. «Истории об Асгарде» продолжали публиковаться на страницах издания до 1967 г., после чего их в качестве второго сюжета заменил комикс о фантастической расе Нелюдей.
С 1968 г., в связи с переходом компании Marvel на новую издательскую модель, необходимость публиковать разные сюжеты под одной обложкой отпала, и каждый выпуск включал одну расширенную историю о Торе. В таком виде комикс с периодически обновляемой нумерацией выходил вплоть до 2004 г., после чего в течение трёх лет персонаж практически не появлялся на страницах комиксов Marvel. В 2007 г. постоянная серия «Тор» была возобновлена и выпускается поныне. Издательство часто обнуляло нумерацию, либо начиная отсчёт с первого выпуска, либо возвращая исходную нумерацию, доводя серию до юбилейных выпусков (№ 600, № 700 и т. д.), а также меняя название серии – в разное время она носила название «Могучий Тор», «Путешествие в тайну», «Король Тор», «Бессмертный Тор».
История происхождения Тора в комиксах Marvel неоднократно менялась. В исходном сюжете 1962 г. рассказывалось о визите американского хирурга Дональда Блейка в Норвегию, где тот случайно нашёл молот Мьёльнир, замаскированный под посох, и получил силы Тора. В более поздних комиксах по сценарию Стэна Ли уточнялось, что на самом деле Дональда Блейка не существовало – это была искусственная личность, созданная отцом Тора, Одином. Тор не слушался отцовских приказов, вёл себя безрассудно, и в наказание Один решил стереть сыну память, лишить сверхспособностей и отправить на Землю учиться смирению. Героические подвиги Тора и его стремление защищать слабых доказали Одину, что сын усвоил урок, и он восстановил Тору память. В дальнейших сюжетах комиксов динамика отношений Тора и Блейка менялась: иногда они представали разными аспектами личности Тора, иногда Блейк не фигурировал в сюжете. Сценарист Д. Кейтс в 2020 г. создал сюжет, в рамках которого Блейк снова показан как искусственный конструкт, живущий отдельно от Тора; под влиянием злодеев Блейк стал антагонистом Тора, и их связь была окончательно разорвана (Cardona. 2021).
Ревизии в комиксах Marvel подвергался и сам скандинавский пантеон. В одних сюжетах населяющие его боги максимально приближены к своим мифологическим прототипам, в других они интерпретируются как представители иноземной расы, которых люди в древности приняли за богов. В большинстве современных комиксов Marvel сценаристы придерживаются канона, согласно которому Асгард находится в другой реальности и служит домом для технологически развитой расы практически бессмертных людей с фантастическими способностями. Помимо Тора и Одина существенная роль в цикле комиксов о Торе отведена другому персонажу скандинавского пантеона, Локи, который по версии Marvel является братом Тора и одним из ключевых злодеев вселенной. Именно Локи стал невольной причиной создания команды Мстители.
Особенности персонажа
Тор относится к самым сильным персонажам комиксов Marvel: в число его способностей входит невероятная физическая сила и выносливость, исключительные навыки рукопашного боя и владения холодным оружием, а также умение управлять громом и молнией. Значительную роль в сюжете играет практически неразрушимый молот Мьёльнир, который усиливает контроль Тора над грозой, позволяет герою летать и всегда возвращается в руки хозяина, если был запущен во врагов или оставлен. На Мьёльнир наложено особое заклятие, которое не позволяет поднять молот тому, кто его недостоин. Хотя некоторые персонажи комиксов в разные годы поднимали молот, в основном заклятие означает, что случайные люди или злодеи не могут им воспользоваться.
Происхождение Тора во вселенной Marvel дало сценаристам комиксов значительную свободу в выборе жанра и тематики сюжетов о нём. Наряду с классическими супергеройскими приключениями (земная одиссея Тора – сольная и в составе Мстителей), истории о Торе принадлежат к жанрам фэнтези (сюжеты, связанные с Асгардом) и космической фантастике (Тор часто путешествует в космосе и взаимодействует с инопланетными расами) (Ching. 2022).
Среди сценаристов комиксов про Тора выделяются У. Симонсон, Дж. М. Стражински и Дж. Аарон. Симонсон работал над серией в 1983–1987 гг. (в том числе в качестве художника). Будучи приглашён к работе в момент падения читательского интереса к серии, ему удалось снова сделать комикс коммерчески успешным (Meadows. 2022). Стражински доверили возродить серию в 2007 г. после трёхлетнего перерыва. Перед ним поставили задачу познакомить новое поколение читателей с классическими персонажами комикса и адаптировать Тора к новым реалиям вселенной Marvel (Ginocchio. 2014). Стражински работал над серией до 2010 г. Аарон – в 2012–2019 гг., превратив комиксы про Тора в насыщенную и многосоставную фэнтези-сагу, в частности создав сюжет, в рамках которого способности Тора получает возлюбленная супергероя, медсестра Джейн Фостер (Holub. 2022).
В 2000 г. издательство Marvel запустило линейку комиксов Ultimate Marvel, ориентированную на новое поколение читателей. В ней истории об известных героях и злодеях издательства перезапускались и осовременивались. Ultimate Marvel стала более динамичным и менее запутанным ремейком вселенной Marvel. В этой линейке Тор присоединился к отряду Алтимейтс, аналогу команды Мстители из основной вселенной комиксов. Важным отличием этой интерпретации персонажа стало то, что остальные герои долго не воспринимали всерьёз заявления Тора о том, что он является древним богом, и считали его душевнобольным. Кроме того, Тор в этих комиксах – политический и гражданский активист, критикующий внешнюю политику США (10 Differences Between Regular And Ultimate Thor).
Характерной особенностью комиксов о Торе служит его манера речи – многие сценаристы при создании реплик персонажа обращаются к новоанглийскому языку, подчёркивая тем самым, что герой рождён несколько тысяч лет назад. Для усиления эффекта реплики Тора часто набраны стилизованным шрифтом.
Влияние
С 1966 г. Тор периодически фигурировал в анимационных адаптациях комиксов Marvel. В 1988 г. он появился в телевизионном фильме «Невероятный Халк: Возвращение» («Incredible Hulk Returns», режиссёр Н. Кориа) в исполнении Э. А. Крамера, чему предшествовали безуспешные переговоры с компанией Universal о съёмках полнометражной версии картины. В 2011 г. Тор был интегрирован в киновселенную Marvel в фильме «Тор» («Thor», режиссёр К. Брана). В общей сложности исполнитель роли Тора К. Хемсворт, которому этот образ принёс мировую слову, сыграл героя в 9 полнометражных картинах, среди которых «Тор 2: Царство тьмы» («Thor: The Dark World», режиссёр А. Тейлор), «Тор: Рагнарёк» («Thor: Ragnarok») и «Тор: Любовь и гром» («Thor: Love and Thunder», оба – режиссёр Т. Вайтити).
В трактовке киновселенной Marvel Асгард был не параллельным измерением, а небесным телом, находящимся в космосе вдали от Земли. Магические способности жителей Асгарда объяснялись высоким уровнем научно-технического развития, а Дональд Блейк был полностью исключён из экранизаций. Появление Тора в киновселенной сделало персонажа всемирно узнаваемым и значительно повысило его популярность. В начале 21 в. Тор регулярно попадает в списки главных персонажей Marvel (Moreau. 2023; Fowler. 2023), а также в перечни главных супергероев всех времён.