Айер Алфред Джулс
А́йер А́лфред Джулс (Alfred Jules Ayer) (29.10.1910, Лондон – 27.6.1989, там же), английский философ, представитель логического эмпиризма. Член Британской АН (1952). Окончил Оксфордский университет (1932) и преподавал там с 1933 г. Профессор Лондонского (1946–1959) и Оксфордского (1959–1978) университетов.
Первая книга Айера «Язык, истина и логика» («Language, truth and logic», 1936) содержит одно из наиболее ясно сформулированных изложений как логического позитивизма вообще, так и его феноменалистического крыла в частности. Задачей философии признаётся логическое прояснение основных научных понятий, а не заключение о том, чем вещи являются в действительности. Айер принимает «слабый» вариант ключевого для этого направления принципа верификации, считая, что предложение осмысленно, только если оно либо является аналитическим (утверждения математики и логики), либо некоторый мыслимый опыт «может иметь отношение к определению его истинности или ложности» (утверждения естественных наук и повседневного опыта). Предложения, не принадлежащие ни к одному из этих классов (утверждения метафизики, теологии, эстетики и этики), не могут быть ни истинными, ни ложными. Метафизические утверждения лишены смысла, они возникают в результате логических и лингвистических ошибок. К этическим и эстетическим суждениям Айер относится менее критично, считая, что они могут иметь «эмотивную» нагруженность и быть выражением внутреннего мира высказывающих их людей. В «Основаниях эмпирического знания» («The Foundations of Empirical Knowledge», 1940) Айер продолжает защиту феноменализма: всё, что может быть сказано о физических объектах, может быть преобразовано в утверждения о чувственных данных, из которых, однако, не следует истинность утверждений о физических объектах. Работа «Проблема познания» («The Problem of Knowledge», 1956) направлена уже не столько против метафизики, сколько против скептицизма. В более поздних работах («Центральные вопросы философии», «The Central Questions of Philosophy», 1973, и др.) Айер занимает позицию, которую он называет «усовершенствованным реализмом»: хотя физический мир конструируется из ресурсов чувственного опыта, физические объекты трактуются не просто как способы упорядочения этого опыта, а как сущности, обладающие самостоятельной реальностью и причинно обусловливающие те «перцепты», из которых они были построены. В этике Айер развивал позицию утилитаризма, интерпретируя принцип наибольшего блага как выражение произвольной фундаментальной установки.