Качина
Качи́на (на языке хопи kuhchee'nah, буквально – несущие жизнь), божества и благожелательные духи предков у индейцев Юго-Запада Северной Америки (главным образом у западных пуэбло, особенно хопи и зуни). Качина представляются в антропо-, зоо- и орнитоморфном облике. Основные группы: качина, связанные с мифами творения и обрядами инициаций, качина дождя и плодородия, качина войны, качина-лекари, вестники, ритуальные бегуны, клоуны, персонификации солнца, луны, звёзд, ветра, снега, диких и культурных растений, «хозяева» животных и др. Каждый род, деревня или ритуальное общество имеют своего главного качина-покровителя. У хопи качина живут на горных вершинах, у зуни – также в подземном Озере Мёртвых. Согласно мифам, в начале времён качина обучили людей полезным навыкам и вызывали дождь, танцуя на полях.
Ритуалы качина проходят в культовых полуземлянках (кива), символизирующих утробу Земли, через которую предки вышли на поверхность, и площадях перед ними. У зуни культом качина руководит особая группа жрецов, у хопи – главы общин и кива. Пляски качина исполняются мужчинами, женщины и дети участвуют как зрители. Каждого качина символизируют особый костюм и атрибуты, хранящиеся в кива. Маски качина (личины и шлемовидные) делаются из соломы, листьев, кожи, текстиля, перьев, расписываются красками. Цикл обрядов качина у хопи открывает в ноябре праздник Нового огня (Вувучим), когда юноши проходят последний этап инициации и получают право изображать качина. Во время зимнего солнцестояния, на праздник Возрождения (у хопи – Сойал, у зуни – Салако), отмечается возвращение качина в деревню: они спускаются с гор, предводительствуемые качина Огня; среди них – качина-великаны и качина, двигающиеся и лопочущие как младенцы; обряд включает ритуальный бег качина. Во всех церемониях участвуют качина-клоуны (хано, кошаре), изображаемые танцорами в головных уборах с рожками с кисточками на концах и раскрашенными в чёрно-белую горизонтальную полоску; они танцуют с погремушками из тыквы и барабанами, гримасничают, отпускают непристойные шутки на темы деревенской жизни. После летнего солнцестояния, в июле, справляется праздник прощания с качина (Ниман), после которого они возвращаются в свои горные деревни.
С 1911 г. ритуалы качина закрыты для посещений посторонними, за исключением нескольких деревень. Качина изображают также раскрашенные деревянные куклы (тиху) высотой 10–40 см из корня хлопкового дерева (вид тополя), у зуни – нередко из сосны. Их изготовляют мужчины и во время церемоний дарят детям и женщинам в качестве оберегов и инструментов обучения (узнавать качина во время представлений). Хранят тиху подвешенными на стене в доме. По-видимому, традиция кукол качина появилась у индейцев пуэбло в результате первых контактов с испанцами. Ранние тиху крайне схематичны, не имеют рук и ног, на макушке – перо или пучок перьев; близки по стилю к петроглифам 13–16 вв., изображениям на керамике культуры Могольон, на стенах кива в пуэбло долины р. Литл-Колорадо (Хопи, Хомолови, Аватови), маскам качина, рисункам на песке. Ныне куклы качина изготавливаются на продажу (главным образом у хопи и навахо), выполнены в реалистичной манере.