День мёртвых
День мёртвых (Праздник мёртвых; исп. Día de Muertos, Día de los Difuntos), праздник поминовения усопших в Мексике и других странах Центральной Америки, который отмечается 1 и 2 ноября каждого года.
В Мексике День мёртвых представляет собой двухдневное поминовение усопших – сначала детей, а затем взрослых. Его истоки восходят к двум традициям: средневековым европейским обычаям поминовения умерших и культу предков, существовавшему у коренных народов Мексики с древности.
В Римско-католической церкви 1 и 2 ноября отмечаются два праздника: 1 ноября – День всех святых, а 2 ноября – Праздник поминовения всех усопших. Во многих странах Европы, в том числе в Испании, с данными праздниками были связаны и дохристианские представления о временном возвращении умерших на землю в конце года после сбора урожая. Испанские конкистадоры перенесли эти представления, равно как и католическую религию, в Новый Свет.
У коренных жителей Мексики, в первую очередь ацтеков, поминовению умерших были посвящены два празднества: Миккаильуитонтли (буквально – маленький праздник мёртвых), отмечавшийся в месяц Тлашочимако в период с 23 июля по 13 августа, и Уэй-Миккаильуитль (буквально – великий праздник мёртвых), отмечавшийся в месяц Шокотльуэци и длившийся с 14 по 13 августа. Миккаильуитонтли был посвящён умершим детям. Доминиканский монах, историк Диего Дуран описал его как «праздник маленьких мертвецов» (исп. fiesta de los muertecitos) (Durán D. Historia de las Indias de Nueva-España y islas de Tierra Firme. T. 2. México, 1880. P. 288). Вероятнее всего, имелся в виду именно «маленький праздник» в честь умерших невинных детей и женщин, которые умерли при родах. По другим данным, Миккаильуитонтли был посвящён богам Уицилопочтли, Тескатлипоке и Миктлантекутли: его описание есть в Бурбонском кодексе и во Флорентийском кодексе (отмечается, что во время праздника алкогольные напитки пили только пожилые люди, делались цветочные гирлянды с бархатцами, устраивались танцы, мёртвым клалась еда и питьё). Уэй-Миккаильуитль был посвящён взрослым, в первую очередь выдающимся обожествлённым предкам. Во время этого празднества ацтеки поднимались на плоские крыши своих домов и, повернувшись в сторону севера, где по их представлениям находилось царство мёртвых Миктлан, обращались к умершим родственникам: «Приходите быстро, потому что мы вас ждём». Во время этих праздников, длившихся 40 дней, совершались приношения едой и питьём на могилах и устраивалась ритуальная трапеза в честь умерших. Также им приносили в жертву рабов. Синтез привнесённых конкистадорами и местных традиций породил современный День мёртвых.
Празднество начинается с подготовки всего необходимого для встречи с умершими накануне 1 ноября. В доме ставят алтарь с приношениями (офренда): фотографиями умерших, зажжёнными свечами, черепами из сахара и шоколада, цветами (чаще всего бархатцами – семпоуальшочитль), фруктами, сахарным тростником, а также «хлебом мёртвых» (pan de los muertos – сдобные булочки с изображением перекрещённых костей, на которых крупными буквами пишут имена покойников, а также живых домочадцев). В специальных глиняных курильницах жгут копаловую смолу. От алтаря до входа в дом лепестками бархатцев выкладывают дорожку, чтобы приходящие ночью умершие могли легко найти путь к приношениям.
В мексиканском испанском языке есть выражение convivir con los muertos (буквально – жить вместе с мёртвыми), поскольку считается, что в эти дни умершие, сначала дети, а потом и взрослые, возвращаются на землю к своим родственникам и те должны оказать им достойный приём. В церквях служат мессы, чтобы избавить покойников от мучений в чистилище. В то же время устраиваются шуточные шествия ряженых, которые надевают костюмы мертвецов и разных персонажей (особенно характерен такой персонаж, как Ла Йорона), ходят от дома к дому и требуют угощения. Люди также приходят на кладбища, чтобы провести ночь на могилах умерших родственников. Все могилы в эти дни украшаются цветами и на них оставляют приношения: зажжённые свечи, «хлеб мёртвых», а также тамали − паровые пирожки из кукурузного теста, завёрнутые в лист банана или кукурузы. Нередко ставят алкогольные напитки. Около крестов помещают портреты умерших. Кроме того, в честь умерших сочиняют шуточные куплеты калаверас и разыгрывают сценки с участием Смерти. Мексиканцы не без гордости называют себя народом, который шутит со смертью.
Статус национально значимого праздника в Мексике День мёртвых приобрёл во времена президентства Л. Карденаса (1934–1940), который придавал большое значение выстраиванию мексиканской национальной идентичности. Его другом был художник-муралист и создатель множества национальных символов Д. Ривера, который также был активным сторонником возрождения национальных традиций и многое сделал для популяризации Дня мёртвых в нынешней форме среди мексиканского среднего класса и интеллигенции.
Мотивы Дня мёртвых отражены в творчестве мексиканских графиков и художников (гравюры Х. Г. Посады; серия фресок Д. Риверы, в том числе «Приношение в День мёртвых», 1924, Дворец изящных искусств в Мехико; «Воскресный сон в парке Аламеда», 1946–1947, и др.; автопортрет Ф. Кало «Без надежды», 1945), писателей (рассказы К. Фуэнтеса, роман Х. Рульфо «Педро Парамо», 1955), а также в анимационном фильме студии Pixar «Тайна Коко» (режиссёры Л. Анкрич, Э. Молина, 2017).
Мексиканский День мёртвых входит в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (2008).