#Культура коренных народов Центральной Америки
Культура коренных народов Центральной Америки
Тег

Культура коренных народов Центральной Америки

Культура коренных народов Центральной Америки
Найденa 21 статья
Отоми. Ребосо из хлопка
Нательная одеждаНательная одежда
Ребосо
Ребо́со, длинная женская прямоугольная накидка из цельного куска материи с кистями и бахромой на концах; один из основных элементов традиционного мексиканского женского костюма в 16–21 вв. Длина составляет от 1,5 до 3 м, ширина от 1 до 1,5 м. Для изготовления ребосо используются различные материалы (хлопок, волокна агавы, шёлк, вискоза). Готовое изделие украшается вышивкой (в том числе бисером), орнаментом (в том числе в технике икат) и др. Для окрашивания используются натуральные красители, причём выбор основного цвета мог указывать на регион, откуда происходила женщина (у тарасков штата Мичоакан женщины традиционно носили синие ребосо с чёрными полосами; женщины отоми в Центральной Мексике предпочитали серые ребосо с белыми полосами). В течение 19 – начале 20 вв. постепенно вышло из употребления среди горожанок и стало отличительной принадлежностью костюма сельских женщин, главным образом индейских. После Мексиканской революции 1910–1917 гг. и последовавшего за ней возрождения интереса к народной культуре среди представителей мексиканской интеллигенции престиж ребосо возрос. Ребосо стали носить представительницы мексиканской творческой интеллигенции (художница Ф. Кало, актриса Мария Феликс, писательница и поэтесса Ана Кастильо и др.). В начале 21 в. ребосо также было непременным атрибутом нарядов Маргариты Савалы, супруги президента Ф. Кальдерона.
Народы
Амусго
Аму́сго, индейский народ в Мексике. Живут в предгорьях и горах южной части Западной Сьерры-Мадре и примыкающей части прибрежной тихоокеанской равнины на территории историко-культурной области Коста-Миштека («Береговая Миштека»): на крайнем западе штата Оахака, на востоке и юго-востоке штата Герреро, в регионе Коста-Чика («Малый Берег», муниципалитеты Сочистлауака, Тлакоачистлауака и Ометепек), а также небольшими анклавами – в штатах Морелос, Пуэбла и Мичоакан. Численность составляет около 50 тыс. человек (47,5 тыс. человек; 2010, перепись), из которых более 41 тыс. человек в Герреро и более 8 тыс. человек в Оахаке. Говорят на языке амусго (амузго, амусга) миштекской группы большой сапотекской ветви семьи ото-манге, около половины амусго (в основном мужчины) владеют также испанским языком. Письменность на основе латинской графики. Большинство верующих – католики.
Женщина амусго за ткацким станком
Нательная одежда
Тилматли
Тилма́тли, длинный прямоугольный кусок ткани (плащ), завязывавшийся на правом плече; основная мужская верхняя одежда у народов Мексики до испанского завоевания (первая четверть 16 в.). Цвет, длина, украшение каймы, а также способ завязывания тилматли регулировались властями и зависели от ранга его владельца. После испанского завоевания продолжал выполнять свою функцию основной верхней мужской одежды индейцев Мексики, несмотря на то что к нему прибавились рубашка и штаны. Вышел из употребления только в 18 в., когда его вытеснили испанские плащи и накидки. Не сохранилось ни одного доиспанского или колониального образца тилматли, они известны только по изображениям в письменных источниках («Кодекс Мендоса», «Кодекс Тудела», «Флорентийский кодекс», «Кодекс Иштлильшочитль», все – 16 в. и др.).
Несауальпилли, правитель Тескоко, в тилматли
Орудия труда, предметы быта
Мекапаль
Мекапа́ль, приспособление для переноски грузов, использующееся коренными жителями Мексики с 1 тыс. до н. э. Состоит из кожаной или тканой ленты (длиной от 25 до 40 см и шириной 10 см), к каждому концу которой прикрепляется верёвка. Эта лента закрепляется на лбу носильщика на различной высоте в зависимости от тяжести груза, характера местности, по которой ему предстоит идти, и формы головы носильщика; груз фиксируется за счёт верёвок. До Конкисты был основным средством транспортировки грузов специально подготовленными носильщиками – тламеме. В 21 в. в сельской местности Мексики и Гватемалы мекапаль продолжает применяться для переноски разных грузов.
Мекапаль
Народы
Масауа
Маса́уа, индейский народ в Центральной Мексике. Живут на Мексиканском нагорье, в центральной части Поперечной Вулканической Сьерры, на северо-западе и в центральном регионе штата Мехико, а также на востоке штата Мичоакан. Численность 360,3 тыс. человек (2015, INEGI-CIC), из них в Мичоакане около 12,1 тыс. человек. Язык масауа группы отоми ветви ото-паме (западные ото-манге) семьи ото-манге. Письменность на основе латинской графики. Формально католики; увеличивается число протестантов (в основном евангелистов); большая часть масауа Мичоакана – Свидетели Иеговы (организация запрещена в РФ).
Масауа. Жители небольшого города в штате Мехико
Народы
Майо
Ма́йо, индейский народ группы таракахита на северо-западе Мексики (бассейны реки Майо на юге штата Сонора и рек Рио-Фуэрте, Умайя и Синалоа на севере штата Синалоа). Численность – около 115 тыс. человек (2015, оценка). Говорят на языке майо кахитской ветви юто-астекской семьи языков. Большинство говорят также на испанском языке. Письменность на основе латинской графики; на языке майо ведётся школьное обучение и радиовещание. Формально католики; распространён также протестантизм (пятидесятники); религия майо представляет собой синкретизм народного католицизма и доиспанских верований и культов.
Майо. Мужчина исполняет традиционный танец оленя
Народы
Мискито
Миски́то, индейский народ на востоке Гондураса (т. н. Москития) и северо-востоке Никарагуа (автономный округ Атлантико-Норте и север автономного округа Атлантико-Сур). Живут по атлантическому побережью между мысами Камарон и Перлас (Москитовый берег) и по рекам Коко (Сеговия) и Рио-Гранде-де-Матагальпа. Численность в Никарагуа 120,9 тыс. человек (2005, перепись), в Гондурасе – 80,1 тыс. человек (2013, перепись). Язык мискито мисумальпанской семьи. Письменность на основе латинской графики. Говорят на москитовобережном (никарагуанском) наречии западно-карибского англо-креольского языка. Распространён также испанский язык. В основном христиане (главным образом моравские братья).
Мискито. Женщины обрабатывают рис
Народы
Карибы
Кари́бы (исп. caribes, kali’na, kariña, португ. galibi), группа индейских народов, говорящих на карибских языках, в Южной Америке (Восточная Венесуэла, Северная Колумбия, Западная и Южная Гайана, северный Суринам, Французская Гвиана, Бразилия). Общая численность около 80 тыс. человек. Численность в Венесуэле 33,9 тыс. человек – собственно карибы, 30,2 тыс. человек – пемон, 1,1 тыс. человек – акавайо, 0,4 тыс. человек – яварана (2011, перепись), в Бразилии около 0,1 тыс. человек – собственно карибы, 1,8 тыс. человек – тирийо, 0,4 тыс. человек – кашуяна (2014, оценка SESAI). Около 3 тыс. карибов живут в Суринаме (2002, оценка), примерно столько же во Французской Гвиане (2002, оценка). В Гайяне насчитывается около 0,5 тыс. карибов.
История
Народы
Куна
Ку́на, индейский народ группы чибча на северо-востоке Панамы и северо-западе Колумбии. Делится на 2 группы: сан-блас (автономные области Куна-Яла, Куна-де-Мадуганди и Куна-де-Варганди, а также восток провинции Колон и север провинции Панама в Панаме); пограничные куна в районе залива Ураба на севере департаментов Чоко и Антьокия в Колумбии, а также на юго-востоке провинции Дарьен в Панаме. Численность в Панаме 80,6 тыс. человек (2010, перепись); в Колумбии – 2,7 тыс. человек (2018, перепись). Говорят на языке куна языковой семьи чибчанских языков. Испанским языком владеют около 60 % куна в Панаме и около 20 % – в Колумбии, часть куна Панамы также владеют английским языком. Исповедуют христианство (католики и протестанты). Среди куна самый высокий в мире процент альбиносов.
Куна. Девушка в традиционной одежде
Орудия труда, предметы быта
Метате
Мета́те, разновидность ручной зернотёрки у коренных народов Мезоамерики. Обычно изготавливается из твёрдых вулканических пород, реже из известняка. Состоит из вогнутого или плоского каменного основания, иногда – трёх ножек, а также цилиндрического ручного жёрнова (мано). Появление метате в Мексике тесно связано с одомашниванием кукурузы и переходом к земледельческому хозяйству. Первые ручные зернотёрки появились в архаический период на этапе Эль-Риего (7000–5000 до н. э.) в долине Теуакан на территории штата Пуэбла в Центральной Мексике, хотя, по всей видимости, они использовались не для одомашненных растений. Современные метате на трёх ножках появились на территории Мексики не позднее доклассического (формативного) периода (конец 2000 тыс. до н. э. – 250  н. э.). С середины 20 в., с распространением электрических мельниц, метате утратило своё исконное предназначение.
Зооморфная метате. Картаго, Коста-Рика. 1000–1552
1
2
3