#Культура коренных народов Центральной АмерикиКультура коренных народов Центральной АмерикиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегКультура коренных народов Центральной АмерикиКультура коренных народов Центральной АмерикиНайденo 23 статьиМагические ритуалы, обряды, практикиМагические ритуалы, обряды, практики ЛимпиаЛи́мпиа, ритуал очищения тела и снятия порчи, распространённый у народов Мексики, а также других стран Центральной и Южной Америки (науа, кора, тотонаки, отоми, тепеуа и др.). Проводится профессиональным целителем или целительницей, иногда при участии ассистентов (травники, акушерки, детские курандеро, массажисты). Как правило, основанием для проведения лимпии являются различные заболевания неясного происхождения, которые объясняют вторжением в тело пациента вредоносной субстанции, чаще всего «дурного воздуха» (исп. mal aire), или сглазом (исп. mal de ojo). Католическое духовенство относится к данным ритуалам негативно как к суевериям, но предпочитает не вмешиваться и не препятствовать их проведению. Лимпии традиционно более характерны для сельской среды, хотя в 21 в. мода на них распространилась среди горожан.Праздники День мёртвыхДень мёртвых, праздник поминовения усопших в Мексике и других странах Центральной Америки, который отмечается 1 и 2 ноября каждого года. Представляет собой двухдневное поминовение усопших – сначала детей, а затем взрослых. Его истоки восходят к двум традициям: средневековым европейским обычаям поминовения умерших и культу предков, существовавшему у коренных народов Мексики с древности. Входит в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (2008).Нательная одежда РебосоРебо́со, длинная женская прямоугольная накидка из цельного куска материи с кистями и бахромой на концах; один из основных элементов традиционного мексиканского женского костюма в 16–21 вв. Длина составляет от 1,5 до 3 м, ширина от 1 до 1,5 м. Для изготовления ребосо используются различные материалы (хлопок, волокна агавы, шёлк, вискоза). Готовое изделие украшается вышивкой (в том числе бисером), орнаментом (в том числе в технике икат) и др. Для окрашивания используются натуральные красители, причём выбор основного цвета мог указывать на регион, откуда происходила женщина (у тарасков штата Мичоакан женщины традиционно носили синие ребосо с чёрными полосами; женщины отоми в Центральной Мексике предпочитали серые ребосо с белыми полосами). В течение 19 – начале 20 вв. постепенно вышло из употребления среди горожанок и стало отличительной принадлежностью костюма сельских женщин, главным образом индейских. После Мексиканской революции 1910–1917 гг. и последовавшего за ней возрождения интереса к народной культуре среди представителей мексиканской интеллигенции престиж ребосо возрос. Ребосо стали носить представительницы мексиканской творческой интеллигенции (художница Ф. Кало, актриса Мария Феликс, писательница и поэтесса Ана Кастильо и др.). В начале 21 в. ребосо также было непременным атрибутом нарядов Маргариты Савалы, супруги президента Ф. Кальдерона.Народы АмусгоАму́сго, индейский народ в Мексике. Живут в предгорьях и горах южной части Западной Сьерры-Мадре и примыкающей части прибрежной тихоокеанской равнины на территории историко-культурной области Коста-Миштека («Береговая Миштека»): на крайнем западе штата Оахака, на востоке и юго-востоке штата Герреро, в регионе Коста-Чика («Малый Берег», муниципалитеты Сочистлауака, Тлакоачистлауака и Ометепек), а также небольшими анклавами – в штатах Морелос, Пуэбла и Мичоакан. Численность составляет около 50 тыс. человек (47,5 тыс. человек; 2010, перепись), из которых более 41 тыс. человек в Герреро и более 8 тыс. человек в Оахаке. Говорят на языке амусго (амузго, амусга) миштекской группы большой сапотекской ветви семьи ото-манге, около половины амусго (в основном мужчины) владеют также испанским языком. Письменность на основе латинской графики. Большинство верующих – католики.Нательная одежда ТилматлиТилма́тли, длинный прямоугольный кусок ткани (плащ), завязывавшийся на правом плече; основная мужская верхняя одежда у народов Мексики до испанского завоевания (первая четверть 16 в.). Цвет, длина, украшение каймы, а также способ завязывания тилматли регулировались властями и зависели от ранга его владельца. После испанского завоевания продолжал выполнять свою функцию основной верхней мужской одежды индейцев Мексики, несмотря на то что к нему прибавились рубашка и штаны. Вышел из употребления только в 18 в., когда его вытеснили испанские плащи и накидки. Не сохранилось ни одного доиспанского или колониального образца тилматли, они известны только по изображениям в письменных источниках («Кодекс Мендоса», «Кодекс Тудела», «Флорентийский кодекс», «Кодекс Иштлильшочитль», все – 16 в. и др.).Орудия труда, предметы быта МекапальМекапа́ль, приспособление для переноски грузов, использующееся коренными жителями Мексики с 1 тыс. до н. э. Состоит из кожаной или тканой ленты (длиной от 25 до 40 см и шириной 10 см), к каждому концу которой прикрепляется верёвка. Эта лента закрепляется на лбу носильщика на различной высоте в зависимости от тяжести груза, характера местности, по которой ему предстоит идти, и формы головы носильщика; груз фиксируется за счёт верёвок. До Конкисты был основным средством транспортировки грузов специально подготовленными носильщиками – тламеме. В 21 в. в сельской местности Мексики и Гватемалы мекапаль продолжает применяться для переноски разных грузов.Народы МасауаМаса́уа, индейский народ в Центральной Мексике. Живут на Мексиканском нагорье, в центральной части Поперечной Вулканической Сьерры, на северо-западе и в центральном регионе штата Мехико, а также на востоке штата Мичоакан. Численность 360,3 тыс. человек (2015, INEGI-CIC), из них в Мичоакане около 12,1 тыс. человек. Язык масауа группы отоми ветви ото-паме (западные ото-манге) семьи ото-манге. Письменность на основе латинской графики. Формально католики; увеличивается число протестантов (в основном евангелистов); большая часть масауа Мичоакана – Свидетели Иеговы (организация запрещена в РФ).Народы МайоМа́йо, индейский народ группы таракахита на северо-западе Мексики (бассейны реки Майо на юге штата Сонора и рек Рио-Фуэрте, Умайя и Синалоа на севере штата Синалоа). Численность – около 115 тыс. человек (2015, оценка). Говорят на языке майо кахитской ветви юто-астекской семьи языков. Большинство говорят также на испанском языке. Письменность на основе латинской графики; на языке майо ведётся школьное обучение и радиовещание. Формально католики; распространён также протестантизм (пятидесятники); религия майо представляет собой синкретизм народного католицизма и доиспанских верований и культов.Народы МискитоМиски́то, индейский народ на востоке Гондураса (т. н. Москития) и северо-востоке Никарагуа (автономный округ Атлантико-Норте и север автономного округа Атлантико-Сур). Живут по атлантическому побережью между мысами Камарон и Перлас (Москитовый берег) и по рекам Коко (Сеговия) и Рио-Гранде-де-Матагальпа. Численность в Никарагуа 120,9 тыс. человек (2005, перепись), в Гондурасе – 80,1 тыс. человек (2013, перепись). Язык мискито мисумальпанской семьи. Письменность на основе латинской графики. Говорят на москитовобережном (никарагуанском) наречии западно-карибского англо-креольского языка. Распространён также испанский язык. В основном христиане (главным образом моравские братья).Народы КарибыКари́бы (исп. caribes, kali’na, kariña, португ. galibi), группа индейских народов, говорящих на карибских языках, в Южной Америке (Восточная Венесуэла, Северная Колумбия, Западная и Южная Гайана, северный Суринам, Французская Гвиана, Бразилия). Общая численность около 80 тыс. человек. Численность в Венесуэле 33,9 тыс. человек – собственно карибы, 30,2 тыс. человек – пемон, 1,1 тыс. человек – акавайо, 0,4 тыс. человек – яварана (2011, перепись), в Бразилии около 0,1 тыс. человек – собственно карибы, 1,8 тыс. человек – тирийо, 0,4 тыс. человек – кашуяна (2014, оценка SESAI). Около 3 тыс. карибов живут в Суринаме (2002, оценка), примерно столько же во Французской Гвиане (2002, оценка). В Гайяне насчитывается около 0,5 тыс. карибов. 123