#Культура коренных народов Центральной АмерикиКультура коренных народов Центральной АмерикиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегКультура коренных народов Центральной АмерикиКультура коренных народов Центральной АмерикиНайденo 25 статейВерованияВерования ТоналлиТона́лли, по представлениям ацтеков – жизненная сила человека, циркулирующая в его теле и обеспечивающая здоровье, силу, рост, энергию, а также влияющая на формирование характера. Местами концентрации и возможного выхода тоналли из тела считались конечности и макушка. Следы представлений о тоналли сохраняются у современных потомков ацтеков (науа), оказывая влияние на традиционные лечебные практики.Орудия труда, предметы быта КалебасКалеба́с, сосуд из высушенной тыквы-горлянки (Lagenaria siceraria) для хранения и переноса различных продуктов (напитков, сыпучих продуктов и др.). Благодаря лёгкости в изготовлении, вместительности и сравнительно небольшому весу калебасы широко используются поныне практически у всех народов мира, живущих в субтропическом и тропическом поясах. Область их распространения охватывает Центральную и Южную Америку, а также Южную и Юго-Восточную Азию, Тропическую Африку и Океанию, встречается на Кавказе и Средней Азии. Калебасы изготавливаются путём высушивания, а затем вырезания сердцевины тыквы. На фабриках при массовом производстве их также часто подвергают обжигу. Имеют форму бутыли, кувшина, чаши и т. п. Часто украшаются геометрическими расписными или прорезными или выжженными орнаментами. В странах Центральной и Южной Америки для изготовления сосудов и чаш также используются плоды калебасового дерева (Crescentia cujete).Магические ритуалы, обряды, практики ЛимпиаЛи́мпиа, ритуал очищения тела и снятия порчи, распространённый у народов Мексики, а также других стран Центральной и Южной Америки (науа, кора, тотонаки, отоми, тепеуа и др.). Проводится профессиональным целителем или целительницей, иногда при участии ассистентов (травники, акушерки, детские курандеро, массажисты). Как правило, основанием для проведения лимпии являются различные заболевания неясного происхождения, которые объясняют вторжением в тело пациента вредоносной субстанции, чаще всего «дурного воздуха» (исп. mal aire), или сглазом (исп. mal de ojo). Католическое духовенство относится к данным ритуалам негативно как к суевериям, но предпочитает не вмешиваться и не препятствовать их проведению. Лимпии традиционно более характерны для сельской среды, хотя в 21 в. мода на них распространилась среди горожан.Праздники День мёртвыхДень мёртвых, праздник поминовения усопших в Мексике и других странах Центральной Америки, который отмечается 1 и 2 ноября каждого года. Представляет собой двухдневное поминовение усопших – сначала детей, а затем взрослых. Его истоки восходят к двум традициям: средневековым европейским обычаям поминовения умерших и культу предков, существовавшему у коренных народов Мексики с древности. Входит в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (2008).Нательная одежда РебосоРебо́со, длинная женская прямоугольная накидка из цельного куска материи с кистями и бахромой на концах; один из основных элементов традиционного мексиканского женского костюма в 16–21 вв. Длина составляет от 1,5 до 3 м, ширина от 1 до 1,5 м. Для изготовления ребосо используются различные материалы (хлопок, волокна агавы, шёлк, вискоза). Готовое изделие украшается вышивкой (в том числе бисером), орнаментом (в том числе в технике икат) и др. Для окрашивания используются натуральные красители, причём выбор основного цвета мог указывать на регион, откуда происходила женщина (у тарасков штата Мичоакан женщины традиционно носили синие ребосо с чёрными полосами; женщины отоми в Центральной Мексике предпочитали серые ребосо с белыми полосами). В течение 19 – начале 20 вв. постепенно вышло из употребления среди горожанок и стало отличительной принадлежностью костюма сельских женщин, главным образом индейских. После Мексиканской революции 1910–1917 гг. и последовавшего за ней возрождения интереса к народной культуре среди представителей мексиканской интеллигенции престиж ребосо возрос. Ребосо стали носить представительницы мексиканской творческой интеллигенции (художница Ф. Кало, актриса Мария Феликс, писательница и поэтесса Ана Кастильо и др.). В начале 21 в. ребосо также было непременным атрибутом нарядов Маргариты Савалы, супруги президента Ф. Кальдерона.Народы АмусгоАму́сго, индейский народ в Мексике. Живут в предгорьях и горах южной части Западной Сьерры-Мадре и примыкающей части прибрежной тихоокеанской равнины на территории историко-культурной области Коста-Миштека («Береговая Миштека»): на крайнем западе штата Оахака, на востоке и юго-востоке штата Герреро, в регионе Коста-Чика («Малый Берег», муниципалитеты Сочистлауака, Тлакоачистлауака и Ометепек), а также небольшими анклавами – в штатах Морелос, Пуэбла и Мичоакан. Численность составляет около 50 тыс. человек (47,5 тыс. человек; 2010, перепись), из которых более 41 тыс. человек в Герреро и более 8 тыс. человек в Оахаке. Говорят на языке амусго (амузго, амусга) миштекской группы большой сапотекской ветви семьи ото-манге, около половины амусго (в основном мужчины) владеют также испанским языком. Письменность на основе латинской графики. Большинство верующих – католики.Нательная одежда ТилматлиТилма́тли, длинный прямоугольный кусок ткани (плащ), завязывавшийся на правом плече; основная мужская верхняя одежда у народов Мексики до испанского завоевания (первая четверть 16 в.). Цвет, длина, украшение каймы, а также способ завязывания тилматли регулировались властями и зависели от ранга его владельца. После испанского завоевания продолжал выполнять свою функцию основной верхней мужской одежды индейцев Мексики, несмотря на то что к нему прибавились рубашка и штаны. Вышел из употребления только в 18 в., когда его вытеснили испанские плащи и накидки. Не сохранилось ни одного доиспанского или колониального образца тилматли, они известны только по изображениям в письменных источниках («Кодекс Мендоса», «Кодекс Тудела», «Флорентийский кодекс», «Кодекс Иштлильшочитль», все – 16 в. и др.).Орудия труда, предметы быта МекапальМекапа́ль, приспособление для переноски грузов, использующееся коренными жителями Мексики с 1 тыс. до н. э. Состоит из кожаной или тканой ленты (длиной от 25 до 40 см и шириной 10 см), к каждому концу которой прикрепляется верёвка. Эта лента закрепляется на лбу носильщика на различной высоте в зависимости от тяжести груза, характера местности, по которой ему предстоит идти, и формы головы носильщика; груз фиксируется за счёт верёвок. До Конкисты был основным средством транспортировки грузов специально подготовленными носильщиками – тламеме. В 21 в. в сельской местности Мексики и Гватемалы мекапаль продолжает применяться для переноски разных грузов.Народы МасауаМаса́уа, индейский народ в Центральной Мексике. Живут на Мексиканском нагорье, в центральной части Поперечной Вулканической Сьерры, на северо-западе и в центральном регионе штата Мехико, а также на востоке штата Мичоакан. Численность 360,3 тыс. человек (2015, INEGI-CIC), из них в Мичоакане около 12,1 тыс. человек. Язык масауа группы отоми ветви ото-паме (западные ото-манге) семьи ото-манге. Письменность на основе латинской графики. Формально католики; увеличивается число протестантов (в основном евангелистов); большая часть масауа Мичоакана – Свидетели Иеговы (организация запрещена в РФ).Народы МайоМа́йо, индейский народ группы таракахита на северо-западе Мексики (бассейны реки Майо на юге штата Сонора и рек Рио-Фуэрте, Умайя и Синалоа на севере штата Синалоа). Численность – около 115 тыс. человек (2015, оценка). Говорят на языке майо кахитской ветви юто-астекской семьи языков. Большинство говорят также на испанском языке. Письменность на основе латинской графики; на языке майо ведётся школьное обучение и радиовещание. Формально католики; распространён также протестантизм (пятидесятники); религия майо представляет собой синкретизм народного католицизма и доиспанских верований и культов. 123